Развитие обществознания в XX веке
Выдающимся мыслителем начала XX в. был М. Вебер. Он считал, что индустриальная цивилизация возникла в результате «встречи» нескольких исторически факторов, которые несли в себе рациональное начало.
Решающим условием утверждения нового типа общества явилась протестантская этика. В отличие от идеологии официального христианства, которая высшей целью жизни человека провозглашала аскетизм и пассивное отношение к жизни, протестантизм высшей формой служения Господу провозглашал активную профессиональную деятельность человека.
Профессиональный успех рассматривался идеологами протестантизма как свидетельство избранности человека, его предопределенности к спасению после смерти.
По мнению Вебера, задача социолога — выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое — ценности (осознанные интересы). Любой предмет, явление оценивается с точки зрения добра и зла, полезности и т. д. Ценности носят исторически конкретный характер, так как их определяет интерес эпохи, имеют силу для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение. Ценности не только влияют на познание и оценку явлений, но и определяют нормы поведения людей, их цели.
Рассматривая социологию власти, М. Вебер выделил три типа господства:
— легальный, когда происходит подчинение не личности, а закону, существует аппарат управления из специально обученных людей;
— традиционный, опирающийся не на закон, а на силу традиций в действиях общества и властей, основой является личная преданность;
— харизматический, связанный с необычайными способностями лидера, верой в его харизму.
Начало XX в. показало, что капитализм, в скорую и неизбежную гибель которого верили К. Маркс и Ф. Энгельс, оказался гибким и способным к стабилизации.
Немецкий социал-демократ Э. Бернштейн предложил провести ревизию (проверку) марксистского учения. Им и его сторонниками были подвергнуты критике некоторые основополагающие положения марксистской доктрины: относительное и абсолютное обнищание пролетариата, критика буржуазной демократии, идея о скором переходе от капитализма к коммунизму через социальную революцию.
С другой стороны, В. И., Ленин, опираясь на свое учение об империализме как конечной стадии капитализма, пришел к выводу о возможности победы социалистической революции первоначально в одной отдельно взятой стране (таковой он считал Россию). Эту революцию должна подготовить и осуществить организация профессиональных революционеров — коммунистическая партия.
Социальные катаклизмы XX в.: две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, тоталитарные режимы, , концлагеря, нравственная деградация привели к появлению нового направления в философии — экзистенциализма (философии существования). Экзистенция (существование) является основным понятием этой философии. Согласно экзистенциалистам, экзистенция является центральным ядром человеческого «Я», благодаря которому индивид выступает как конкретная неповторимая личность.
Представителями этого направления являются Н. Бердяев, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю. История, по мысли этих авторов, не так разумна, как считалось, жертвы войны не только ужасны, но и бессмысленны. Сартр даже утверждал, что мир — это «универсальное не то».
Как же должен действовать человек в этом абсурдном мире? Для того чтобы сохранить свои человеческие качества, человек в любых обстоятельствах должен действовать согласно однажды принятому убеждению, следовать однажды избранной цели, даже если она кажется неосуществимой — таково условие подлинного бытия. Человек, родившись, существует, но ему предстоит обрести человеческую сущность. Он становится человеком лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделал себя сам. Нет заранее заданной природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать» (Ж.-П. Сартр).
Таким образом, человек сам полностью отвечает за свои поступки, за свое существование.
Во второй половине XX в. появились теории, которые объясняли процессы развития общества через развитие техники, видов хозяйственной деятельности человека в рамках социальной эволюции.
Р. Арон в своей теории индустриального общества рассматривает переход от отсталого «традиционного общества» с натуральным хозяйством и сословной иерархией к передовому «индустриальному обществу» (товары массового потребления, механизация и автоматизация, НТР, развитие транспорта и средств связи, урбанизация, социальная мобильность).
Американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер выделяют в развитии общества три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную.
В доиндустриальной стадии господствовало сельское хозяйство, главными социальными институтами были армия и церковь. Индустриальная стадия характеризуется развитием промышленности с корпорацией и фирмой во главе. Постиндустриальная эпоха развивается начиная со второй половины XX в. Она характеризуется повышением роли теоретических знаний, с университетом в качестве главного места их производства и сосредоточения.
У. Ростоу выделяет пять «стадий роста» человеческого общества:
— «традиционное общество» — аграрное общество с сословной иерархической структурой и властью, находящейся у земельных собственников;
— «переходное общество» — период создания предпосылок «сдвига»: рост производительности в аграрном секторе, увеличение капиталовложений на душу населения, появление «нового типа предприимчивых людей», возникновение централизованного государства; т. е. создаются предпосылки для перехода на новую ступень;
— стадия «сдвига» — промышленная революция, изменение техники и технологии, быстрое накопление капитала;
— индустриальное общество («стадия зрелости») — быстрое развитие тяжелой промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники, урбанизация, повышение доли квалифицированного труда;
— общество «высокого массового потребления» — постиндустриальная эпоха с развитой сферой услуг.
Ф. Фукуяма в работе*«Конец истории?» (1989) утверждает, что события конца XX в. (крушение социализма и коммунистической идеи) свидетельствуют о конце истории. Западная демократия, основанная на либеральной идее, не имеет исторической альтернативы. Политическое и идеологическое развитие завершено. История не останавливается, социальный, научный, технический процесс продолжится. Не исчезнут международные конфликты, сохранятся национально-освободительные войны и терроризм. Но серьезные конфликты, в которых участвовали бы крупные государства, остались в прошлом. Фукуяма называет будущее постисторией. На место борьбы за идеалы и абстрактные идеи придут экономический расчет, технические и экономические проблемы, стремление удовлетворить запросы потребителя.
Прав ли в своих прогнозах американский мыслитель, покажет будущее.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль