logo
Готовимся к экзамену

Брак и семья в современном обществе

Важнейшим социальным институтом является семья — общность людей, основанная на единой общесемейной дея­тельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизвод­ство населения, преемственность поколений и социализацию детей.

Семья является основной ячейкой общества. Как соци­альный институт семья определяет правила и нормы, регули­рующие поведение человека. В то же время семья является малой группой, объединяющей родственников, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредствен­ном личном общении друг с другом. В семье существуют осо­бые эмоциональные отношения, свои групповые ценности и нормы поведения. Как социальный институт семья обеспечи­вает воспроизводство рода, как малая группа — занимается воспитанием и социализацией личности, предлагая приня­тые в обществе нормы поведения и ценности. Главный метод воспитания — метод личного примера, когда дети копируют модели поведения взрослых членов семьи.

Семья выступает главным социальным институтом, с помощью которого регулируются и удовлетворяются сексу­альные потребности людей.

Кроме того, семья выполняет статусную функцию, ког­да каждый член семьи приобретает некоторые наследствен­ные статусы: национальность, принадлежность к определен­ной культуре, религии, определенному социальному слою.

Семья реализует потребности человека в эмоциональном общении, выполняет эмоционально-психологическую функцию.

Социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. К специфическим относят рождение, содер­жание и социализацию детей, к неспецифическим — функ­ции, которые семья вынуждена выполнять в определенных исторических обстоятельствах: накопление и передача соб­ственности, социальный статус, организация производства и потребления.

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола:

— полигиния — брак одного мужчины с несколькими жен­щинами;

— полиандрия — брак одной женщины с несколькими муж­чинами. -

В патрилинейных семьях наследование фамилии, иму­щества, социального положения ведется по отцовской линии, в матрилинейных — по материнской.

Патриархальную семью возглавляет отец, матриархаль­ную — мать. Самыми распространенными (в России 63% на­селения) являются нуклеарные (супружеские) семьи, которые состоят из двух поколений — родители и дети. Нуклеарные семьи могут быть двух типов:

— репродуктивная семья состоит из родителей и несовер­шеннолетних детей;

— ориентационная семья включает в себя только родите­лей, из нее вышли взрослые дети, имеющие свои репро­дуктивные семьи.

В расширенной семье (в России около 25% общего числа семей) живут три и более поколения: прародители, родители, дети, внуки.

Семьи, включающие в себя одного родителя и детей, на­зываются неполными (в России — 15%).

По количеству детей выделяют:

— бездетные семьи, где нет своих или приемных детей;

— малодетные, в которых один-два ребенка;

— среднедетные — три-четыре ребенка;

— многодетные семьи, в которых живут пять и более детей. По характеру распределения домашних обязанностей

выделяют:

— традиционную семью, в которой роль лидера принадле­жит мужчине, экономически обеспечивающему семью, с четким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские»;

— нетрадиционную, в которой мужчина не в состоянии эко­номически обеспечить семью, и женщина вынуждена при нимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности;

— коллективистскую паритетную семью, в которой все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаме­няемо.

В семейном воспитании выделяют три типа:

— авторитарный, основанный на признании авторитета главы семьи, предполагающий безоговорочное выполнение требо­ваний и использующий принудительные меры воздействия;

— либеральный, в котором интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом;

— демократический, основанный на убеждении, самовос­питании, сотрудничестве детей и родителей.

По социальному положению различают:

— гамогамные семьи, в которых члены семьи однородны по национальности, профессии, возрасту, образованию;

— гетерогамные, когда имеются различия в социально-де­мографических показателях;

— гомогенные, в которых муж и жена являются выходца­ми из одного социального слоя;

— гетерогенные, когда супруги принадлежат к разным со­циальным группам.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Под браком в социологии понимается санкционированная обще­ством устойчивая форма половых отношений. В юридичес­ком смысле браком называется свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порож­дающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации.

Основания для вступления в брак многообразны:

— любовь является наиболее распространенным основани­ем для вступления в брак; брак, основанный на любви, является высшей степенью объединения людей;

— исполнение социально-нормативных установок, следо­вание принятым в данном обществе стереотипам;

— брак по расчету, при котором имеется надежда на мате­риальные и иные выгоды после вступления в брак;

— брак на основе частной контрактной системы, при кото­ром в брачном контракте четко оговариваются права и обязанности супругов, супруги обладают максимальной степенью свободы;

— брак по принуждению, при котором нет психологичес­ких основ существования семьи.

