Государство в политической системе общества
Основным институтом политической системы общества является государство.
Государство — организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития.
Теории возникновения государства:
— теологическая, т. е. государство возникло по воле Бога;
— патриархальная: государство развивается из патриархальной семьи для обеспечения общего блага;
— теория общественного договора: государство есть результат соглашения между властью и обществом для обеспечения условий общественного существования;
— социально-экономическая теория: государство возникает для защиты частной собственности и интересов класса собственников;
— теория завоевания: государство возникает как механизм для сохранения господства завоевателей либо для отражения внешней угрозы;
— психологическая: государство — результат психологического различия людей (одни люди умеют повелевать, другие — подчиняться);
— ирригационная: государство возникает для организации крупных строительных работ при поливном земледелии;
— расовая: причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы;
— экономическая: государство возникает в результате появления производящей экономики вследствие усложнения управления обществом.
Слабостью всех перечисленных теорий является ограниченность их каким-либо одним фактором. Современные теории называют сразу несколько предпосылок возникновения государства:
— экономические: появление в результате неолитической революции прибавочного продукта;
— экологические: ирригационное земледелие;
— демографические: рост населения и усложнение социальной структуры;
— психологические: образ жизни разных народов;
— внешние: угроза завоевания со стороны соседей. Признаки государства:
— аппарат управления (публичный характер власти);
— территория, на которую распространяется юрисдикции данного государства;
— существование системы права, выполнение норм прав! обеспечивается государством;
— наличие населения, на которое распространяется властз государства;
— наличие органов принуждения;
— суверенность;
— законы государства распространяются на всех людей, на ходящихся на его территории (принцип всеобщности). Функции государства:
— организационно-хозяйственная;
— политическое управление;
— зашита от внешней угрозы;
— культурно-идеологическая.
Внутренние функции Российского государства:
— обеспечение народовластия;
— создание условий для экономического развития;
— социальная защита населения;
— охрана прав и свобод граждан;
— обеспечение законности и правопорядка. Внешние функции:
— интеграция в мировую экономику;
— организация внешнеэкономического партнерства;
— поддержка иностранных инвестиций;
— участие в решении глобальных проблем;
— оборона страны;
— поддержание мирового миропорядка;
— борьба с международным терроризмом. Признаки государственного суверенитета:
— столица, герб, гимн, флаг, другие государственные символы;
— экономическое пространство, наличие национальной валюты;
— существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык;
— аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти;
— наличие вооруженных сил.
Боевым знаменем русских войск долгое время был стяг красного цвета. В 1668 г. на судах Волжско-Каспийской фло-\ тилии были подняты трехцветные флаги: белые, синие, красные. Эти цвета признавались государственными. Петр I установил черно-желтый императорский флаг. Наряду с Андреевским флагом, бело-сине-красный флаг был боевым флагом на море и на суше. Александр II утвердил черный, желтый и белый в качестве национальных цветов. Александр III объявил такими цветами белый, синий, красный. А 5 апреля 1896 г. «Особое совещание» при министерстве юстиции окончательно утвердило в качестве народного, государственного бело-сине-красный флаг. Красный цвет означал державность; синий (лазоревый) — цвет Богоматери, покровительницы России; белый — цвет свободы и независимости. В1918 г. государственным флагом стал красный с надписью РСФСР, в 1924 г. — красный со звездой, серпом и молотом, в 1991 г. президентским указом был возвращен бело-сине-красный флаг. Двуглавый орел был введен в государственную символику Иваном III. Первое упоминание о печати с орлом относится к 1497 г. Изображение орла многократно менялось. Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.
Специфику государственной власти составляет ее универсальный характер, т. е. она распространяется на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны.
Государство выступает как арбитр и участник отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать обострения социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами.
В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функции государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов.
Выделяют два общих типа государства.
Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного, монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.
Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами.
Черты президентской модели республики»
— президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;
— президент является главой государства и главой правительства;
— президент как глава исполнительной власти формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;
— президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом;
— президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика:
— правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;
— отождествление воли парламентского большинства с волей народа;
— правительство следует этой воле;
— плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте
оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;
— формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.
Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:
— президент избирается всенародным голосованием;
— правительство формируется президентом и утверждается парламентом;
— правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;
— президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;
— полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.
Россия является государством со смешанной формой правления.
Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.
Различают три формы территориально-государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.
Признаками унитарного государства являются: единая конституция, единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.
Федерация — форма государства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.
Конфедерация — постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно неполитических целей. Конфедерация не имеет собственной территории, состоит из территорий государств, входящих в ее состав; суверенные государства, являющиеся
субъектами конфедерации, имеют право свободного выхода из нее; центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации; отсутствуют единые судебная и налоговая системы, нет единого гражданства.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль