logo
Готовимся к экзамену

Государство в политической системе общества

Основным институтом политической системы общества является государство.

Государство — организация политической власти и уп­равления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития.

Теории возникновения государства:

— теологическая, т. е. государство возникло по воле Бога;

— патриархальная: государство развивается из патриар­хальной семьи для обеспечения общего блага;

— теория общественного договора: государство есть резуль­тат соглашения между властью и обществом для обеспе­чения условий общественного существования;

— социально-экономическая теория: государство возника­ет для защиты частной собственности и интересов клас­са собственников;

— теория завоевания: государство возникает как механизм для сохранения господства завоевателей либо для отра­жения внешней угрозы;

— психологическая: государство — результат психологичес­кого различия людей (одни люди умеют повелевать, дру­гие — подчиняться);

— ирригационная: государство возникает для организации крупных строительных работ при поливном земледелии;

— расовая: причиной возникновения государства являет­ся разделение общества на высшие и низшие расы;

— экономическая: государство возникает в результате по­явления производящей экономики вследствие усложне­ния управления обществом.

Слабостью всех перечисленных теорий является огра­ниченность их каким-либо одним фактором. Современные теории называют сразу несколько предпосылок возникнове­ния государства:

— экономические: появление в результате неолитической революции прибавочного продукта;

— экологические: ирригационное земледелие;

— демографические: рост населения и усложнение социальной структуры;

— психологические: образ жизни разных народов;

— внешние: угроза завоевания со стороны соседей. Признаки государства:

— аппарат управления (публичный характер власти);

— территория, на которую распространяется юрисдикции данного государства;

— существование системы права, выполнение норм прав! обеспечивается государством;

— наличие населения, на которое распространяется властз государства;

— наличие органов принуждения;

— суверенность;

— законы государства распространяются на всех людей, на ходящихся на его территории (принцип всеобщности). Функции государства:

— организационно-хозяйственная;

— политическое управление;

— зашита от внешней угрозы;

— культурно-идеологическая.

Внутренние функции Российского государства:

— обеспечение народовластия;

— создание условий для экономического развития;

— социальная защита населения;

— охрана прав и свобод граждан;

— обеспечение законности и правопорядка. Внешние функции:

— интеграция в мировую экономику;

— организация внешнеэкономического партнерства;

— поддержка иностранных инвестиций;

— участие в решении глобальных проблем;

— оборона страны;

— поддержание мирового миропорядка;

— борьба с международным терроризмом. Признаки государственного суверенитета:

— столица, герб, гимн, флаг, другие государственные сим­волы;

— экономическое пространство, наличие национальной ва­люты;

— существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык;

— аппарат управления, осуществляющий функции верхов­ной власти;

— наличие вооруженных сил.

Боевым знаменем русских войск долгое время был стяг красного цвета. В 1668 г. на судах Волжско-Каспийской фло-\ тилии были подняты трехцветные флаги: белые, синие, крас­ные. Эти цвета признавались государственными. Петр I уста­новил черно-желтый императорский флаг. Наряду с Андреевс­ким флагом, бело-сине-красный флаг был боевым флагом на море и на суше. Александр II утвердил черный, желтый и бе­лый в качестве национальных цветов. Александр III объявил такими цветами белый, синий, красный. А 5 апреля 1896 г. «Особое совещание» при министерстве юстиции окончатель­но утвердило в качестве народного, государственного бело-сине-красный флаг. Красный цвет означал державность; синий (ла­зоревый) — цвет Богоматери, покровительницы России; бе­лый — цвет свободы и независимости. В1918 г. государствен­ным флагом стал красный с надписью РСФСР, в 1924 г. — крас­ный со звездой, серпом и молотом, в 1991 г. президентским указом был возвращен бело-сине-красный флаг. Двуглавый орел был введен в государственную символику Иваном III. Первое упоминание о печати с орлом относится к 1497 г. Изоб­ражение орла многократно менялось. Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам ма­лого герба Российской империи.

Специфику государственной власти составляет ее уни­версальный характер, т. е. она распространяется на всех граж­дан данного государства, на все организации и учреждения страны.

Государство выступает как арбитр и участник отноше­ний между основными социальными группами, стремясь не допускать обострения социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами.

В современном обществе наблюдается ослабевание при­нудительной и идеологической функции государства; приори­тетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов.

Выделяют два общих типа государства.

Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государ­ства — наследственного, монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конститу­ционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным слу­чаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером.

Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают лич­ными и политическими правами.

Черты президентской модели республики»

— президент избирается на основе всеобщего, прямого и тай­ного голосования, независим от парламента;

— президент является главой государства и главой прави­тельства;

— президент как глава исполнительной власти формирует правительство; парламентская ответственность прави­тельства отсутствует;

— президент в качестве главы государства ответствен не­посредственно перед народом;

— президент, как правило, имеет власть действовать по сво­ему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика:

— правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

— отождествление воли парламентского большинства с во­лей народа;

— правительство следует этой воле;

— плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте

оппозиции, ее гарантированными правами, чередовани­ем партий у власти;

— формальный признак парламентской республики: гла­вой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.

Для смешанной формы республиканского правления ха­рактерно сочетание признаков парламентской и президент­ской республик:

— президент избирается всенародным голосованием;

— правительство формируется президентом и утверждает­ся парламентом;

— правительство несет ответственность и перед президен­том, и перед парламентом;

— президент имеет право роспуска парламента в оговорен­ных законом случаях;

— полномочия президента в области исполнительной вла­сти ограничены правительством.

Россия является государством со смешанной формой прав­ления.

Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип раз­деления властей на исполнительную, законодательную и су­дебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.

Различают три формы территориально-государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Признаками унитарного государства являются: единая конституция, единая система высших органов власти, управ­ления, права; единое гражданство, единая судебная система.

Федерация — форма государства, при которой несколь­ко государственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство.

Конфедерация — постоянный союз суверенных госу­дарств, созданных для достижения каких-либо общих, пре­имущественно неполитических целей. Конфедерация не име­ет собственной территории, состоит из территорий государств, входящих в ее состав; суверенные государства, являющиеся

субъектами конфедерации, имеют право свободного выхода из нее; центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации; отсутствуют единые судебная и на­логовая системы, нет единого гражданства.