logo search
Хозяйственное право_Круглова_Уч пос_2-е изд 200

§ 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов

В Федеральном законе «О науке и государственной науч­но-технической политике» научно-техническая поли­тика определяется как составная часть социально-эконо­мической политики. Такое определение обосновано, так как научно-техническое развитие производства является главным источником социально-экономического развития общества, определяющим фактором роста эффективности производства, повышения качества продукции, экономно­го и выгодного использования природных ресурсов, пре­дотвращения экологических последствий индустриализа­ции. Только при условии достижения высокого уровня на­учно-технического развития производства экономика стра­ны может включиться в мировой процесс экономического развития.

Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью процесса научно-технического развития: наблюдается торможение, прекращение развития, а во многих производствах — деградация качественного уровня основных производственных фондов. Последствиями неста­бильности развития являются снижение эффективности производства, низкое качество продукции, нерациональное и даже хищническое использование природных ресурсов, а также опасное ухудшение экологического состояния. Су­ществует реальная угроза деградации экономики и соци­ального положения общества, если не будет преодолено не­гативное влияние факторов, тормозящих техническое раз­витие производства.

С переходом к рыночной экономике механизмы управ­ления, сформированные для плановой экономики, переста­ли действовать и централизованное управление научно-тех­ническим развитием стало невозможным. При централизо­ванном управлении основными мотивообразующими фак­торами развития для предприятия были план и наличие централизованных капитальных вложений. При переходе к рыночной экономике государство фактически теряет воз­можность бюджетного финансирования капитальных вло­жений в развитие производства и вынуждено законодатель­но устанавливать принцип множественности источников финансирования научной и научно-технической деятельно­сти (долевое финансирование).

Одной из основных задач экономической реформы яв­ляется формирование новых механизмов инвестирования в научно-техническое развитие производства. Основой тако­го механизма в ближайшие годы может стать акционер­ный механизм. Эффективное использование такого меха­низма возможно лишь при условии интеграции научно-тех­нических и производственных организаций в единую сис­тему. Однако в Законе о государственной научно-техничес­кой политике научные (научно-технические) организации рассматриваются обособленно от производственных систем и поэтому могут взаимодействовать с предприятиями лишь как с заказчиками научной продукции на договорной ос­нове.

В мировой практике существуют самостоятельные про­ектные, проектно-конструкторские и опытно-конструктор­ские структуры, однако общей тенденцией является рас­пространение деятельности производственно-хозяйствен­ных структур на весь жизненный цикл продукции/тех­нологии. Наиболее распространенными становятся научно-производственно-маркетинговые структуры (схема 8.3).

В условиях рыночной экономики, когда для достижения успеха необходима гибкая реакция производства на изме­нения на рынке, предприятиям предстоит самостоятель­но осуществлять научно-техническое развитие путем не­прерывного ряда нововведений различной радикальности, что невозможно сделать при взаимной обособленности на­учно-технических и производственных организаций. Каж­дый раз с изменением потребностей необходимо осуществ­лять соответствующие изменения ассортимента и качества продукции, что требует нововведений в производственную систему. Сама производственная система, если она предназ­начена только для выпуска продукции (выполнения работ, услуг), как правило, не в состоянии внедрять необходимые нововведения. Они осуществляются комплексом подразде­лений предприятия и внешних организаций — системой научно-технического развития. Необходимо, чтобы состо­яние системы развития соответствовало потребному состоя­нию производственной системы. В конечном счете система научно-технического развития производства для обеспече­ния своевременного перевода предприятия на новые техно­логии и выпуск новой продукции должна опережать в сво­ем саморазвитии потребности общества настолько, насколько это требуется для того, чтобы к периоду возникновения потребностей предприятие было готово выпускать нужную продукцию. Именно в этом состоит главная цель государственной научно-технической политики.