Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
В процессе своей деятельности человек приобретал знания — совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе. Знания появляются в результате познавательной деятельности. Субъектом познания является как отдельный человек, так и все общество. Объектом познания может быть отдельный предмет или весь окружающий мир. Выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
В ходе познавательной деятельности человек проходит две ступени. Первая ступень — чувственное (сенситивное) познание, когда человек познает окружающий мир с помощью органов чувств (вкуса, осязания, зрения, слуха и обоняния). Формами чувственного познания являются ощущения (отражение отдельных свойств и качеств предметов), восприятие (формирование целостных образов предметов и их
свойств), представление (сохранение в сознании чувственного образа).
Вторая ступень познания — рациональное познание (лат. ratio — разум). Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — вид мысли, отражающей общие и существенные признаки предметов и явлений. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Чувственное познание служит основой рационального. Чувственное познание существует в сознании в виде образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах, системах. Когда чувственного и рационального познания недостаточно, важную роль может сыграть интуиция — способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств.
Сущность процесса познания — получение наиболее полного и точного знания об окружающем мире. Философы по-разному смотрят на возможность получения такого знания:
— агностики отрицают возможность получения истинного знания;
— эмпирики (греч. эмпирия — опыт) отводят решающую роль чувственному познанию;
— рационалисты считают разум критерием истины. Философия определяет истину как соответствие мыслей человека окружающей действительности; соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина включает в себя объективную и субъективную стороны. Содержание объективной истины не зависит от человека, оно существует в объективной реальности. Но по своей форме истина субъективна, так как в процессе познания принимает участие сознание субъекта (человека).
Абсолютная истина — раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Но в реальности такое знание практически невозможно. Относительная истина — неполное, ограниченное, верное для определенных условий знание, которым обладает человек на конкретном этапе своего развития. Критерием истины является практика — взаимодействие человека с окружающим миром. Понятие практики трактуется широко: это и производственная деятельность, накопленный опыт, научный эксперимент. Практика является наиболее надежным критерием истины. Формально-логический критерий истины применяется при невозможности опереться на практику.
Основной формой познания является наука. Специфика научного познания:
— это целенаправленное познание, решающее определенные задачи;
— характеризуется определенными формами и методами познания;
— ему соответствуют точность, строгая определенность;
— цель — получение новых, более глубоких знаний.
В научном познании два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание изучает и описывает с помощью методов наблюдения, описания и эксперимента предметы и явления с целью получения научных фактов. Теоретическое познание объясняет изученные явления и процессы, полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных гипотез. Методы теоретического познания: метод гипотезы, аналогий, математического моделирования, формулирование научной теории, мыслительный эксперимент.
Человек в отличие от животных – существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать.
Человеку необходимо знать: кто он? Каков он? Поэтому значимость приобретает понятие «Я», которое отличается сложностью.
«Я» состоит из: «Реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «Динамическое Я» - каким человек хочет стать; «Фантастическое Я» - каким человек видит себя в мечтах; «Идеальное Я» - каким человек видит себя в мечтах; целый ряд воображаемых, «представляемых Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального Я».
Чтобы познать своё «Я» необходимо самосознание. Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание свое уникальности и неповторимости , своих физических, психических и моральных качеств.
В результате у человека формируется «образ Я».
«Образ Я» - это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.
Он состоит из следующих компонентов: внешности и представления о своих внутренних качествах и свойствах.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
Пути осуществления самосознания следующие:
познание других
анализ собственной деятельности и поведения
самонаблюдение
Самонаблюдение осуществляется в форме личных дневников, анкет и тестов.
В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.
На формирование самооценки влияют следующие обстоятельства:
сопоставления образа «реального Я» с образом того идеала, которым личность хотела бы быть
оценка личности другими людьми
отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
самооценка реалистическая – у людей ориентированных на успех.
самооценка нереалистическая – завышенная или заниженная – у людей, ориентированных на избегание неудач
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА
Экономика и ее роль в жизни общества. Типы экономических
систем
Экономика — область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов.
Экономика как наука возникла в глубокой древности (греч. «экономика» —наука о ведении домашнего хозяйства). Как самостоятельная наука, экономика получила свое развитие вместе с развитием капитализма. Первой научной школой стал меркантилизм (XVI-XVIII вв.), утверждавший, что источником богатства страны является неэквивалентный обмен во внешней торговле (вывозится больше, чем ввозится, что обеспечивает приток золота в страну).
В XVIII в. появились физиократы, считавшие земледелие главным источником богатства страны.
Классическую политическую экономию создал А. Смит, главное внимание уделявший сфере производства — источнику богатства буржуазии.
В основе марксистской политэкономии лежат трудовая теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
Неоклассическая школа создала маржинализм — учение о предельной полезности.
В 20-30-е гг. XX в. сформировался институционализм, основанный на междисциплинарном анализе реальной экономики.
Дж. Кейнс и его сторонники (кейнсианство) предложили теорию, которая признавала возможности ограниченного государственного регулирования при сохранении основ рыночной экономики.
М. Фридман, создавший теорию монетаризма в середине XX в., призывал ограничить вмешательство государства только борьбой с инфляционными процессами.
В последние десятилетия XX в. возродилась теория рыночного либерализма (Д. Сакс), базирующаяся на невмешательстве государства в экономику.
Экономика призвана ответить на три вопроса:
— что произвести и в каком количестве;
— каким образом произвести, какую применить технологию;
— для кого произвести, кто должен получить продукцию, как будет осуществляться распределение. Экономика содержит в себе два признака:
— содержание собственности на средства производства;
— способы управления экономической деятельностью. Эти признаки определяют тип экономической системы.
Экономической системой называется способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов.
Выделяются четыре типа экономических систем: традиционная, плановая, рыночная и смешанная.
Традиционная экономическая система — это способ организации экономической жизни, основанный на совместном владении землей и капиталом, решения основаны на обычаях и традициях. Базой такой экономической системы является натуральное хозяйство.
Его особенности:
— замкнутое хозяйство, опирается на собственные ресурсы;
— форма богатства — «простой продукт» (т. е. то, что произведено);
— в процессе производства создаются полезные вещи для удовлетворения собственных нужд;
— труженики выполняют все многообразие работ;
— созданные продукты, минуя сферу обмена, прямо попадают потребителю.
Таким образом, натуральное хозяйство — это замкнутое хозяйство, использующее универсальный труд и прямые связи.
При натуральном хозяйстве разделение труда существует только внутри хозяйственной единицы (по полу и возрасту); простое воспроизводство, регулируемое прямо и непосредственно; существует прямая связь между производством и потреблением; обмен отсутствует.
Преимуществами традиционной системы являются стабильность общества и достаточно высокое качество производимых благ. К недостаткам можно отнести: отсутствие технического прогресса, плохую приспособляемость к изменению внешних условий, ограниченность числа производимых благ.
Этот тип экономики господствовал в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе, сегодня его можно встретить только у самых отсталых народов.
Командно-административная (плановая) экономическая система — такой способ организации экономической жизни, при котором в государственной собственности находятся земля и капитал, деятельность экономических субъектов осуществляется в соответствии с планом, существует директивное распределение.
Ее особенности:
— государственная собственность на все ресурсы;
— ограничение частной собственности личным имуществом;
— государственное планирование и регулирование, централизация управления экономикой;
— государственный контроль над ценами;
— высокая степень монополизации экономики, сосредоточение производства на крупных предприятиях;
— высокий удельный вес военно-промышленного комплекса.
Безусловным преимуществом плановой системы является ее способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (например, индустриализация в СССР).
Главным недостатком такой системы является невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других. Кроме того, недостатками планового хозяйства является отсутствие стимула к выпуску качественных товаров, техническому прогрессу, отсутствие экономической и политической свободы у граждан.
Рыночная экономическая система (капитализм) основана на частной собственности отдельных лиц и распределении ресурсов и продуктов труда через рынок.
Капитализм основан на товарном производстве (т. е. производстве с целью обмена), к которому привели общественное разделение труда и экономическое обособление частных производителей. Связь между производителями и потребителями устанавливается с помощью рынка.
Существует два типа товарного производства: простое и капиталистическое.
Признаки простого товарного производства:
— мелкая частная собственность;
— личный труд собственника без применения наемного труда;
— самостоятельный выбор сферы своей деятельности;
— производится конкретный продукт;
— обособленность производителя;
— частная собственность разъединяет производителей;
— единственная форма экономических связей — обмен товаров;
— разделение труда слабо развито;
— низкий технический уровень;
— товарно-денежные отношения развиваются медленно;
— хозяйство сохраняет преимущественно натуральный характер;
— является одним из экономических укладов.
Признаки капиталистического товарного производства:
— зрелые формы разделения труда при наличии специализации;
— капиталистическая частная собственность;
— дифференциация простых производителей, отделение их от средств производства, превращение в наемных рабочих;
— крупное производство, широкое использование машин и новых технологий; Л
— средства производства принадлежат капиталисту, использующему наемный труд;
— отчуждение продуктов труда от производителя; принадлежность продуктов труда собственнику средств производства;
— цель производства — получение прибыли;
— регулятор производства — рынок;
— господствующая форма организации общественного хозяйства.
Преимуществом рыночной экономики является ее гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям, наличие стимулов к техническому прогрессу и рациональному использованию ресурсов.
К недостаткам можно отнести ее неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни.
Современная экономическая система в развитых странах носит смешанный характер. Смешанная экономическая система — это экономика, в которой наряду с рыночными механизмами существует государственное регулирование; земля и капитал находятся в частной собственности, но частью ресурсов владеет государство, поэтому распределение осуществляется не только через рынок, но и при государственном участии.
При таком типе экономической системы государство частично смягчает негативные последствия деятельности рыночного механизма. В последние годы роль государства в экономике возрастает, в крупных развитых странах возник значительный государственный сектор.
Россия, как и некоторые другие страны Восточной Европы, а также СНГ, отнесена к странам с переходной экономикой. В России сложилась ситуация, когда плановая система уже разрушена, а рыночная находится в стадии формирования.
Создание рыночной системы — это не самоцель, а средство формирования эффективной экономики. Создание этой системы сопровождается непрерывным реформированием, экономическим кризисом во всех отраслях экономики, что мешает полной стабилизации политической жизни.
Создание рыночной экономики в России сопровождается громадными социальными и экономическими издержками: значительная часть населения живет за чертой бедности; произошло перераспределение национального богатства — 85% россиян владеют 7% национального богатства, 0,00001% (1,5 тыс. человек) имеют 50%; криминализация экономики (до 50% ВВП в руках криминальных структур); перекос развития экономики в сторону сырьевого комплекса, произошли технологическая деградация и экономическая дезинтеграция.
Современная российская экономика благодаря развитию рынка более конкурентоспособна, чем советская. Но годы кризиса не прошли бесследно, осталось немало диспропорций и проблем. Между тем только постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны. Только сохранение высоких темпов роста не позволит отбросить страну на задворки мировой экономики. Чтобы в условиях глобальной конкуренции Россия могла занять достойное место, ей необходимо развиваться быстрее, чем остальной мир. Требуется своевременно внедрять новые технологии разведки, добычи и переработки природных ресурсов. Необходимо полностью задействовать тот богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия. Следует развивать государственные механизмы стимулирования экономического роста. Бизнес должен быть избавлен от административного, коррупционного и криминального давления.
Первоочередная общенациональная задача России — это победа над бедностью. Средний класс должен объединять не менее половины жителей России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность общества. Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль