logo search
Готовимся к экзамену

Общественный прогресс и его критерии

Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, переход на более высокую ступень раз­вития, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.

Регресс — понятие противоположное, движение от выс­шего к низшему.

Представления об определенной направленности обще­ственного развития появились еще в древности, когда разви­тие общества понималось в основном как простая последова­тельность событий либо как постепенная деградация от ис­ходного «золотого века».

Греческий поэт VII в. до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века», где люди жили легко и беспечно, к веку «же­лезному», в котором царит зло и отсутствует справедливость. Платон и Аристотель рассматривали историю как цикличес­кий круговорот, повторение одних и тех же стадий. Идея про­гресса заключалась в прогрессе в умственной сфере, в усвоении и углублений знаний о мире и человеке. Не будучи властен над судьбой, человек должен следовать установленному поряд­ку, этот порядок и есть результат умственного прогресса.

В средневековой христианской Европе прогресс рассмат­ривался либо как совершенствование внутреннего мира человека, его души, либо как наступление царства Божия на Зем­ле и соответствующего идеального общественного порядка. Прогресс, таким образом, рассматривался вне рамок истори­ческого развития.

В эпоху Возрождения с понятием прогресса связывали увеличение власти человека над природой и уменьшение за­висимости от нее.

Французские просветители Ж. Кондорсе и А. Тюрго вы­двинули в качестве критерия прогресса развитие разума. Кон­дорсе считал историю продуктом разума, провозглашал бур­жуазный строй вершиной разумности и «естественности». Тюрго большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменениями форм хо­зяйственной жизни.

Ж.-Ж. Руссо обратил внимание на противоречивость прогресса, так как он разрушает целостность и гармоничность личности. А. Сен-Симон считал, что каждая общественная си­стема является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития он считал прогресс научных знаний, морали и религии.

Итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико создал теорию исторического круговорота, согласно которой в чело­веческой истории повторяются одни и те же стадии, человече­ство постоянно возвращается к исходному пункту, когда пос­ле зрелости наступает упадок, конец истории.

Немецкий философ Ф. Шеллинг видел прогресс в при­ближении к правовому устройству, Гегель считал источни­ком прогресса развитие знания (теологическое — метафизи­ческое — научное), а критерий видел в сознании свободы.

К. Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, ис­точник развития общества видел в изменении способа произ­водства материальных благ, в развитии производительных сил.

О. Конт видел в прогрессе «фундаментальный принцип человеческого общества», Спенсер настаивал на том, что «про­гресс» не есть ни дело случая, ни дело, подчиненное воле че­ловеческой, а «благотворная необходимость».