Общественный прогресс и его критерии
Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, переход на более высокую ступень развития, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.
Регресс — понятие противоположное, движение от высшего к низшему.
Представления об определенной направленности общественного развития появились еще в древности, когда развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий либо как постепенная деградация от исходного «золотого века».
Греческий поэт VII в. до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века», где люди жили легко и беспечно, к веку «железному», в котором царит зло и отсутствует справедливость. Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторение одних и тех же стадий. Идея прогресса заключалась в прогрессе в умственной сфере, в усвоении и углублений знаний о мире и человеке. Не будучи властен над судьбой, человек должен следовать установленному порядку, этот порядок и есть результат умственного прогресса.
В средневековой христианской Европе прогресс рассматривался либо как совершенствование внутреннего мира человека, его души, либо как наступление царства Божия на Земле и соответствующего идеального общественного порядка. Прогресс, таким образом, рассматривался вне рамок исторического развития.
В эпоху Возрождения с понятием прогресса связывали увеличение власти человека над природой и уменьшение зависимости от нее.
Французские просветители Ж. Кондорсе и А. Тюрго выдвинули в качестве критерия прогресса развитие разума. Кондорсе считал историю продуктом разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». Тюрго большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменениями форм хозяйственной жизни.
Ж.-Ж. Руссо обратил внимание на противоречивость прогресса, так как он разрушает целостность и гармоничность личности. А. Сен-Симон считал, что каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития он считал прогресс научных знаний, морали и религии.
Итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико создал теорию исторического круговорота, согласно которой в человеческой истории повторяются одни и те же стадии, человечество постоянно возвращается к исходному пункту, когда после зрелости наступает упадок, конец истории.
Немецкий философ Ф. Шеллинг видел прогресс в приближении к правовому устройству, Гегель считал источником прогресса развитие знания (теологическое — метафизическое — научное), а критерий видел в сознании свободы.
К. Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, источник развития общества видел в изменении способа производства материальных благ, в развитии производительных сил.
О. Конт видел в прогрессе «фундаментальный принцип человеческого общества», Спенсер настаивал на том, что «прогресс» не есть ни дело случая, ни дело, подчиненное воле человеческой, а «благотворная необходимость».
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль