logo
Готовимся к экзамену

Наука и образование

Наука — это исторически сложившаяся форма челове­ческой деятельности, направленная на познание и преобра­зование объективной действительности. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Наука рассматривается с трех точек зрения: — как особая система, совокупность знаний о природе, об­ществе, человеке;

— как особый вид деятельности, система научных исследо­ваний, направленных на получение новых знаний;

— как система специфических организаций и учреждений. Для всякого научного познания важно, что исследует­ся, и то; как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, рас­крывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как ис­следуется, какими приемами, — метод исследования.

По своему предмету науки делятся:

— естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования;

— общественные, изучающие различные общественные яв­ления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существо социальное (гуманитарные науки).

Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, спосо­бы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, а в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика.

В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов; и уровень теоретический, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах.

Специфика научного познания:

— это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи;

— оно характеризуется определенными формами и метода­ми познания, ему соответствуют точность, строгая опре­деленность;

— цель научного познания — получение новых, более глу­боких знаний.

Развитие науки — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.

Функции науки:

— культурно-мировоззренческая;

— непосредственная производительная сила общества;

— катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

— социальная сила, непосредственно включенная в процес­сы социального развития и управления ими.

По своей направленности научные исследования подраз­деляются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фун­даментальные науки познают законы, управляющие взаимо­действиями природы, общества, мышления. Цель приклад­ных наук — применять результаты фундаментальных иссле­дований для решения не только познавательных, но и прак­тических проблем. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики находится особая область изысканий — на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские разработ­ки (НИОКР).

Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки:

— общечеловеческие требования и запреты;

— этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;

— свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

В СССР существовали первоклассная фундаментальная наука и неплохое высшее образование. Но нацелить то и дру­гое на прикладные исследования удалось только в военно-промышленном комплексе. Когда в России начался глубо­кий кризис экономики, прикладные исследования в военной области угасли. В гражданском секторе российской экономи­ки прикладная наука до сих пор остается невостребованной.

В последнее время в нашей стране самое серьезное вни­мание уделяется развитию нанотехнологий (нано - милли­ардная доля чего-либо). Нанотехнологий манипулируют от­дельными атомами и молекулами, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сегодня эти технологии ис­пользуются для производства сверхпрочных материалов, по­рошков, покрытий, упаковок, в медицине, энергетике, элек­тронике. В будущем нанотехнологий позволят конструиро­вать любые молекулы, абсолютно прочные материалы, прин­ципиально новые типы двигателей и топливных элементов. Выращивание тканей и органов фактически обеспечит бес­смертие.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации. Это процесс осуществляется двумя путями:

— в ходе стихийного влияния на человека окружающей действительности;

— в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе формирования личности через систему образования и воспитания, которая сло­жилась в обществе и отвечает его потребностям. Поскольку общество неоднородно, каждый класс, соци­альная группа, нация имеет свое представление о содержа­нии образования. Поэтому государство берет на себя функ­цию регулирования системы образования, отвечающей уров­ню цивилизации. В век НТР, компьютеризации обществу нужны высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные принимать ответственные решения, знакомые с ос­новами современной техники и технологии, экономики, пси­хологии, социологии. В ряде развитых стран, чтобы сформи­ровать таких людей, предпочитают индивидуальный подход к ученику с учетом личных качеств каждого ребенка, подрос­тка. Такая система образования и воспитания требует доста­точного количества учителей.

Определенный уровень образования есть непременное свойство каждого человека. На образование требуются боль­шие затраты, отсутствие средств приводит к снижению каче­ства образования.

В истории общества изменялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной научно-образовательной деятельности общества. Существует внутреннее противоречие между содержа­нием образования (чему учить) и методами и формами (как учить). Отставание школы от современных требований постави­ло многие страны перед необходимостью школьных реформ.

Реформа происходит в настоящее время и в российской системе среднего и высшего образования. Но у нас ситуация иная. Если США всегда восполняли недостатки своего выс­шего и среднего образования за счет «импорта мозгов», а Ев­ропа приглашает специалистов даже без высшего образова­ния, мы этим путем идти не можем. В России необходимо готовить больше специалистов высокого класса, чтобы по­крывать их неизбежный отток на Запад, где больше платят. Поэтому и система образования должна быть отличной от ев­ропейской. В ведущих вузах страны не следует разрешать учиться за деньги. Естественный отбор в вузах с сильной под­готовкой обеспечивается высоким уровнем требований к сту­дентам. Сотни элитные школ должны обеспечить лучшие вузы талантами. Отбор в эти школы должен осуществляться, исхо­дя из способностей и устремленности учеников.

Для ликвидации разницы в уровне среднего образова­ния предлагается открывать нулевые курсы при вузах, что эффективнее, чем поднимать уровень средней школы по всей стране. Нулевой курс - это подготовительное отделение, на котором студенты будут восполнять пробелы в знаниях, ос­тавшиеся от средней школы.

Среди многих проблем можно выделить следующие: гу­манизацию, гуманитаризацию и интернационализацию обра­зования.

Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребнос­тям, правам и обязанностям. Гуманизация предполагает при­оритет человеческих ценностей, главная из которых — сам человек. В области образования гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в со­ответствии с запросами и возможностями индивида.

Гуманитаризация означает усиление внимания по все­му спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих пер­востепенное значение в жизни современного человека: эконо­мической теории, истории, социологии, политологии, лите­ратуре, праву, искусству.

В России в настоящее время проходит реформирование образования в направлении введения многоуровневой струк­туры, целью которой является расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, в повыше­нии общекультурной, научной и общепрофессиональной под­готовки специалистов с учетом современных потребностей экономики и рынка труда.

Введение многоуровневой системы образования в Рос­сии позволит осуществить его интернационализацию — со­здание единой системы образования для разных стран.

С октября 2007 года в стране действует закон, по которому осуществлен переход на двухуровневую систему высшего обра­зования. Система высшего образования «бакалавр — магистр» позволит использовать единые европейские образовательные стандарты, обеспечить академическую мобильность студентов и педагогов. Бакалавр - академическая степень, которая присуж­дается студенту после окончания базовой программы обучения (4 года). Магистр — высшая академическая степень, получен­ная после окончания 2-х годичной магистратуры. Чтобы стать магистром, придется сдать экзамены. По некоторым направле­ниям подготовки закон оставляет возможность учиться 5 лет — то есть становиться не бакалавром, а специалистом.

В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно даль­нейшее развитие человечества.

Информационное общество отличается от индустриаль­ного широким доступом его граждан к самой разнообразной информации и не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения информа­ции. В современном обществе уровень знаний, а не частная собственность становится главным фактором и источником социальных различии. Деление на имущих и неимущих ос­новывается на владении/невладении информацией: привиле­гированный слой образуют информированные граждане, за­висимый — неинформированные и недоинформированные. Очаги социальных конфликтов перемещаются в сферу куль­туры и знания. Именно поэтому резко возрастает ценность образования, высшее образование становится практически все­общим, т. к. без него не получить квалифицированную рабо­ту. В последнее время появилось новое явление - пожизнен­ное образование, что связано с быстрым изменением техноло­гии и развитием человеческого знания. Человек должен учить­ся всю жизнь, чтобы быть конкурентным на рынке труда. Еще большее значение приобретает способность человека получать и использовать информацию.