Брак может быть заключен только при соблюдении ус­тановленных законом условий, которые делятся на две груп­пы: позитивные и негативные.

Позитивные условия:

— взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

— достижение брачного возраста, т. е. 18 лет. Брачный возраст может быть снижен до 16 лет по причи­нам, которые устанавливают органы местного самоуправле­ния. Такими причинами могут быть фактические брачные отношения, беременность, рождение ребенка.

Негативные условия (обстоятельства, препятствующие заключению брака):

— состояние в другом зарегистрированном браке лица, всту­пающего в брак;

— близкое родство; браки запрещены между родителями и детьми; дедушками, бабушками и внуками, полнород­ными или неполнородными (общий отец или мать) брать­ями и сестрами;

— существование отношений усыновления или удочерения;

— признание недееспособности по психическому заболева­нию судом хотя бы одного из брачующихся.

Со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса у супругов возникают права и обязанности. Заключение брака производится в личном присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления.

При наличии особых обстоятельств брак может быть зак­лючен в день подачи заявления (в случае рождения ребенка, беременности, наличия угрозы жизни).

Брак, заключенный с нарушением законных условий (или хотя бы одного из них), признается судом недействительным.

Основания для признания брака недействительным:

— отсутствие согласия на вступление в брак;

— недостижение брачного возраста;

— состояние одного из супругов в зарегистрированном браке;

— заключение фиктивного брака, т. е. брака без намере­ния создать семью;

— наличие близкого родства;

— признание супругов или одного из них судом недееспо­собным вследствие психического расстройства;

— сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венери­ческой болезни или ВИЧ-инфекции.

Брак считается недействительным с момента его за­ключения.

В ряде случаев суд может отказать в признании брака недействительным: если отпали те обстоятельства, которые пре­пятствовали его заключению; если несовершеннолетний суп­руг не дает согласие на признание брака недействительным.

Основанием для прекращения брака является смерть од­ного из супругов или объявление умершим одного из супру­гов. Брак прекращается также путем расторжения брака.

Брак может быть расторгнут в органах записи актов граж­данского состояния (загсах):

— если в семье нет несовершеннолетних детей;

— в случае признания судом супруга безвестно отсутствую­щим;

— при признании судом супруга недееспособным;

— при осуждении супруга к лишению свободы на срок свы­ше трех лет.

Расторжение брака производится по истечении одного месяца со дня подачи заявления.

Расторжение брака в судебном порядке производится:

— при наличии у супругов несовершеннолетних детей;

— при отсутствии согласия на развод одного из супругов;

— если супруг уклоняется от расторжения брака в органах загса.

Муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака без согласия жены во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Общим основанием для разво-

да является невозможность дальнейшей совместной жизни супругов, сохранения семьи. Суд может принимать меры по примирению супругов, откладывая дело о расторжении бра­ка на срок до трех месяцев. Суд вправе отказать в расторже­нии брака, если найдет основания полагать, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи еще возмож­ны. При этом суд принимает во внимание интересы несовер­шеннолетних детей.

Брак считается прекращенным:

— со дня государственной регистрации расторжения брака в органах загса;

— со дня вступления в силу решения суда о расторжении брака.

Права и обязанности супругов возникают со дня госу­дарственной регистрации заключения брака в органах загса. Возникающие между супругами отношения подразделяются на личные неимущественные и имущественные.

Личные неимущественные права:

— право выбора фамилии при заключении брака и при его расторжении;

— право на свободу выбора рода занятий, профессии;

— право на совместное решение разнообразных вопросов жизни семьи.

Этим правам каждого из супругов соответствуют обязан­ности другого супруга личного нематериального характера. К общему имуществу супругов относятся:

— доходы супругов от трудовой деятельности, предприни­мательства, результатов интеллектуальной деятельности;

— получаемые ими пенсии, пособия и иные денежные вы­платы;

— приобретенные за счет общих доходов супругов движи­мые и недвижимые вещи;

— приобретенные за счет общих доходов ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале.

Семейное законодательство придает юридическое значе­ние только зарегистрированному браку.

В течение своей жизни человек является участником раз­нообразных социальных групп, но семья остается той груп­пой, которую он никогда не покидает.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Духовная культура и ее виды

Духовная сфера жизни общества включает в себя раз­личные формы и уровни общественного сознания, которые образуют духовную культуру. Духовная культура создается в результате духовного производства, задачей которого явля­ется удовлетворение духовных потребностей людей.

Продуктами духовного производства являются:

— идеи, теории, духовные ценности;

— общественные связи индивидов;

— человек как существо духовное.

К видам духовного производства относятся наука, ис­кусство и религия. Духовное производство направлено на со­вершенствование всех остальных сфер жизни человека. Про­дукты духовного производства составляют духовную культу­ру общества.

Культура — совокупность способов и приемов человечес­кой деятельности (как материальной, так и духовной), выра­женных в предметах, материальных носителях и передавае­мых последующим поколениям.

Первоначально культурой называли способы обработки земли. Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а так­же ее результаты.

В узком смысле под культурой понимают творческую де­ятельность, связанную с искусством.

Материальная культура создается в процессе материаль­ного производства (здания, оборудование и т. д.). Духовная культура возникает в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание. Духовные цен­ности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д. Все элементы материальной и духовной культуры не­разрывно связаны между собой. Материальная производствен­ная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслитель­ной, духовной деятельности человека материализуются, пре­вращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

Культура — существенная характеристика жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие каче­ства есть результат усвоения им языка, приобщения к суще­ствующим в обществе ценностям, традициям. Можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности, религии. Накопление куль­турных ценностей идет по двум направлениям — по вертика­ли и по горизонтали.

Вертикальное накопление культурных ценностей связа­но с передачей их от поколения к поколению, т. е. преем­ственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона куль­туры — культурные традиции, элементы социального и куль­турного наследия, которые не просто передаются от поколе­ния к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Вторая линия (горизонтальная) — накопление культур­ных ценностей наиболее отчетливо проявляется в художе­ственной культуре. Она выражается в том, что в качестве цен­ностей наследуются целостные художественные произведения.

Произведения, созданные в XVIII в., оказывают влияние на сознание людей, живущих в XXI в., хотя они воспринимают­ся совершенно иначе, чем в момент создания, потому что из­менились общество, духовный мир человека, его культура.

В таком одновременном существовании и взаимодействии произведений, созданных в разные эпохи, рождается культу­ра современной цивилизации.

Формирование культуры предполагает не только сохра­нение лучших элементов старого, но и создание нового, при­ращение культурного богатства в процессе творчества.

В рамках определенной исторической эпохи в мире все­гда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и моло­дежная, западная и восточная.

В современном обществе особое значение приобрели «мас­совая» и «элитарная» виды культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового произ­водства и потребления. Ее распространению способствуют сред­ства массовой информации. В социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве пред­метов потребления, способных при продаже приносить при­быль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрите­ля, читателя, любителя музыки.

Неотъемлемой частью массовой культуры является рек­лама. Значительная часть прибыли тратится на рекламиро­вание продукции, на изучение вкусов ее потребителей. Мас­совую культуру называют развлекательным искусством, ис­кусством антиусталости.

Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко раз­бирающихся в искусстве людей и служат предметом ожив­ленных споров среди искусствоведов и критиков. Массовый зритель, читатель, слушатель может не обратить на них ни­какого внимания. Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стре­мящихся к новаторству, самовыражению. Элитарные произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и солидный доход.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг дру­гу. Идеи элитарного искусства через некоторое время переста­ют быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.

В последнее время говорят о появлении «экранной куль­туры», связанной с компьютерной революцией. Появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.

Между собой взаимодействуют национальные и интер­национальные культуры. Национальная культура имеет глу­бокие корни, которые отражают особенности общественной жизни той или иной исторической или этнической общности людей.

Культурные различия — один из источников многооб­разия исторического процесса, придающий ему красочность и многообразность. Каждая национальная культура непов­торима и уникальна. Одновременно создаются предпосылки для создания интернациональной культуры как в рамках от­дельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Причинами интеграции выступают НТР, общие тенденции в развитии образования, огромная подвиж­ность населения, мировое разделение труда. Это способствует как взаимообогащению культур, так и общему прогрессу ми­ровой культуры. Через культурный обмен осуществляется диалог культур.