12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
Закономерности размещения производительных сил в регионе отражают наиболее общие пропорции между производительными силами территорий.
Рациональное размещение производительных сил в регионах позволяет обеспечить большую эффективность производства, обеспечить рациональную занятость населения, получать максимальную прибыль при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения.
К важнейшим закономерностям размещения производства могут быть отнесены следующие:
• рациональное размещение производственной базы;
• комплексное развитие экономических районов;
• территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:
• выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Рациональное размещение производства означает в конечном счете экономию совокупных затрат на производство и реализацию продукции.
На рациональное размещение производства оказывает влияние огромное число факторов: характеристики материалоемкости и энергоемкости продукции; трудоемкость производства; габаритно-весовые характеристики продукции; особые требования к безопасности и экологичности; особые требования к квалификации трудовых ресурсов в процессе производства; экономическая безопасность региона.
Высокая удельная материалоемкость продукции предполагает приближение производства к источникам сырья и сырьевым базам. При этом, кроме того, необходимо учитывать стоимость единицы сырья или материального ресурса. При большой стоимости единицы обычно этот фактор может не учитываться из-за низкой стоимости транспортной составляющей. Однако из этого правила существуют исключения. Например: нефтехимические производства, как правило, отнесены от источников добычи нефти и газа достаточно далеко, но это стало возможно за счет существования системы трубопроводного транспорта.
Высокая энергоемкость производства и продукции требует в свою очередь приближение их источникам дешевой электроэнергии. Однако и в этом случае существуют исключения из правил за счет существования атомной энергетики.
Одним из важнейших условий рационального размещения производства являются создание системы кооперации, причем как производства, так и труда.
Очень важным в системе рационального размещения производства является внедрение ресурсосберегающих технологий.
Основные принципы размещения производительных сил РФ.
Принципы размещения пр-ва эк-ки — основные, исходные научные положения, которыми руководствуется гос-во в своей соц. и экономической политике. Принципы:
Приближение пр-ва к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решает проблему сокращения нерац-х трансп-х потоков, снижения совокупных затрат труда, повышения эк. и соц. эфф-ти. Отрасли, тяготеющие к источникам сырья: нефтяная, угольная, газовая, отрасли лесной промыш-сти.
Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффект-х видов прир. ресурсов. С учетом этого принципа создаются территор.-производственные комплексы (ТПК). Например, Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК. Учет принципа позволяет экономить совокупные ресурсы при размещении пр-ва из-за использования общей инфраструктуры для смежных и дополняющих пр-в.
Оздоровление экологич-й обстановки, принятие эфф-х мер по охране среды обитания и рациональному природопользованию. Для этого необходимо вмешат-во гос-ва: создание законодат-й и норматив. базы системы экологич. ограничений по регионам; введение системы экологич. налогооблож-я и рентных платежей за природопользование; создание системы контроля за лимитами потребления прир. ресурсов.
Использование эк-х выгод при международном разделении труда (МРТ). Размещение производит-х сил должно осущ-ся с учетом МРТ: кооперация живого или овеществленного труда. В этом случае происходит обмен товарами, услугами или нематер. активами.
Основные факторы, влияющие на размещение производительных сил в РФ.
Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК. Все многообразие факторов, влияющих на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; социально-экономические факторы; факторы рационального природопользования; демографические факторы.
Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и социально-экономические факторы.
При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов и технологии их первичной переработки: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта или рудного тела, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (содержание основного и дополнительных извлекаемых компонентов). Вместе с тем должен учитываться и транспортный фактор. Важными факторами является уровень технологии, обеспечивающий наибольшую эфф-ть добычи и переработки того или иного ресурса; обеспеченность районов добычи и первичной переработки дешевой электроэнергией. Анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.
При размещении отраслей обрабатывающей промышленности должны учитываться следующие группы факторов: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный и другие. Очень большое влияние на размещение производства оказывает фактор наличия водных ресурсов. Достаточно часто он выступает в совокупности с энергетическим фактором. Развитие отраслей агропромышленного комплекса и их размещение наряду с водным фактором требует учета земельного фактора.
Огромное влияние на размещение производительных сил оказывают демографические факторы. Для России при ее большой протяженности и кооперации производства и труда особое значение имеет транспортный фактор. В последнее время при размещении предприятий и целых отраслей особую роль приобрел экологический фактор. Даже в условиях международного разделения труда и снижения вероятности глобальных военных конфликтов необходимо учитывать факторы экономической и политической безопасности страны. Создание предприятий и отраслей, позволяющих решать проблемы учета этих факторов, на наш взгляд, необходимо для всех стран.
С учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые проектно-изыскательские работы и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают рациональное территориальное размещение предприятий.
Методы анализа и прогнозирования:
Экстаполяции (сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее).
Интерполяции (метод прогнозирования, основанный на математической интерполяции, при котором выбор интерполирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования).
Микроэкономический анализ
Макроэкономический анализ.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.