logo search

Виды актов применения

Правоприменительные акты классифицируют по следующим основаниям:

  1. по форме:

  1. по субъектам их издавшим:

  1. по предмету правового регулирования:

  1. по характеру:

  1. по функциональному признаку:

  1. по субъектам правоприменения:

  1. по форме внешнего выражения:

Акты-документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применение мер государственного принуждения и т. д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

Письменная форма в большей мере соответствует юридической природе правоприменительной деятельности, адекватно отражает ее государственно-властный характер. Поэтому научному исследованию подвергаются, прежде всего правоприменительные акты-документы. В связи с этим вполне правомерным представляется и определение правоприменительного акта как официального документа, содержащего индивидуально-конкретное предписание.

Поэтому более адекватным представляется следующее определение:

Правоприменительный акт – это внешнее объектированное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре акты-документы можно разделить на:

  1. акты, включающие все четыре составные части – вводную, описательную, мотивировочную и регулятивную (приговор или решение суда, другие юридические акты);

  2. акты, состоящие из трех частей – вводной, описательной, регулятивной, что характерно для следственных и административных протоколов.

Акты-документы по наименованию подразделяются на: указы, постановления, приговоры, решения, предписания и т. д.

Правоприменительные акты делятся на:

Словесные акты применения – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т. п.

Конклюдентные правоприменительные акты совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и несут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение их может повлечь дисциплинарную, административную, материальную ответственность.

По содержанию правоприменительные акты можно подразделить на:

  1. акты-регламентаторы,

  2. правовосстановительные акты,

  3. акты-санкции.

Акты-регламентаторы определяют, конкретизируют права и обязанности (например решение о назначении пенсии).

Правовосстановительные акты восстанавливают нарушенное право (например решение о восстановлении на работе).

Акты-санкции определяют меры ответственности за правонарушение.

В зависимости от характера регулирующего действия выделяют два вида правоприменительных актов:

  1. исполнительные,

  2. правоохранительные, имеющие разновидности:

Исполнительный акт применения – акт, определяющий персональные права и юридические обязанности конкретных лиц.

Правоохранительный акт – акт, устанавливающий меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по гражданским, административным и уголовным делам.