Цивилизационный и формационный подходы
Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов «идеального общества», в котором были бы преодолены пороки и недостатки общества современного. Соответственно этому история человечества расчленялась на три этапа: естественное или природное (до-общественное) состояние, общественное состояние, не соответствующее природе человека, и, наконец, разумное, или идеальное общество будущего. Обозначение этих этапов встречается уже у Платона.
Древнеримский поэт Лукреций Кар разделил историю на три века: каменный, медный и железный, нарисовав в поэме «О природе вещей» картину смены каменных орудий медными, а медных — железными.
В средние века преобладала патриархальная теория, сформулированная Платоном и Аристотелем, по которой в основе общества лежит патриархальная семья, из нее в конечном счете вырастает государство.
Французский философ-просветитель XVHI в. Ж. Кондорсе разделил историю человечества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие.
Гегель выделил три ступени исторического развития и, соответственно, три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были положены критерии, в известной мере отражающие логику исторического процесса.
Шотландский философ А. Фергюссон разделил историю на три эпохи: дикость (охотничье хозяйство, отсутствие частной собственности); варварство (скотоводство, появление частной собственности, еще не закрепленной законом); цивилизация (земледелие, господство частной собственности).
Итальянец Дж. Вико попытался рассматривать всю историю человечества как процесс, определяемый строгой закономерностью. Он же предложил теорию круговорота в истории.
Американский этнограф второй половины XIX в. Л.-Г. Морган выделил три эпохи развития человечества: дикость, варварство и цивилизацию, при этом каждую эпоху он делил на три ступени (низшую, среднюю, высшую).
Ф. Энгельс считал дикостью эпоху присваивающего хозяйства, варварством — период перехода к скотоводству и земледелию, цивилизацией — период промышленности.
В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный (ему близок стадиальный) и цивилизационный.
Теория общественно-экономической формации (ОЭФ) была создана марксистской школой обществознания. ОЭФ — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества. В истории общества выделяются пять ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, в которой первой фазой является социализм. Решающая роль отводится материальному производству, экономика является базисом формации, определяющим ее надстройку — совокупность политических, правовых, духовных отношений и институтов.
Базис — это совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Он определяется формой собственности на средства производства. От базиса, в свою очередь, зависит тип надстройки.
Способ производства состоит из производственных отношений (собственность на средства производства) и производительных сил, к которым относятся средства и предметы труда, а также люди с их умениями и навыками. Производительные силы быстро развиваются, на определенном этапе производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, возникает конфликт, разрешаемый социальной революцией. В ходе революции устраняются старые производственные отношения, возникает новый базис (и соответствующая надстройка), в итоге осуществляется переход к новой ОЭФ.
Для формационного подхода характерны:
— убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;
— экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;
— общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений;
— неизбежность смены одной ОЭФ на другую.
Таким образом, для теории ОЭФ характерны экономический детерминизм и отрицание своеобразия в развитии отдельных государств и народов.
В противовес теории ОЭФ сторонники цивилизационно-го подхода на первый план выдвигают уникальность исторического пути того или иного народа и общества.
В широком смысле под цивилизацией понимают определенный уровень развития материальной и духовной культуры.
Цивилизации — это крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, «живет» своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.
Признаки цивилизации:
— единое пространство;
— единая система ценностей;
— единые нормы морали;
— специфический образ жизни;
— психологическое осознание своего цивилизационного единства, единая ментальность;
— характерный способ социального развития: эволюция, революция, традиция; ^
— единая экономическая система. Цивилизация выполняет две главные функции:
— реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории;
— дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций. Цивилизация — это организация общественной жизни
и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:
— рождение и детство (становление цивилизации);
— молодость и зрелость (ее расцвет);
— старость и «закат» (угасание цивилизации).
В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т. д.); экономическую; политическую; культурную.
Русский ученый Н. Я. Данилевский предложил теорию «культурно-исторических типов», ядро каждого из которых составляют «исторические народы», имеющие собственную идею и задачу. Цивилизация является наиболее творческим периодом развития культурно-исторического типа.
Локальные цивилизации делятся на четыре типа:
— «первичные» (без ведущего начала, определяющего их смысл) — египетская, китайская, иранская;
— «одноосновные» (выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) — еврейская (религия), Древняя Греция (культура), Древний Рим (политика);
— «двухосновные» (развитие двух начал) — европейская (политика и культура);
— «объединительная» (в гармонии развиваются начала политические, культурные, религиозные, нравственно-экономические).
К «объединительной» цивилизации мыслитель относил славянскую, но не как существующую реальность, а как возможность.
Выше всего Данилевский оценивает разнообразие вариантов развития. Прогресс у него не в том, чтобы идти в одном направлении, а чтобы проходить равные расстояния. Любая цивилизация имеет право на существование, независимо от вклада в мировую историю, и ценна своим своеобразием.
Решающим фактором для Данилевского является динамика социально-экономических процессов. Европейская цивилизация начала новый этап истории, заменив античное рабство менее жесткой формой зависимости — феодальной. Россия должна сменить европейский культурно-исторический тип, установив более современные и справедливые социально-экономические отношения, базой для формирования которых станет крестьянская община.
Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих. Но при этом каждый культурно-исторический тип реализует собственную, неповторимую модель развития.
. А. Тойнби также исходит из идеи существования самостоятельных цивилизаций, английский историк выделял следующие типы цивилизаций:
— «первичные» — неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие;
— «вторичные» — возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования;
— «третичные», которые возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций. Возникновение цивилизации Тойнби объяснял с помощью
закона «вызова и ответа»: среда обитания бросает вызов человеку, который вынужден приспосабливаться к ней, создавая искусственную среду обитания. Если вызов слишком силен, культура останавливается в своем развитии. Слишком слабый вызов также не способствует возникновению цивилизации, так как
благоприятные условия обитания не порождают мощного творческого импульса. Ответы на вызов ищет творческое меньшинство — элита. Когда элита утрачивает способность находить ответы, она лишается своего авторитета и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает свое единство, что приводит цивилизацию к гибели.
Тойнби не выделяет исторические народы, считая, что возникновение цивилизации у того или иного народа зависит от внешних условий существования.
Тойнби возлагал большие надежды на мировые религии, которые, сливаясь, будут объединять локальные цивилизации, чтобы в конце образовать единую мировую цивилизацию.
Немецкий философ О. Шпенглер противопоставил понятия «цивилизация» и «культура». Он рассматривал культуру не как единую, общечеловеческую, а расколотую на восемь культур, вырастающих на основе своего собственного «прафеномена» — способа переживания жизни. Цивилизацию Шпенглер считал вырождением культуры — цивилизация есть победа механического над природным, внешнего над внутренним, города над деревней, разума над сердцем, космополитизма над патриотизмом.
Переход от культуры к цивилизации античность совершила в IV в. до н. э., внутренняя смерть античного мира произошла в римскую эпоху. Запад начал этот переход в XIX в., смерть его культуры должна была наступить к 2000 г.
Шпенглер поставил проблему глубинного проникновения в чужую культуру, тем самым сделав важный шаг в изучении локальных цивилизаций.
Н. К. Рерих сводил различия культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с миром духовности, а цивилизацию с гражданским, общественным устроением жизни.
Ряд современных авторов полагает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня.
Современный российский автор Л. И. Семенникова рассматривает цивилизацию «как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу», т. е. культура является составной частью цивилизации.
Таким образом, сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:
— человек является единственным творцом истории, изучение истории — это познание человека через формы его деятельности;
— ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;
— каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс; прогресс относителен, так как может охватывать разные стороны жизни общества: экономику, политику, культуру;
— современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточному).
Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения историй цивилизаций, что дает возможность определять ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.
В последние годы историки и философы говорят о необходимости совмещения цивилизационного и формационного подхода в целях более глубокого проникновения в исторический процесс.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль