logo
Готовимся к экзамену

Мыслители нового времени

Европейское средневековье во многом утратило дости­жения античной культуры. Поэтому долгое время и человек, и человеческое общество рассматривались как результат бо­жественного творения.

Только к концу средневековья стали появляться теории, в которых делалась попытка определить законы возникнове­ния и развития общества без участия божественной воли.

Мечты о справедливом и счастливом обществе воплоти­лись в работах мыслителей XVI-XVII вв. Т. Мора и Т. Кампанеллы. От названия книги Т. Мора «Утопия» возник термин «утопический социализм» («утопия» — место, которого нет, или благословенная страна).

Мор и Кампанелла мечтали об идеальном обществе, где нет частной (даже личной) собственности, основа жизни — об­щественная собственность, все заняты производительным тру­дом, нет паразитического существования привилегированных слоев и групп, нет денег.

Дальнейшее развитие этих идей наблюдается у француз­ских социалистов-утопистов XVIII-XIX вв. А. Сен-Симона и Ш. Фурье, а также англичанина Р. Оуэна.

Черты идеального (социалистического) общества буду­щего:

— общественная собственность на средства производства;

— социальная гармония, общность интересов граждан;

— обязательность труда для всех членов общества;

— сочетание умственного и физического труда;

— распределение в зависимости от трудового вклада (т. е. социализм, а не коммунизм — по потребности);

— отсутствие эксплуатации, так как нет частной собствен­ности;

— равноправие всех граждан;

—. государственное планирование.

Развитие капитализма выводило на первый план новый класс — буржуазию. Обретая экономическое господство, бур­жуазия стремилась к политической власти, будучи в услови­ях феодализма политически бесправной. Появились теории, обосновывающие право народа на власть.

Широкую известность приобрела теория общественного договора, авторами которой были английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк. Теория божественного происхождения общества была отброшена, государство рассматривалось как результат договора граждан, сознательно ограничивающих часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав.

Гоббс считал, что первоначальным, естественным состо­янием человека была «война всех против всех» — т. е. абсо­лютное равенство и ничем не ограниченная свобода. Человек по природе эгоистичен, природное равенство вело к всеобщей вражде, насилию, отсутствию всякой безопасности. Война всех против всех могла закончиться самоистреблением.

Люди поэтому стремились выйти из естественного состо­яния, обрести мир и гражданское состояние. Главный при­знак гражданского состояния — наличие «организованной принудительной силы», т. е. государства.

Гоббс считал, что государство учреждается заключением «общественного договора», заключаемого «каждым челове­ком с каждым». Человек передает государству право управ­лять собой при условии, что другие люди также передают это право государству. Лучшей формой государства Гоббс считал монархию, но его идея не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. Мыслитель считал, что государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности.

Разработку проблемы общественного договора продол­жил другой английский мыслитель — Джон Локк. Он также считал, что общественное (гражданское) состояние прогрес­сивнее естественного. Естественное состояние основано на орга­низующем начале, которое Локк назвал законом природы. Все люди равны и независимы, человек не должен приносить вред другим людям. Естественными правами человека явля­ются право на жизнь, свободу и собственность. Право на соб­ственность дает только труд.

Для того чтобы установить границу собственности, для упорядочения права владения и был заключен общественный договор и введены гражданские законы. Гражданское состо­яние возникает тогда, когда люди отказываются от своей ес­тественной власти и обращаются за защитой к закону.

Цель государства — сохранение свободы и собственно­сти, приобретенной посредством труда. Государство базирует­ся у Локка на принципе разделения властей: на законода­тельную, исполнительную, федеративную власть.

Если власть не оправдывает доверие, не выполняет за­коны, то граждане имеют право на сопротивление, в том чис­ле и революцию. Революция приводит к выработке нового соглашения и передаче власти в новые руки.

Теория общественного договора получила свое дальней­шее развитие в работах французских просветителей XVIII в. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера. Просветителями было обо­сновано положение о праве народа как источника власти на смену представителей власти и ее формы в целях реализации интересов граждан.

Ж.-Ж. Руссо считал, что для естественного состояния человека характерны дружба и гармония. Причиной перехо­да к гражданскому состоянию он называл частную собствен­ность и появление имущественного неравенства. Вместе с тем Руссо выступал как защитник мелкой собственности.

Монтескье, защищая принцип разделения властей, вы­делил власть судебную.

Вольтер подверг беспощадной критике французское об­щество и государство. Он выступал сторонником равенства граж­дан перед законом, свободы слова, отстаивал принцип непри­косновенности частной собственности. Вольтер ввел термин «философия истории», разделяя идею прогрессивного разви­тия общества, но ход истории он объяснял развитием идей.

Создателем экономической теории, которая не утратила своего значения и в наши дни, был английский мыслитель А. Смит. Основой жизни общества он считал труд и обществен­ное разделение труда, при котором человек, работая на себя, работает одновременно на других. Смит дал определение то­вару, описал его свойства, указал источники дохода: заработ­ная плата, которую получает человек за свой труд; на вло­женный капитал его владелец получает прибыль; собствен­ник земли пользуется рентой. Смит выделил три основных класса общества в зависимости от получаемого дохода: наем­ных рабочих, капиталистов, землевладельцев. Все остальные слои он отнес к непроизводительным классам. А. Смит зало­жил основы классического либерализма, считая, что государ­ство в экономике должно играть роль «ночного сторожа» — создавать условия для ее развития, но не вмешиваться в эко­номические процессы.

Важный шаг в изучении общества и его развития был сделан немецким философом XIX в. Г. Гегелем. Он, вслед за Кантом, Стал широко использовать понятие «гражданское об­щество», под которым понимал сферу материальной, эконо­мической жизни и деятельности людей. Для изучения исто­рического процесса философ предлагал использовать метод диалектики, когда материальный и духовный мир рассмат­риваются в постоянном движении и развитии.

Гегель заложил основы научной типизации историчес­кого процесса. Он утверждал, что историю делают реальные люди. Но вместе с тем в ней осуществляется некая объектив­ная логика. Ступени истории — это этапы самопознания-ми­рового духа, прогресс в сознании свободы.

При этом каждая ступень находит свое наиболее адек­ватное выражение в духе определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории.

Гегель выделяет три таких исторических ступени и, со­ответственно, три типа общества: восточный мир, античность, германский мир.

Последователями Гегеля были К. Маркс и Ф. Энгельс, немецкие мыслители, положившие начало новому направле­нию в философии и политической практике — марксизму.

Основой общественного развития они считали изменения в экономике, в отношениях собственности. Опора на экономи­ку позволила Марксу и Энгельсу рассматривать развитие об­щества как естественноисторический процесс, основанный на объективных законах, которые можно открыть и использовать.

Одним из таких законов является классовая борьба, ко­торая неизбежно существует в любом обществе, основанном на частной собственности. Классовая борьба является дви­жущей силой истории.

Особую роль в буржуазном обществе играет пролетари­ат — класс, лишенный собственности на средства производ­ства и являющийся непримиримым противником капитализ­ма. Исторической миссией пролетариата, по мнению Маркса и Энгельса, является уничтожение капитализма, установле­ние диктатуры пролетариата и строительство нового, идеаль­ного общества, основанного на общественной собственности на средства производства.

Целью социализма является наиболее полное удовлет­ворение растущих потребностей людей посредством всеобще­го обязательного труда.

Коммунистическое общество должно стать тем идеалом, в котором свободная человеческая личность будет находиться в условиях, способствующих ее наиболее полному развитию.

О. Конт, французский мыслитель, живший в XIX в., ввел в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни. Он считал, что все общественные явления, так же как и природные, под­чиняются законам, открытым с помощью научных методов. Социология опирается на опыт и реальные факты.

Теория Конта включает в себя три идеи: закон трех ста­дий развития, классификация наук, социальная статика и социальная динамика.

Закон трех стадий рассматривает три последовательные эпохи в развитии человечества. На первой стадии (теологи­ческой) люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы, предполагая, что за ними стоят сверхъестествен­ные силы. Вторая стадия (метафизическая) характеризуется тем, что на смену сверхъестественным существам приходят абстрактные отражения объектов (причины, необходимость и т. д.). На третьей (позитивной) стадии достигаются подлин­но научные знания.

Три эпохи в развитии человеческого общества соответ­ствуют трем фазам в развитии самого человека: детство — тео­логия (все кажется живым, добрым или злым); Юность — ме­тафизика (любовь, время принцев и принцесс); зрелый воз­раст — «позитивные науки» (трезвый взгляд на жизнь).

Развитие общества связано с развитием наук: математи­ки — астрономии — физики — химии — биологии — социо­логии, т. е. социология базируется на достижениях предыду­щих наук.

Конт верил, что если преобразовать общество на базе по­зитивной социальной теории (социологии), то в нем устано­вится порядок, целью будет прогресс, а этическими принци­пами — любовь и «жизнь для других».

Г. Спенсер, развивая идеи Конта, разработал теорию эво­люции общества как целостного организма, выделяя два типа общества: «военное» — с принудительным характером сотруд­ничества людей и «промышленное», основанное на доброволь­ном сотрудничестве. Общество, по его мнению, включает в себя три системы:

— производящую;

— распределяющую;

— регулятивную.

Средствами социального контроля служат «страх перед живым» (законы, охраняемые государством) и «страх перед мертвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов).

Спенсер считал, что общество не может поглощать от­дельную личность.

Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в XX в.