logo
Готовимся к экзамену

XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие челове­чества.

О. Шпенглер, считая, что Запад начал уже переход от культуры к цивилизации, предсказывал закат европейской цивилизации к 2000 г.

А. Тойнби, отказавшись от концепции единства миро­вой истории, выделил локальные цивилизации, в каждой из которых различал фазы возникновения, роста, надлома, упад­ка и разложения.

К. Поппер, определяя прогресс как движение какой-либо цели, говорил о возможности прогресса только для отдель­ных человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса в целом.

Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевид­ности прогрессивного развития общества, связывает прогресс с развитием социальных отношений, процессами модерниза­ции, усложнения производства и управления, изменения роли науки и информации.

Американский экономист Дж. Гелбрейт связывает про­гресс человечества с прогрессом техники. В своей теории кон­вергенции он утверждает, что главная задача общества — раз­витие производства, поэтому реальная власть переходит к ли­цам, управляющим производством (менеджерам). Это способ­ствует слиянию двух общественных систем (капитализма и социализма) и ведет к созданию единого индустриального об­щества.

Концепции постиндустриального общества (У. Ростоу, Р. Арон, О. Тоффлер) рассматривают современную цивилизацию как очередной прогрессивный этап в истории человечества.

Во всех современных концепциях прогрессивного раз­вития человечества доминирует евроцентристское видение мира: достижения и ценности западного общества рассмат­риваются как определяющие развитие всего современного мира.

Общественный прогресс противоречив, современные мыс­лители постепенно отказываются от идеи совершенного об­щества, в котором найдут полное разрешение все проблемы, волнующие человека. Прогресс — не прямая линия, возмож­ны срывы, откаты назад, регресс. Прогресс в одной сфере об­щественных отношений может вызвать регресс в других (на-

пример, проблемы экологии тесно связаны с уровнем разви­тия производства).

Современный мир весьма противоречив, его противоре­чия носят глобальный характер. В экономике главным про­тиворечием сегодня является противоречие между Севером и Югом, между развитыми и развивающимися странами.

В культуре развиваются противоречия между традици­онными и техногенными культурами, между культурами, базирующимися на разных религиях. Традиционная культу­ра, характерная для стран Юга, ориентирована на устойчи­вую систему ценностей, на сохранение традиций. Традицион­ные культуры часто базируются на исламе, на национальных религиях и верованиях.

Для техногенной культуры характерны отказ от традиций и быстрая смена духовных ценностей. В религиозном отноше­нии индустриальное общество ориентировано на христианство.

В социальной сфере наиболее очевидным является про­тиворечие между устойчивым ростом населения и ограничен­ным количеством средств существования.

Продолжает сохраняться и влиять на развитие общества социально-экономическое противоречие между человеческим и машинным факторами производства, при котором человек является как бы придатком машин, при этом технологичес­кие сбои и нарушения могут привести к катастрофическим последствиям.

Сегодня утверждается точка зрения, что главной целью общественного развития является создание условий для все­стороннего развития человеческой личности. Поэтому крите­рием прогресса является та степень свободы, которую обще­ство может предоставить личности для наиболее полной реа­лизации ее возможностей.

Движущей силой исторического процесса является дея­тельность всех его участников: социальных общностей, их организаций, выдающихся личностей, индивидов. В столк­новении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса. Творческие силы исторического процесса — те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные измене­ния в обществе или активно участвуют в их осуществлении.

Прогрессивные изменения осуществляются через рево­люции или реформы.

Революция — это переход из одного качественного состояния в другое. В обществе происходят разнообразные ре­волюции в производительных силах, науке и технике, в со­знании и культуре. В отличие от них, социальная револю­ция — это качественные изменения в общественных отноше­ниях, во всей их системе. Составной частью социальной рево­люции всегда является революция политическая — переход власти в руки нового класса. Сегодня происходит постепен­ный отказ от идеи закономерности социальных революций для решения назревших исторических задач.

Гораздо чаще изменения происходят в результате ре­форм. Реформа — это преобразования в обществе, не уничто­жающие основы существующей социальной структуры и со­циальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Реформы предполагают сравни­тельно медленные, постепенные изменения, тогда как рево­люция — это всегда быстрые преобразования.

Современное обществознание оперирует также поняти­ем «инновация», под которым понимается рядовое, однократ­ное улучшение какой-либо стороны жизни общества.

Современное понимание прогресса, таким образом, от­вергает идею обязательности прогрессивного развития в силу объективных социально-исторических законов. Выбор про­грессивных тенденций развития зависит прежде всего от лю­дей, а не изначально задан.

Человек, личность.

Биосоциальная сущность человека

Человек появился на Земле в результате длительной эво­люции живых организмов и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее близкими род­ственниками человека являются высшие приматы, эволюци­онные пути с которыми у человека разошлись 5-7 млн лет назад. XX в. решил проблему родства между человеком и че­ловекообразными обезьянами в пользу теории Дарвина, ко­торый считал, что эволюция постепенно привела от древней обезьяны к человеку. Процесс возникновения человека уче­ные называют антропогенезом (лат. genesis — возникновение, греч. антропос — человек). Предпосылками антропогенеза были сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности; инстинктивный труд чело­векоподобных предков; сложная стадная жизнь высших жи­вотных. Но природа человека определяется не только биоло­гическими, но и социальными факторами. Поэтому человек является биосоциальным существом. От любого животного он отличается следующими чертами: — умением изготавливать орудия труда при помощи дру­гих орудий и использовать их в целях производства;

— человек сам создает условия своего существования;

— прямохождение, позволяющее лучше видеть окружаю­щую обстановку и освобождающее руки;

— способность человеческой руки выполнять сложные и тонкие функции;

— большой мозг и сложная нервная система, способствую­щие развитию интеллекта;

— наличие абстрактного мышления;

— наличие членораздельной речи;

— жизнедеятельность носит не биологически запрограмми­рованный характер, а сознательно-волевой, социально обусловленный;

— деятельность человека носит универсальный характер. Сегодня можно утверждать, что производственная дея­тельность человека, с одной стороны, и мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн лет. Счи­тается, что человек современного нам типа (кроманьонец) воз­ник примерно 30-40 тыс. лет назад. После этого биологичес­кая эволюция практически прекратилась, ведущую роль ста­ла играть социальная эволюция.

Процесс возникновения и формирования общества на­зывается социогенезом (лат. socio — общий, общество). Таким образом, весь процесс возникновения человека и человечес­кого общества называется антропосоциогенезом.

Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, свое полное развитие человек получает толь­ко в обществе. Сознание, речь, поведение, другие важные фак­торы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, еди­ничным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально-своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации.

Характерной особенностью человека является его спо­собность к социальной адаптации, умение индивида приспо­сабливаться к условиям социальной среды. С другой сторо­ны, человек, как любая биологическая система, способен к саморегуляции, т. е. к поддержанию на определенном уровне физиологических и других биологических показателей. Со­циальный прогресс не способен преодолеть все природные чер­ты, свойственные человеку как биологическому существу.

Вместе с человеком появилась новая форма существова­ния материи, высшая по сравнению с биологической — соци­альная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нару­шая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.

Бытие — философское понятие, отражающее факт суще­ствования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре фор­мы бытия:

— бытие процессов природы и вещей, созданных челове­ком;

— бытие человека;

— духовное бытие;

— социальное бытие.

Бытие человека — это реальный процесс его жизнедея­тельности, ограниченный во времени рождением и смертью. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от законов природы. Право на жизнь сегод­ня рассматривается как фундаментальное право человечес­кого индивида.

Мотивы деятельности человека определяются необходи­мостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необ­ходимыми условиями жизни и развития человека. В основе любой человеческой потребности лежит биологический фак­тор — врожденный инстинкт.

Инстинкты бывают:

— витальные (лат. vita — жизнь), которые обеспечивают жизнедеятельность организма;

— социальные (отношения человек—человек, человек—об­щество);

— интеллектуальные — инстинкты познания. Потребности человека делятся на биологические, соци­альные, духовные.