logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности

Как уже подчеркивалось выше, одним из непременных принципов деятельности каждого субъекта предупреждения преступности является социалистическая законность. Еще в 1964 году £>•'! . Танасевич, формулируя основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам, отмечал, что они «должны быть основаны на законе, соответствовать принципу строжайшего соблюдения социалистической законности»". На это обращалось внимание в первом и последующих учебниках криминологии12. «Законы иные нормативные акты, — пишут А. Р. Ратинов и А. Б. Саха->ов' — обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за вы-'олнение их обязанностей ... и за строгое соблюдение личных и существенных прав и законных интересов граждан и учрежде-чи' попадающих в сферу профилактической деятельности»13.

• числе гарантий законности деятельности государственных и Ественных организаций, должностных лиц и граждан по пре-реждению преступности одно из важнейших мест занимает Журорский надзор.

45

Органы прокуратуры осуществляют надзор, несмотря ни на ка кие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным » ведомственным влияниям, принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР). Объектом прокурорского надзора в рассматриваемой области является деятельность (как действия, так и бездействие) с точки зрения соблюдения законов всех субъектов предупреждения преступности. Цель надзора в данном случае состоит в том, чтобы предупреждение преступности осуществлялось законными средствами.

Как известно, прокурорский надзор осуществляется в четырех основных направлениях: надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Во всех этих направлениях прокурорской деятельности осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением выше рассмотренных законов и иных правовых норм о предупреждении преступности14.

Анализ практики показывает, что все встречающиеся нарушения законов, регламентирующих предупреждение преступности и иных связанных с ними правонарушений, можно разделить на две группы: 1 ) неисполнение или ненадлежащее исполнение названных законов и 2) превышение полномочий субъектами предупреждения преступности, предоставленных им соответствующими правовыми нормами. В первом случае задача прокурора состоит в том, чтобы побудить к точному исполнению закона, а во втором — принять меры к устранению и предупреждению в будущем нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

Для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокурор наделен необходимыми правовыми средствами. В связи с этим прежде всего нужно отметить, что прокурор всей своей деятельностью способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития (ст. 2 Закона о прокуратуре СССР). Вместе с тем прокурор располагает средствами, специально предназначенными для предупреждения нарушений законов. К ним в первую очередь относятся предостережение о недопустимости нарушения закона1 , представление в государственные органы, общественные организации и должност-

46

їм лицам об устранении как самих нарушений закона, так и при-ин нарушений и способствующих им условий15. Осуществляя адзор за исполнением законов при расследовании преступлений, рокурор обязан следить за соблюдением требований закона о все-тороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также за законностью профилактических мер, которые должен принимать следователь. В целях предупреждения нарушений правовых предписаний прокуроры разъясняют субъектам профилактики их обязанности и права по осуществлению предупредительной деятельности, возможные последствия за нарушения закона. Такая работа проводится в различных формах: лекции и беседы, доклады в трудовых коллективах и на собраниях хозяйственного актива, встречи с членами товарищеских судов, добровольных народных дружин и других общественных формирований, занятия в университетах правовых знаний и т. д.

Для выявления нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокуроры используют целый ряд правовых средств, указанных в Законе о прокуратуре СССР и других правовых актах. К этим средствам относятся: истребование для проверки соответствия закону приказов, инструкций, распоряжений, решений и других актов, издаваемых государственными и общественными организациями и должностными лицами — субъектами профилактики; требование от руководителей этих организаций и должностных лиц представления необходимых документов, материалов и иных сведений; требование проведения проверок и ревизий деятельности субъектов профилактики в связи с имеющимися данными о нарушениях закона; проверка прокурором исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (государственных и общественных) в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях и некоторые другие. Использование названных средств позволяет прокурору установить конкретные нарушения закона, причины и условия, способствовавшие им, и виновных в этом лиц.

На основе достоверно установленных данных прокурор принимает меры к устранению и предупреждению нарушений законов, к наказанию виновных. К средствам прокурорского реагирования на выявление нарушения закона относятся: опротестование противоречивых закону актов, издаваемых в целях предупреждения пре-;тупности органами управления, государственного арбитража, на-•одного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконных актов и действий должностных лиц; при-^ечение правонарушителей к уголовной ответственности; возбуж-ениє дисциплинарного производства и производства об админи-ративном правонарушении; передача материалов о правонаруши-ях общественным организациям для решения вопроса о приня-1 мер общественного воздействия; внесение представления об Ранении нарушений закона, причин нарушений и способствую-

47

щих им условий (ст. 23, пп. 6, 7, 9 Закона о прокуратуре СССР) и некоторые другие. Кроме того, прокуроры информируют партийные, советские органы, общественные организации о допускаемых нарушениях законов при осуществлении деятельности по преду, преждению преступности.

Между прокуратурой и субъектами предупреждения преступности существуют отношения не только надзора, но и взаимодействия, так как они имеют одну общую задачу — предупреждение преступности. В Законе о прокуратуре СССР (ст. 4) в числе принципов деятельности органов прокуратуры специально указано, что они взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка. Формы такого взаимодействия разнообразны. Это, например, совместное участие в разработке комплексных планов по укреплению законности, в частности разделов, относящихся к профилактике правонарушений, консультирование представителей субъектов предупреждения преступности (в первую очередь — общественных организаций) по правовым вопросам, обсуждение в трудовых коллективах результатов проверок исполнения законов о предупреждении преступности и т. д.

Глава четвертая СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