logo
мегашпора

13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.

Бюджетно-налоговый потенциал региона представляет собой максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, который может быть получен в рамках территории в сложившихся условиях хозяйствования.

Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный или местный бюджеты.

Гос. бюджет это централизов-й фонд финансовых ресурсов, фин. план гос-ва, имеющий статус закона на соотв-й фин. год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для фин. обеспечения деят-сти гос-ва и местного самоупр-я. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: фед. бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов; бюджеты субъектов и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов; местные бюджеты. Федер. бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов разрабат-ся и утвержд. в форме фед. законов; бюджеты субъектов и бюджеты территор-х гос. внебюджет. фондов- в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разраб-ся и утверждаются правовыми актами представит-х органов местного самоупр-я или в порядке, установ-м уставами муницип. обр.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. К налоговым доходам относятся: предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы; пени и штрафы. К неналоговым относятся доходы:

В доходах бюджетов учитываются:

В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления от физических и юр. лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаимным расчетам. Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.

К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством; часть неналоговых доходов; безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

В зависимости от источников наполнения доходной части регионального бюджета может быть применена следующая группировка регионов:

К первой категории регионов могут быть отнесены субъекты, имеющее положительное сальдо платежей с федеральным бюджетом. В настоящее время таковых среди субъектов федерации насчитывается очень мало.

Ко второй категории относятся субъекты, имеющие отрицательное сальдо платежей с федеральным бюджетом. Количество регионов, относящихся к этой группе чрезвычайно велико.

К третьей категории относятся субъекты у которых отсутствует налогооблагаемая база для формирования доходной части региональных бюджетов.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на: единых методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществле­нии которых создается или увеличивается имущество, находя­щееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Текущие расходы бюджетов часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционировавшие органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

В расходах бюджетов значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие: оплату труда; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению; командировочные и другие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В современных экономических условиях, характеризующихся кризисными явлениями, получившими свое распространение на различные государства и РФ в том числе, одним из наиболее актуальных стал вопрос полноты учета и определения бюджетного потенциала региона. В настоящее время значительное число регионов являются дотационными и обеспечивают сбалансированность своих бюджетов посредством трансфертов, получаемых из федерального бюджета в рамках реализации межбюджетных отношений. Однако в 2009 г. существенно сократились доходы региональных бюджетов, федеральный бюджет утвержден с дефицитом, что связано с изменением условий хозяйствования во время финансового кризиса, что требует поиска новых методических подходов к обеспечению полноты охвата экономических и финансовых результатов деятельности субъектов, складывающихся в тенденцию по определенному региону.

Важным является универсальность используемой методики для различных регионов РФ, а также возможность ее применения для оценки бюджетного потенциала независимо от экономической ситуации в государстве или регионе.