Рынок и рыночные отношения
Продукт труда, изготовленный для обмена путем купли-продажи на рынке, называется товаром. Свойства товара:
— стоимость — сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд);
— потребительная стоимость — полезность товара; свойства — удовлетворять потребности человека и способность обмениваться на другие товары.
С зарождением товарных отношений товары обмениваются друг на друга. Для упрощения процесса обмена появился всеобщий эквивалент стоимости товаров, упрощающий процесс обмена, — деньги. Весь товарный мир — это товар и деньги. Деньги тоже товар, на производство которого затрачен абстрактный человеческий труд, но в то же время — мерило стоимости. Товар — результат конкретного, частного труда, выступающий как потребительная стоимость. Деньги — воплощение стоимости, выражение абстрактного общественного труда.
Потребительная стоимость денежного товара раздваивается — золото и серебро служат украшением (деньги изготавливаются из благородных металлов) и способны обмениваться на все прочие товары (специфика денег).
Причины выбора благородных (золото и серебро) металлов в качестве денег:
— качественная однородность;
— легкая делимость и соединяемость без потери веса и стоимости;
— портативность, т. е. высокая стоимость при малых объеме и весе;
— сохраняемость.
Функции денег:
— мера стоимости, с помощью денег можно выразить стоимость любого товара;
— средство обращения, деньги выступают посредником в реальном товарном обмене;
— средство платежа, если продажа товара и его оплата разрываются во времени: кредит, вексель, заработная плата, налоги;
— средство образования сокровищ, при этом деньги выпадают из обращения;
— мировые деньги, главным образом золото. Количество денег, находящихся в обращении, должно
соответствовать сумме цен имеющихся товаров. При нарушении этого закона денежного обращения наступает инфляция.
Инфляция — обесценивание денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен, и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.
Виды инфляции:
— гиперинфляция (до 1000% в год);
— галопирующая (цены растут на 100-150% в год);
— ползучая (до 100% в год);
— подавленная, государство регулирует цены, это вызывает дефицит товаров;
— открытая, цены не регулируются, дефицит денег. Последствия инфляции:
— диспропорции в экономике;
— перераспределение доходов в обществе;
— нарушения в механизме действия денежной, финансовой, кредитной системы;
— падение реальных доходов населения. Государство либо приспосабливается к инфляции и проводит индексацию доходов населения; либо ведет борьбу с инфляцией, проводя жесткую денежно-кредитную политику, сокращая бюджетные расходы.
При товарном производстве продукт труда частного производителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабочем времени. Эти затраты выражаются через стоимость посредством обмена, затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Это объективная необходимость товарного производства, выраженная в законе стоимости.
Закон стоимости — это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощенного в них абстрактного общественно необходимого труда. Это экономический закон товарного производства, закон эквивалентного обмена, т. е. обмениваемые товары должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно необходимого труда.
. Функции закона стоимости:
— регулирует распределение средств производства и рабочей силы между отраслями производства;
— стимулирует технический прогресс и развитие производительных сил;
— способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей.
Общественные связи между товаропроизводителями проявляются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Рынок — это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них.
Рынки различаются по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
— рынок товаров и услуг;
— рынок средств производства;
— рынок труда;
— рынок инвестиций;
— финансовый и денежный рынок;
— фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
— рынок иностранных валют;
— рынок научно-технических разработок.
По географическому положению:
— местный;
— национальный;
— региональный;
— мировой.
По степени развития конкуренции:
— рынок свободной конкуренции;
— монополистический рынок;
— олигоцолистический. Субъекты рынка:
— домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности;
— предприятия, используют факторы производства для изготовления и продажи своей продукции, стремятся к максимально высокой прибыли;
— финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслуживают движение денежной массы;
— государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для реализации общественных целей.
Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация. Классическая модель рынка:
— множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить и как реализовы вать продукцию;
— множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать;
— эквивалентный обмен по стоимости;
— установление цен на основе спроса и предложения;
— наличие конкуренции.
Важнейшие категории рынка: спрос и предложение.
Спрос — отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса — чем ниже цена товара, тем большее количество покупателей хотят и могут его приобрести.
Закон спроса не действует:
— для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег;
— при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
— при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, называемые параметрами спроса:
— величина доходов потребителей;
— цены на дополнительные товары;
— ожидаемые изменения цен в будущем;
— демографические факторы;
— вкусы и предпочтения потребителей. Предложение — связь между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон предложения — при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке.
В соответствии со спросом и предложением устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца, и покупателя.
Неценовые факторы предложения:
— цены на рабочую силу, материалы и другие издержки производства;
— ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары;
— число продавцов на рынке. Признаки рынка:
— нерегулируемое предложение;
— нерегулируемый спрос;
— нерегулируемая (свободная) цена.
Законы, регулирующие рынок: закон стоимости; закон спроса и предложения.
Преимущества рынка:
— высокая эффективность использования ресурсов;
— высокая степень приспосабливаемости к изменившимся условиям;
— свобода выбора действий производителя и потребителя;
— активное использование достижений НТР;
— способность удовлетворять разнообразные потребности.
Негативные стороны рынка:
— неэффективное использование невосполнимых ресурсов;
— отсутствие полной занятости и стабильности цен;
— игнорирование негативных последствий от принимаемых решений;
— нестабильность развития (кризисы, инфляция). Нестабильность развития вызывает необходимость социальной защиты — системы мер защиты граждан от экономической и социальной деградации в результате безработицы, инфляции, инвалидности, старости и т. д.
Меры социальной защиты:
— финансирование различных социальных программ; пособия, дотации, компенсационные выплаты;
— индексация доходов населения;
— государственное и частное страхование;
— организация служб занятости.
Основные функции системы социальной защиты населения — создание равных условий воспроизводства личности в условиях данного региона или страны.
Необходимым атрибутом рынка является конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция — объективный закон рыночного хозяйства. Различают два основных типа конкуренции:
— совершенная, под которой понимают состязательную борьбу между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара;
— при несовершенной конкуренции на рынке господствует несколько (две—четыре) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на рыночную цену товара.
Основные виды конкуренции:
— простых производителей;
— единоличных капиталистов;
— монополий;
— национальных капиталов;
— интернациональных капиталов.
Соперничество ведется ради получения большей прибыли, которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками на ее производство.
Внутриотраслевая конкуренция — соперничество предприятий одной и той же отрасли за господство на рынке данного товара. Межотраслевая конкуренция — борьба за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Конкуренция ведется среди продавцов, среди покупателей, среди продавцов и покупателей.
Методы конкуренции:
— ценовая — ведется посредством «сбивания» цен;
— неценовая — усовершенствование техники и организации производства, снижения стоимости, повышения качества товаров.
Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству.
Абсолютная монополия полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.
Естественной монополией обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства.
Искусственная монополия — сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта:
— случайная — принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;
— устойчивая — принадлежит крупным фирмам, объединениям предприятий, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции. Всеобщая форма монополии развивается тогда, когда
объединения предприятий всесторонне с помощью государства подчиняют себе экономику и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы (например, ВПК). Сегодня в результате НТР произошло повышение роли малых и средних технически передовых предприятий. Виды монополий:
— картель — объединение производителей однородной продукции, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства, ценах и рынках сбыта;
— синдикат — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий;
— трест — объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельность, подчиненных единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются в пайщиков (акционеров);
— концерн — форма монополистического объединения с высоким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей промышленности, транспорта, банки и т. д.;
— холдинг — компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.
Монопольная цена — особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода (чаще всего монопольной сверхприбыли).
Возникновение монополий не устраняет конкуренции, борьба идет уже между монополиями. Монополия порождает конкуренцию, конкуренция приводит к возникновению монополии. Конкуренция и монополия являются двумя сторонами рыночного взаимодействия.
Рыночная экономика развивается циклически: от подъема к кризису и обратно. Период развития от одного кризиса до другого называют экономическим циклом. Он включает в себя четыре фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем. Кризис — резкое падение объемов производства, разорение предпринимателей, безработица, падение уровня жизни. Депрессия — невысокий стабильный уровень производства, высокий уровень безработицы. Оживление — медленное повышение уровня производства, сокращение безработицы. Подъем — быстрый рост производства, превышение уровня производства предыдущего цикла, сокращение безработицы до минимума, рост спроса и доходов.
Важнейшей задачей развития общества является экономический рост — количественное и качественное развитие производства.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль