Развитие знаний об обществе в древности
Древнейшей формой осознания и понимания окружающего мира, природы, общества и человека явилась мифология (миф — греч. — сказание, предание; логос — слово), Существует несколько тематических циклов мифов:
— космогонические — мифы о происхождении Мира и Вселенной;
антроцогонистические — мифы о происхождении человека и человеческого общества;
— мифы о культурных героях — рассказы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
— эсхатологические — мифы, предрекающие «конец света», конец времен. В древних мифах выделяются две идеи, часто сочетающиеся в одном мифе:
— идея развития, когда происхождение Мира и Вселенной объясняется развитием из некого бесформенного первоначального состояния;
— идея творения, когда утверждается, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов (огня, воды, воздуха, земли) сверхъестественными существами, Мифология не смогла дать удовлетворительные ответы
на поставленные вопросы, поэтому появилась философия (греч. — любовь к
мудрости).
Философский анализ отличается от мифологического тем, что:
— миф объединяет общество и природу, философия исходит из специфики общественной жизни;
— миф представлен живыми героями или символами, философия оперирует строго определенными понятиями;
миф основан на вере, философия — на доказательствах, в ней присутствует рациональное (лат. рацио — разум) начало;
миф — это образы, символы, философия — умозаключения, теоретические положения.
Философия зародилась на Востоке, в Древней Индии, и сочетала в себе не только философские, но религиозные и мистические традиции. Индийская философия оформлена в виде основанных на традициях ариев сборников, включающих более тысячи гимнов, состоящих из 10 тыс, стихов. Первоначальные четыре сборника созданы в период с 1500 до 600 г. до н. э. и объединены под названием «Веды», В качестве модели сотворения мира рассматривалось вселенское яйцо, или жертвоприношение космического великана Пуруши, который был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.
Ключевой концепцией в древнеиндийской философии является карма (букв, действие). Под кармой понимается процесс воздаяния за совершенное человеком деяние. Принадлежность человека к касте определяется его поступками в предыдущей жизни (закон кармы). Каста определяет место человека в обществе, его положение, права, поведение, круг обязанностей, религиозное поведение, даже одежду и знаки на лбу,
Таким образом, ведические тексты не только пытались объяснить происхождение мира и живых существ, но и освящали социальное неравенство. Ответом на социальную несправедливость индийского общества стал буддизм, учение, предлагавшее путь избавления человека от жизненных страданий. Достижение истины, а затем и нирваны (состояние полного освобождения от земной суетности, страстей и страданий) провозглашалось возможным для любого человека вне его кастовой принадлежности.
Даосизм возник в Древнем Китае одновременно с учением Конфуция. Основателем этой философской доктрины считается Лао-цзы, фигура скорее легендарная, чем историческая. Центром доктрины является учение о великом Дао, которое познается путем постижения законов природы, ее закономерностей. Дао недоступно органам чувств, постоянно и неисчерпаемо, дает начало, имя и форму всему на свете. То есть Дао выступает как первопричина и источник творения. Целью философов-даосов было уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие. Сторонники даосизма развили учение о двух началах в мире: Инь (темное, женское) и Ян (светлое, мужское), рассматривая Инь как пассивное ожидание, а Ян как активный поиск правильного пути. По мысли даосов, мир таков, каков он есть; совершенство существует вокруг человека, но не в его воображении. Чтобы деятельность человека была эффективной, периоды активности должны чередоваться с созерцательным покоем. Человек становится таким, каким творит его постоянный процесс перемен, и к этим переменам он должен быть готов. Человек должен следовать двум целям: оберегать себя от опасности и стараться прожить как можно дольше. В отличие от последователей даосизма, которые стремились к индивидуальному совершенствованию, Конфуций (552-479 гг. до н. э.) разработал учение о «благородном муже» — человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными.
№ Конфуций создал философскую школу моралистов, или ученых. Идеальное общество, по мнению мыслителя, должно базироваться на трех принципах:
— гуманности;
— соблюдения ритуалов и обрядов;
— практического воплощения нравственных норм в жизнь. Поведение человека должно отражать законы, на основе которых существует вселенная. Осознав это правило, человек встает на небесный путь (т. е. то же Дао). Эталоном для Конфуция является высокоморальный человек, который действует в соответствии со своими убеждениями, невзирая на обстоятельства и возможные последствия. Критерием оценки поступков философ считает общественное благо.
Конфуций поощрял трудолюбие, любезность по отношению к другим людям и образованность. Основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков.
Человек должен осознавать собственную судьбу, которую ему не дано изменить, и сосредоточить свои усилия на том, что подвластно его воле.
Восточные философы рассматривали человека в разных отношениях: человек-природа (даосизм), человек-общество (Конфуций и его последователи), человеческое сознание (древнеиндийские мудрецы). Общим для этих учений было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения.
Мыслителями, оказавшими заметное влияние и в значительной степени определившими пути дальнейшего развития учения об обществе, были два греческих мудреца — Платон и Аристотель, жившие в IV в. до н. э.
Государство Платон определил как особую форму поселения людей для взаимопомощи, защиты, поддержания порядка. Понятия «общество» и «государство» для него тождественны.
В общественном развитии Платон выделяет три стадии:
— династию, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов и передавали ее по наследству;
— аристократию — эпоху, когда возникают большие поселения людей, существуют законодательство и выборная власть. В этот период и появляется государство;
— идеальное государство, основанное на принципе справедливости.
Идеальным государством правят мудрецы-философы; опирается оно на доходы от земледелия и вообще натурального хозяйства и обходится без торговли и денег. Идеальное государство делится на три группы: правители-философы, воины-стражи, обеспечивающие порядок, и группа земледельцев и ремесленников. Группы четко отграничены одна от другой и исполняют каждая определенную, только ей присущую функцию.
Мудрость правителей-философов позволяет поддерживать в государстве справедливость. Так как частная собственность и семья порождают в людях эгоизм и вредят общему делу, в идеальном государстве. Философы и стражи живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество — общее. Детей воспитывает не семья, а государство (за образец взята Спарта). Вся жизнь в государстве, включая экономику, обучение и воспитание молодежи, военное дело, искусство, строжайшим образом регламентирована и четко организована. Только в низшем слое общества, у земледельцев и ремесленников, призванных обслуживать потребности государства, сохранялась индивидуальная собственность.
Общей целью государства провозглашалась забота не о приобретении материальных благ, не о завоеваниях и обогащении, а о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии. При этом Платон считал чтение поэзии не только бесполезным, но даже вредным.
Осуществление модели Платона на практике привело бы к лишению большинстве свободных граждан всех политических прав и возвращению к традициям аристократического устройства.
Платон был первым греческим мыслителем, основавшим философскую школу. платоновская Академия просуществовала почти 900 лет.
Учеником этой Академии был выдающийся ученый древности Аристотель, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Разочаровавшись в платоновской системе, Аристотель основал собственную школу — Ликей (лицей).
Мыслитель считал, что целью всех человеческих стремлений является счастье, идти же к нему можно только путем разумной деятельности, состоящей в следовании добродетелям. Добродетель — это соблюдение меры во всем и всегда.
Аристотель, в отличие от Платона, видел разницу между обществом и государством, выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он указывал, что государство обладает особыми полномочиями — политическими, полномочиями господства, власти. Аристотель исследовал типы политический организации 158 известных ему государств.
Мыслитель считал «правильными» формами правления монархию, где власть находится у законного наследственного правителя; аристократию — власть лучших представителей народа и демократию, где власть осуществляют все граждане. Но «правильные» государства могут вырождаться в «неправильные»: тиранию, олигархию, охлократию.
Будучи сторонником «среднего» пути и в этике, и в политике, Аристотель выдвинул идею «смешанного государства», которое он назвал «политией». В политии должны были сочетаться лучшие качества «правильных государств».
Идеи, высказанные Платоном и Аристотелем, оказали громадное влияние на развитие европейской философской мысли.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль