Роль государства в экономике
В XX в. возрастала роль государства в экономике развитых стран. В годы первой мировой войны возникла необходимость концентрации ресурсов и использования их под контролем государства. Во времена кризисов государство прилагало усилия по обеспечению стабильности, занятости, экономического роста.
В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводственного процесса. Ограниченность возможностей механизма рыночного регулирования проявилась уже в конце XIX в., когда появились монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. Государство было вынуждено регулировать деятельность монополий, чтобы защитить интересы потребителей. Антимонопольное законодательство существует во всех ведущих странах мира, в том числе и в России.
Цели антимонопольной политики государства:
— охрана и поощрение конкуренции;
— контроль над доминирующими на рынке предприятиями;
— контроль над процессом образования монополий;
— контроль над ценообразованием;
— поддержка и защита мелкого и среднего бизнеса;
— защита потребителя.
В антимонопольном регулировании используются прямые методы (запреты, экономические санкции, уголовная ответственность) и косвенные (регулирование цен и налогообложения).
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к пересмотру многих положений либеральных экономических концепций.
Английский экономист Джон Кейнс в 1936 г. пришел к выводу, что проблемы, возникшие в годы кризиса в капиталистической экономике, могут быть разрешены только через государственное регулирование. Он считал, что справиться с безработицей может только активная финансовая политика государства, направленная на регулирование рынка.
Сегодня государство — активный участник рыночных отношений. Государство решает те задачи, которые рынок не в силах решить: перераспределение доходов, регулирование рынка рабочей силы, социальная занятость, установление минимума заработной платы.
Экономическая политика государства — совокупность мер воздействия на экономику для выполнения поставленных задач.
Цели экономической политики:
— стабильный рост объема национального производства;
— поддержание определенного уровня занятости;
— стабилизация уровня цен;
— защита малообеспеченных слоев населения;
— поддержание активного баланса внешней торговли;
— обеспечение условий для развития научно-технического прогресса (НТП);
— антимонопольная профилактика;
— борьба с инфляцией;
— природоохранные мероприятия! Направления государственного регулирования:
— фискальная политика направлена на регулирование государственных расходов и сбор налогов;
— монетарная политика связана с воздействием на денежную массу (купля-продажа ценных бумаг, выпуск денег);
— регулирование доходов осуществляется через регулирование денежного спроса населения и производителей;
— социальная политика направлена на поддержание определенного уровня жизни;
— внешнеэкономическая политика управляет валютным курсом, включает торговую политику и таможенную деятельность, устанавливает тарифы, квоты, контролирует выдачу лицензий.
Важнейшими функциями государства в экономике являются контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.
Для успешного функционирования экономической системы необходимы правовое обеспечение коммерческой деятельности, а также судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм.
В условиях переходной экономики России с целью становления рыночной экономики государство решает следующие задачи:
— формирование новой системы собственности, характерной для экономики рыночного типа;
— помощь малому и среднему бизнесу, фермерам;
— поддержка финансово-промышленных групп;
— формирование рыночных институтов, инфраструктуры рынка.
Самыми эффективными способами воздействия государства на экономику являются бюджет и налогообложение.
Налог — это платежи, взимаемые центральными и местными органами власти, идущие в бюджеты соответствующего уровня.
Налоги выполняют следующие функции:
— фискальную, налоги поступают в бюджет;
— регулирующую, с помощью налогов государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства;
— социальную, через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои. Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение), которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.
Объект налога — предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.
Источник налога — это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.
Налоговой ставкой называют величину налога, приходящуюся на единицу обложения (единица измерения объема налогообложения — рубль, гектар и т. д.). В ряде случаев для налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы — частичное или полное освобождение от уплаты налогов.
Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.
Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на наследство, поземельный налог). Косвенные устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, таможенные пошлины, акцизы) и выплачиваются только при совершении определенных действий (покупка, продажа).
Главным финансовым планом государства, имеющим силу закона, является государственный бюджет — смета денежных доходов и расходов государства. Кроме того, свои бюджеты имеют субъекты федераций, города, учреждения, организации и т. д. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Источниками средств, поступающих в бюджет, являются налоги и предпринимательская деятельность государства. Эти средства расходуются на содержание государственного аппарата, армии, поддержку отраслей промышленности, содержание бюджетных организаций (образование, медицина, соцобеспечение), инвестиции в народное хозяйство, на государственные закупки, на природоохранные мероприятия. Если доходы бюджета равняются его расходам, то это сбалансированный бюджет; если расходы выше доходов, то бюджет будет дефицитным; когда доходы выше расходов, бюджет называется профицитным. При бюджетном профиците средства могут накапливаться у государства на будущее.
Бюджетный дефицит возникает в результате экономической политики государства или в результате чрезвычайных ситуаций. Преодолевается дефицит сокращением государственных расходов изысканием дополнительных доходов, денежной эмиссией (выпуском бумажных денег), займами у населения и других государств и международных финансовых организаций.
Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга. Государственный долг— это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам. Внутренний государственный долг — задолженность государства перед собственным населением и предприятиями; внешний — задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных стран, крупным частным банкам.
Самый большой внешний долг у США — около 300 млрд дол., Россия должна 154 млрд; 103 млрд — это долги СССР, 51 млрд — долг самой России, начиная с 1992 г. Самой России должны порядка 200 млрд дол. преимущественно развивающиеся государства, так что на погашение этих долгов рассчитывать не приходится.
Кредиторы создают специальные организации — клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.
Россия, расплачиваясь по своим внешним финансовым обязательствам, не в состоянии погасить растущую внутреннюю задолженность.
Если деятельность государства в экономике соответствует требованиям рынка, то она способствует развитию производства и повышению уровня жизни населения.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль