XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
О. Шпенглер, считая, что Запад начал уже переход от культуры к цивилизации, предсказывал закат европейской цивилизации к 2000 г.
А. Тойнби, отказавшись от концепции единства мировой истории, выделил локальные цивилизации, в каждой из которых различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.
К. Поппер, определяя прогресс как движение какой-либо цели, говорил о возможности прогресса только для отдельных человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса в целом.
Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевидности прогрессивного развития общества, связывает прогресс с развитием социальных отношений, процессами модернизации, усложнения производства и управления, изменения роли науки и информации.
Американский экономист Дж. Гелбрейт связывает прогресс человечества с прогрессом техники. В своей теории конвергенции он утверждает, что главная задача общества — развитие производства, поэтому реальная власть переходит к лицам, управляющим производством (менеджерам). Это способствует слиянию двух общественных систем (капитализма и социализма) и ведет к созданию единого индустриального общества.
Концепции постиндустриального общества (У. Ростоу, Р. Арон, О. Тоффлер) рассматривают современную цивилизацию как очередной прогрессивный этап в истории человечества.
Во всех современных концепциях прогрессивного развития человечества доминирует евроцентристское видение мира: достижения и ценности западного общества рассматриваются как определяющие развитие всего современного мира.
Общественный прогресс противоречив, современные мыслители постепенно отказываются от идеи совершенного общества, в котором найдут полное разрешение все проблемы, волнующие человека. Прогресс — не прямая линия, возможны срывы, откаты назад, регресс. Прогресс в одной сфере общественных отношений может вызвать регресс в других (на-
пример, проблемы экологии тесно связаны с уровнем развития производства).
Современный мир весьма противоречив, его противоречия носят глобальный характер. В экономике главным противоречием сегодня является противоречие между Севером и Югом, между развитыми и развивающимися странами.
В культуре развиваются противоречия между традиционными и техногенными культурами, между культурами, базирующимися на разных религиях. Традиционная культура, характерная для стран Юга, ориентирована на устойчивую систему ценностей, на сохранение традиций. Традиционные культуры часто базируются на исламе, на национальных религиях и верованиях.
Для техногенной культуры характерны отказ от традиций и быстрая смена духовных ценностей. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на христианство.
В социальной сфере наиболее очевидным является противоречие между устойчивым ростом населения и ограниченным количеством средств существования.
Продолжает сохраняться и влиять на развитие общества социально-экономическое противоречие между человеческим и машинным факторами производства, при котором человек является как бы придатком машин, при этом технологические сбои и нарушения могут привести к катастрофическим последствиям.
Сегодня утверждается точка зрения, что главной целью общественного развития является создание условий для всестороннего развития человеческой личности. Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, которую общество может предоставить личности для наиболее полной реализации ее возможностей.
Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальных общностей, их организаций, выдающихся личностей, индивидов. В столкновении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса. Творческие силы исторического процесса — те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участвуют в их осуществлении.
Прогрессивные изменения осуществляются через революции или реформы.
Революция — это переход из одного качественного состояния в другое. В обществе происходят разнообразные революции в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре. В отличие от них, социальная революция — это качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе. Составной частью социальной революции всегда является революция политическая — переход власти в руки нового класса. Сегодня происходит постепенный отказ от идеи закономерности социальных революций для решения назревших исторических задач.
Гораздо чаще изменения происходят в результате реформ. Реформа — это преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Реформы предполагают сравнительно медленные, постепенные изменения, тогда как революция — это всегда быстрые преобразования.
Современное обществознание оперирует также понятием «инновация», под которым понимается рядовое, однократное улучшение какой-либо стороны жизни общества.
Современное понимание прогресса, таким образом, отвергает идею обязательности прогрессивного развития в силу объективных социально-исторических законов. Выбор прогрессивных тенденций развития зависит прежде всего от людей, а не изначально задан.
Человек, личность.
Биосоциальная сущность человека
Человек появился на Земле в результате длительной эволюции живых организмов и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее близкими родственниками человека являются высшие приматы, эволюционные пути с которыми у человека разошлись 5-7 млн лет назад. XX в. решил проблему родства между человеком и человекообразными обезьянами в пользу теории Дарвина, который считал, что эволюция постепенно привела от древней обезьяны к человеку. Процесс возникновения человека ученые называют антропогенезом (лат. genesis — возникновение, греч. антропос — человек). Предпосылками антропогенеза были сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности; инстинктивный труд человекоподобных предков; сложная стадная жизнь высших животных. Но природа человека определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Поэтому человек является биосоциальным существом. От любого животного он отличается следующими чертами: — умением изготавливать орудия труда при помощи других орудий и использовать их в целях производства;
— человек сам создает условия своего существования;
— прямохождение, позволяющее лучше видеть окружающую обстановку и освобождающее руки;
— способность человеческой руки выполнять сложные и тонкие функции;
— большой мозг и сложная нервная система, способствующие развитию интеллекта;
— наличие абстрактного мышления;
— наличие членораздельной речи;
— жизнедеятельность носит не биологически запрограммированный характер, а сознательно-волевой, социально обусловленный;
— деятельность человека носит универсальный характер. Сегодня можно утверждать, что производственная деятельность человека, с одной стороны, и мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн лет. Считается, что человек современного нам типа (кроманьонец) возник примерно 30-40 тыс. лет назад. После этого биологическая эволюция практически прекратилась, ведущую роль стала играть социальная эволюция.
Процесс возникновения и формирования общества называется социогенезом (лат. socio — общий, общество). Таким образом, весь процесс возникновения человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом.
Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, свое полное развитие человек получает только в обществе. Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, единичным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально-своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации.
Характерной особенностью человека является его способность к социальной адаптации, умение индивида приспосабливаться к условиям социальной среды. С другой стороны, человек, как любая биологическая система, способен к саморегуляции, т. е. к поддержанию на определенном уровне физиологических и других биологических показателей. Социальный прогресс не способен преодолеть все природные черты, свойственные человеку как биологическому существу.
Вместе с человеком появилась новая форма существования материи, высшая по сравнению с биологической — социальная. Но в то же время человек, являясь существом социальным, нормально функционирует, используя, а не нарушая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.
Бытие — философское понятие, отражающее факт существования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре формы бытия:
— бытие процессов природы и вещей, созданных человеком;
— бытие человека;
— духовное бытие;
— социальное бытие.
Бытие человека — это реальный процесс его жизнедеятельности, ограниченный во времени рождением и смертью. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от законов природы. Право на жизнь сегодня рассматривается как фундаментальное право человеческого индивида.
Мотивы деятельности человека определяются необходимостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека. В основе любой человеческой потребности лежит биологический фактор — врожденный инстинкт.
Инстинкты бывают:
— витальные (лат. vita — жизнь), которые обеспечивают жизнедеятельность организма;
— социальные (отношения человек—человек, человек—общество);
— интеллектуальные — инстинкты познания. Потребности человека делятся на биологические, социальные, духовные.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль