Наука и образование
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Наука рассматривается с трех точек зрения: — как особая система, совокупность знаний о природе, обществе, человеке;
— как особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;
— как система специфических организаций и учреждений. Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то; как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами, — метод исследования.
По своему предмету науки делятся:
— естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования;
— общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существо социальное (гуманитарные науки).
Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, а в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика.
В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов; и уровень теоретический, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах.
Специфика научного познания:
— это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи;
— оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствуют точность, строгая определенность;
— цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний.
Развитие науки — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.
Функции науки:
— культурно-мировоззренческая;
— непосредственная производительная сила общества;
— катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;
— социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими.
По своей направленности научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействиями природы, общества, мышления. Цель прикладных наук — применять результаты фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики находится особая область изысканий — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки:
— общечеловеческие требования и запреты;
— этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины;
— свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
В СССР существовали первоклассная фундаментальная наука и неплохое высшее образование. Но нацелить то и другое на прикладные исследования удалось только в военно-промышленном комплексе. Когда в России начался глубокий кризис экономики, прикладные исследования в военной области угасли. В гражданском секторе российской экономики прикладная наука до сих пор остается невостребованной.
В последнее время в нашей стране самое серьезное внимание уделяется развитию нанотехнологий (нано - миллиардная доля чего-либо). Нанотехнологий манипулируют отдельными атомами и молекулами, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сегодня эти технологии используются для производства сверхпрочных материалов, порошков, покрытий, упаковок, в медицине, энергетике, электронике. В будущем нанотехнологий позволят конструировать любые молекулы, абсолютно прочные материалы, принципиально новые типы двигателей и топливных элементов. Выращивание тканей и органов фактически обеспечит бессмертие.
На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации. Это процесс осуществляется двумя путями:
— в ходе стихийного влияния на человека окружающей действительности;
— в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе формирования личности через систему образования и воспитания, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Поскольку общество неоднородно, каждый класс, социальная группа, нация имеет свое представление о содержании образования. Поэтому государство берет на себя функцию регулирования системы образования, отвечающей уровню цивилизации. В век НТР, компьютеризации обществу нужны высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные принимать ответственные решения, знакомые с основами современной техники и технологии, экономики, психологии, социологии. В ряде развитых стран, чтобы сформировать таких людей, предпочитают индивидуальный подход к ученику с учетом личных качеств каждого ребенка, подростка. Такая система образования и воспитания требует достаточного количества учителей.
Определенный уровень образования есть непременное свойство каждого человека. На образование требуются большие затраты, отсутствие средств приводит к снижению качества образования.
В истории общества изменялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной научно-образовательной деятельности общества. Существует внутреннее противоречие между содержанием образования (чему учить) и методами и формами (как учить). Отставание школы от современных требований поставило многие страны перед необходимостью школьных реформ.
Реформа происходит в настоящее время и в российской системе среднего и высшего образования. Но у нас ситуация иная. Если США всегда восполняли недостатки своего высшего и среднего образования за счет «импорта мозгов», а Европа приглашает специалистов даже без высшего образования, мы этим путем идти не можем. В России необходимо готовить больше специалистов высокого класса, чтобы покрывать их неизбежный отток на Запад, где больше платят. Поэтому и система образования должна быть отличной от европейской. В ведущих вузах страны не следует разрешать учиться за деньги. Естественный отбор в вузах с сильной подготовкой обеспечивается высоким уровнем требований к студентам. Сотни элитные школ должны обеспечить лучшие вузы талантами. Отбор в эти школы должен осуществляться, исходя из способностей и устремленности учеников.
Для ликвидации разницы в уровне среднего образования предлагается открывать нулевые курсы при вузах, что эффективнее, чем поднимать уровень средней школы по всей стране. Нулевой курс - это подготовительное отделение, на котором студенты будут восполнять пробелы в знаниях, оставшиеся от средней школы.
Среди многих проблем можно выделить следующие: гуманизацию, гуманитаризацию и интернационализацию образования.
Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и обязанностям. Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей, главная из которых — сам человек. В области образования гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.
Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека: экономической теории, истории, социологии, политологии, литературе, праву, искусству.
В России в настоящее время проходит реформирование образования в направлении введения многоуровневой структуры, целью которой является расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, в повышении общекультурной, научной и общепрофессиональной подготовки специалистов с учетом современных потребностей экономики и рынка труда.
Введение многоуровневой системы образования в России позволит осуществить его интернационализацию — создание единой системы образования для разных стран.
С октября 2007 года в стране действует закон, по которому осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования. Система высшего образования «бакалавр — магистр» позволит использовать единые европейские образовательные стандарты, обеспечить академическую мобильность студентов и педагогов. Бакалавр - академическая степень, которая присуждается студенту после окончания базовой программы обучения (4 года). Магистр — высшая академическая степень, полученная после окончания 2-х годичной магистратуры. Чтобы стать магистром, придется сдать экзамены. По некоторым направлениям подготовки закон оставляет возможность учиться 5 лет — то есть становиться не бакалавром, а специалистом.
В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.
Информационное общество отличается от индустриального широким доступом его граждан к самой разнообразной информации и не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения информации. В современном обществе уровень знаний, а не частная собственность становится главным фактором и источником социальных различии. Деление на имущих и неимущих основывается на владении/невладении информацией: привилегированный слой образуют информированные граждане, зависимый — неинформированные и недоинформированные. Очаги социальных конфликтов перемещаются в сферу культуры и знания. Именно поэтому резко возрастает ценность образования, высшее образование становится практически всеобщим, т. к. без него не получить квалифицированную работу. В последнее время появилось новое явление - пожизненное образование, что связано с быстрым изменением технологии и развитием человеческого знания. Человек должен учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентным на рынке труда. Еще большее значение приобретает способность человека получать и использовать информацию.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль