4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать — является комплексом наук об обществе и человеке. Еще одно определение обществознания — оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее раздел, как социальная философия (они разрабатывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она поставляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие и обществознание: экономика, этнология, политология, культурология и т. д. Одну лишь духовную сферу общества изучают философия, история религий и религиоведение, психология, этика, эстетика и т. д. Причем количество изучающих общество и человека паук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философской антропологии и др.
Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Обществознание, как и философия, «снимает сливки», но с той лишь разницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание — только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следовать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавшего, что «много знать должны мужи философы» и одновременно «многознание уму не научает», если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществознании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.
Обществознание и суеверия
Перед тем как приступить непосредственно к изучению обществознания, необходимо подчеркнуть его несовместимость с суевериями. То, что обществознание выходит за рамки строго научного знания, отнюдь не означает, что к нему каким-либо образом могут относиться суеверия.
Вненаучное знание также не тождественно им, ибо вненаучное еще не означает иррациональное, а суеверия таковы. Их можно охарактеризовать как заведомо искаженное представление человека о какой-либо действительности. К суевериям можно отнести все вымышленное, никак не подтвержденное, иллюзорное. Вместе с тем к ним нельзя отнести, например, художественный и творческий вымысел, сказки или фантастику. Они являются элементом культуры, предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности в то время как суеверия ничего не развивают, напротив, сужают сознание человека, делают его фанатичным и трусливым, не несущим ответственности за свои поступки, все списывающим на какие-либо потусторонние силы. Суеверия являются плодом не культуры, а бескультурия и невежества. Они не только не ушли в прошлое, но современная массовая культура и СМИ распространяют их денно и нощно, стремясь привлечь недалеких обывателей, слушателей и зрителей. К особо популярным суевериям современного «просвещенного» человека можно отнести такие «систематические» суеверия и псевдонауки, как астрологию, магию, парапсихологию, экстрасенсорику, предсказания (типа Нострадамуса) и т. д.
Важно понять, что данные суеверия не безвредны, они способны гипнотизировать человека, внушать ему определенные идеи относительно себя и общества, деформировать в результате его личность, дезинформировать и дезориентировать. А если таких людей набирается достаточное количество, то они оказываются способными негативно влиять на общественное развитие, сеять в обществе панику и создавать психозы. Так, время от времени ждут конца света, общаются с инопланетянами из НЛО, создают вечные двигатели, каждое новое событие вдруг вычитывают у Нострадамуса (правда, тогда, когда оно уже состоялось).
Сразу необходимо сказать, что обществознание не имеет ничего общего с названными и многими другими суевериями как прошлого, так и настоящего. Одно из двух: или человек стремится познать общество таким, каково оно есть, или он подменяет реальное, хотя и труднодостижимое познание вымышленными и в конечном счете вредными иллюзиями. Третьего не дано. И если вы приступаете к изучению обществознания или философии, то придется расстаться с суевериями. Это не значит, что нужно плохо относиться к сказкам или не читать научную фантастику — это как раз полезно, а иногда даже необходимо, в зависимости от возраста. Названные жанры литературы не обманывают нас, они не понуждают верить в то, о чем повествуют, а развлекают и забавляют, приносят эстетическое, художественное удовлетворение. Суеверия же требуют жертв, фанатичной веры, порождают страх и неуверенность. При полном подавлении сознания суевериями человек совершенно теряет ориентацию в мире, перестает адекватно себя воспринимать, плохо относится к окружающим. Наступает духовная шизофрения, от которой сложнее излечиться, чем от физиологического или психического заболевания. Необходимо заново учиться мыслить и трезво воспринимать окружающий мир.
Особенно опасны для общественной жизни такие суеверия, как предсказания определенного будущего, будь то на личном или социальном уровне. Опасность заключается в том, что человек, будучи чрезвычайно сложно психически устроенным существом, может подвергаться как гипнозу, так и самовнушению. Веря в некую предопределенность, о которой ему говорит какой-либо астролог или предсказатель, человек сам формирует ее, в то время как он свободен. Человек есть то, что он думает о себе, во что он верит. Он — единственное сущее, способное к самоопределению, самосозиданию. Любое суеверие уничтожает или, в лучшем случае, ограничивает человеческую свободу и альтернативность общественного развития. Обществознание, философия и мировые религии утверждают эту свободу, поэтому они несовместимы с указанными суевериями. Согласно философии человек способен строить свою жизнь исходя из разума, а согласно развитой религии — из веры в абсолютное благое начало, которое превыше и могущественнее как звезд, так и земных прорицателей. Чтобы уяснить высказанные мысли, остановимся на этой теме подробнее. Ответим на два вопроса: почему астрология и иные предсказания являются суевериями и ограничивают человеческую свободу и чем вера отличается от суеверий. Что касается астрологии и подобных ей лженаук, то дать их критику не составляет особого груда, тем более что это давно уже сделано в предшествовавшей духовной культуре. А вот относительно веры существует много заблуждений.
Глубокой критике подверг суеверия немецкий философ Гегель в «Энциклопедии философских наук», причем особо в ней досталось астрологии. Правда, современный человек иногда предпочитает читать о «предсказаниях» последней. Гегель доказывал, что «содержание астрологии следует отвергнуть как суеверие», ибо «индивидуальное вообще само создает для себя свое пространство и свое время».
С верой мировых религий суеверия несовместимы потому, что они носят натуралистический, эмпирический, аморальный характер, в то время как вера — умозрительный и духовно-нравственный. Однако религиозная вера не всегда выдерживает этот критерий. В сознании верующего человека может заключаться масса суеверий, с самой верой несовместимых. Хотя если быть последовательным, то невозможно одновременно верить в умозрительную идею (Бога) и в астрологический прогноз или черную кошку. Но обыденное сознание почти всегда эклектично и противоречиво, человек сам себе может не отдавать отчета в том, во что он верит и как верит. Идолопоклонство всех видов — вот суеверия современного человека. Вера же как феномен умозрительный не должна противоречить науке, а наука не может отрицать веру. Между тем суеверия несовместимы с научным методом познания.
Казалось бы, вера в пророчества объединяет веру с такими суевериями, как предсказания Нострадамуса. Но на самом деле это совершенно не так. Религия может говорить о конце света, но она не говорит, в каком году он произойдет, даже запрещает прогнозировать на этот счет. Религия не
предсказывает, пророчествуя. Пророчество в отличие от предсказания носит всецело умозрительный характер. В этом смысле конец света наступит тогда, когда люди на земле окончательно духовно-нравственно деградируют. С таким пониманием конца света может согласиться и обществознание. Между тем обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество труднопредсказуемых факторов, влияющих на развитие общества.
СОЦИУМ КАК ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МИРА СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.
Общество - это понятие носит предельно обобщённый характер. В узком смысле под обществом обычно понимают:
определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);
людей, объединенных общими целями и интересами (общество рыболовов, общество книголюбов);
население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество).
В широком — все человечество (человеческое общество). Философия определяет общество как часть материального мира, неразрывно связанную с природой и включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений. Таким образом:
1. Общество — часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная и зависящая от нее:
а) в центре развития общества стоит человек, у которого есть сознание и воля; природа развивается по своим собственным законам;
б) человек является создателем культуры (культура понимается широко, т. е. все созданное человеком).
2. Природа воздействует на общество — замедляет или ускоряет его развитие.
3. Человек воздействует на природу — благоприятно или неблагоприятно.
4. Общество — система динамическая, т. е. обладает способностью к саморазвитию, к изменениям с сохранением своей сущности.
Система — это совокупность частей, элементов, образующих целое, Для характеристики используется понятие «подсистема».
Подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют экономическую сферу жизни общества, включающую в себя материальное производство и отношения между людьми по поводу производства, распределения и обмена материальных благ; политическую сферу, включающую в себя отношения по поводу власти и управления; социальную сферу, т. е. сферу взаимоотношений различных социальных общностей; духовную сферу, к которой относятся общественное сознание, наука, искусство, образование.
Человек живет в обществе. В процессе своей деятельности он вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Эти отношения, а также связи между различными социальными группами и внутри них называют общественными отношениями.
Общественные отношения делят на две группы: материальные, возникающие в ходе практической деятельности вне сознания человека, и духовные, которые формируются, проходя через человеческое сознание.
Особым видом общественных отношений являются межличностные
отношения (т. е. отношения между отдельными индивидами). Общественные
отношения изменяются с развитием общества, т, е. носят исторический
характер.
Общество выполняет следующие функции:
— производство материальных условий существования людей;
— воспроизводство и социализация человека;
— производство духовных ценностей;
— распределение материальных и духовных благ:
— управление и регуляция человеческой деятельностью и поведением. Жизнь общества во всем ее многообразии изучают общественные науки: история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика, культурология и другие.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль