15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
Рациональное размещение производительных сил в регионах позволяет обеспечить большую эффективность производства, обеспечить рациональную занятость населения, получать максимальную прибыль при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных или ресурсосберегающих технологий при переработке сырья.
Территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием рационального размещения производства в условиях социальной экономики. Для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным ресурсно-производственным потенциалом эта закономерность играет существенную роль.
Все регионы России имеют различные экономические, ресурсно-производственные и исторические условия и особенности и уровни социально-экономического развития. Поэтому каждый регион формирует свою, присущую только ему специализацию экономики и на основе экономических и производственных связей обмениваются результатами труда с другими регионами.
Исторически сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском районах в ближайшей перспективе сохранят специализацию и будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов. Создание новых производственных баз требует огромного количества финансовых и материальных ресурсов, что в настоящее время невозможно.
Другой пример исторической и производственно-ресурсной специализации может быть определен на примере создания и развития нефтегазового комплекса. К концу 20 века в России сформировались производственные базы в Западной Сибири, на Урале, Поволжье, Северном районе. В то же время они являются на сегодняшний день одними из крупнейших потребителей, как производственных, так и личных. Как правило, предприятия нефтегазового комплекса являются одними из градообразующих и приносят основную долю налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты регионов. Следовательно, работники этих предприятий являются в тоже время покупателями различных товаров и услуг. В свою очередь, расширение производства на предприятиях этого комплекса требует расширения объемов производства товаров, необходимых для производственного потребления. В некоторых случаях они являются единственными источниками развития предприятий машиностроительного комплекса и других смежных отраслей.
На современном этапе экономического развития в особенно важно дальнейшее совершенствование системы разделения труда между регионами путем их производственной кооперации и согласования их трудовых усилий, рационального сочетания интересов государства с интересами каждого региона или республики. Вопросы создания новых крупных хозяйственные объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных экономических и социальных программ.
Территориальное разделение труда и рациональная специализация регионов и комплексов внутри них будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития, необходимому расширению производства, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы региональных бюджетов и ликвидации социальной напряженности.
Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решает проблема сокращения нерациональных транспортных потоков, снижения совокупных затрат труда в целом и по всем стадиям и переделам производства, повышения экономической и социальной эффективности.
Особенно важным является приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности.
К источникам сырья обычно приближают материалоемкие производства, например, черная металлургия, тяжелое машиностроение.
Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности размещают в районах потребления.
Наукоемкие отрасли – обычно размещают в районах, обеспеченных квалифицированными трудовыми ресурсами и развитой научно- испытательной базой.
В условиях ограничения как финансовых, так и материальных ресурсов особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов..
С учетом этого принципа в настоящее время создаются территориально-производственные комплексы (ТПК). Например, Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе добычи железных руд формируется ТПК Курской магнитной аномалии, на основе уникальных угольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.
Все многообразие факторов, влияющих на размещение производства, можно объединить в родственные группы:
природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; социально-экономические факторы; факторы рационального природопользования; демографические факторы.
Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и социально-экономические факторы.
Метод формирования: целевые программы, особые экономические зоны, привлечение иностранных инвестиций, условия для свободных предпринимателей.
Экономический потенциал промышленности, его формирование и использование можно рассматривать как совокупность реализуемых возможностей отраслей промышленности в процессе производства промышленной продукции, а также неиспользованных, но объективно существующих потенциальных возможностей более эффективного использования производственных, природных и научно-технических ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста и более полного удовлетворения общественных потребностей.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.