logo
мегашпора

69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.

Политический процесс - явление, представляющее собой сумму политически значимых действий социальных общностей, институтов гражданского общества, различных демократических структур, всех граждан общества. В таком определении политический процесс складывается, эволюционирует во времени и пространстве независимо от воли и желания людей. Каждая вступающая в политическую жизнь личность застает ею в определенном состоянии и содержании и включается в него.

Но политический процесс имеет и субъективную природу. Он организовывается самими людьми (лидерами, правящей группировкой, органами власти) для достижения определенных политических целей.

Сущность политического процесса заключается в целенаправленных действиях его участников по формированию и воспроизводству различных компонентов политической системы общества (политических партий, политических институтов), а также деятельность органов власти по утверждению данного общественного строя, развитию политической культуры населения страны, проведению избирательных кампаний и других мероприятий (во взаимодействии акторов (субъектов).

Источником политического процесса являются противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил, субъектов политики, политических лидеров, ведущих борьбу за достижение своих политических целей.

Структура политического процесса:

- субъект процесса (реальную власть или ее носителя, то есть некий носитель власти);

- объект, который существует естественно (объективно), либо искусственно создан в качестве движущей силы процесса (может быть все общество в целом);

- средства, методы, ресурсы. Ресурсами (основаниями) политического процесса могут служить: научные знания, финансовые средства, теоретическое и обыденное сознание масс – участников процесса, исторические и национальные традиции народа и др.

Этапы политического процесса на примере принятия и реализации политического решения:

1. постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем);

2. формулирование альтернативных решений;

3. сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения;

4. формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч);

5. реализация принятых решений;

6. контроль за реализацией и осуществлением «обратной связи».

Специфика политического процесса в современной России

  1. политический процесс в современной России плюралистичен –?????

Несформированность гражданского общества является одной из особенностей цивилизованного развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

Центральное место занимают политическая воля, сильные структуры власти, прежде всего государство и его лидер, политико-идеологические методы воздействия на личность, принуждение, ценности уравнительности и патриархального коллективизма. Естественно-исторические факторы эволюции (экономический интерес, неравенство, конкуренция, рынок, товарно-денежные отношения, частная собственность) еще не задействованыь использованы в полной мере.

  1. политический процесс в России слабо структурирован: граждане, социальные общности еще не осознали в достаточной мере свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали совместных целей и не определили свои социально-политические статусы.

  2. Субъекты политического процесса просто не понимают необходимости в компромиссах, соглашениях, уступках, согласовании различных интересов.

  3. выражается в том, что его основе лежит авторитарный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в формировании проблем, так и в вынужденной интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса госаппарат проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры делают поведение субъектов политики предсказуемым.

  4. Чрезмерная концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве революционных движений, а не политических оппонентов. Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы, для того чтобы заставить официальную власть признать, легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся и заметно усиливающаяся из-за разрушения привычных социальных связей и форм индивидуальной и групповой идентификации маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений.