logo
Готовимся к экзамену

Цивилизация Европы в средние века

Следующим этапом в истории мировых цивилизаций ста­ли средние века. Сам термин появился в XV-XVI вв. для обо­значения времени, отделявшего эпоху Возрождения от антич­ности. Гуманисты считали, что это было время толпы, упадка культуры, которое ничего не дало для развития человечества. Сегодня негативная окраска исчезла, этим термином обозна­чают эпоху феодализма.

На Востоке и на Западе этот этап человеческой истории проходит неодинаково. В Европе средневековье имеет четкие хронологические рамки: V-XVII вв. (от гибели Западной Рим­ской империи до Английской буржуазной революции).

Согласно средневековым представлениям общество со­творено Богом, который установил определенный порядок. Оно процветает лишь при условии, что все его члены выпол­няют предписанные им функции: духовенство молится, ры­царство воюет, крестьянство трудится.

Средневековое общество было по своей сути патриархаль­ным, человек был частью коллектива и воспитывался в ува­жении к стабильности. Важнейшими принципами считались соблюдение надлежащего образа жизни, групповая солидар­ность, уважение традиций. Каждый человек четко представ­лял свое место в социальной иерархии. Корпорация (общ­ность), к которой принадлежал человек, брала на себя защи­ту его профессиональных, духовных, правовых интересов. Групповая солидарность не только опиралась на совместную собственность и совместную деятельность, но и закреплялась через право и ритуалы.

Общность регулировала и регламентировала все сторо­ны жизни своих членов, но при этом строилась на договор­ных, добровольных началах. Этот демократизм был противо­весом авторитаризму средневековых монархий и власти фео­дальных сеньоров.

Для общинного сознания характерно особое понимание свободы как привилегий, которые дает тот или иной социаль­ный статус, принадлежность к той или иной корпорации.

Через общности развивалось и укреплялось самосозна­ние сословий и социальных слоев. Общности оберегали сво­их членов от произвола властей, способствовали развитию по­литической инициативы.

Основной массой населения средневековой Европы и ос­новными производителями материальных благ были кресть­яне, центр тяжести всегда лежал на крестьянском хозяйстве.

Крестьянство было неполноправным сословием, не име­ло права собственности на землю, которая принадлежала фе­одалам. За пользование землей оно несло различные повин­ности, в первую очередь барщину и оброк. Кроме поземель­ной зависимости, крестьянство находилось и в личной (кре­постной). Рыцарство боялось, презирало и ненавидело крес­тьян, церковь оказывала им определенное покровительство (христианство считало всех равными перед Богом).

Рыцарство было привилегированным сословием, имев­шим исключительные права на землю, ношение оружия и уча­стие в войне. Отношения внутри этого сословия строились на принципе вассалитета, когда за полученный феод вассал дол­жен был оказывать своему сеньору услуги, прежде всего не­сти военную службу.

Вассалитет — это система подчинения одних рыцарей-феодалов другим. Вассалитет был выходом из ситуации раз­дробленности и отношений силы. Вассал — это рыцарь, кото­рый получал от другого рыцаря, сеньора, землю в наследствен­ное владение (лен или феод), за что выполнял определенные обязанности. Феод — это не только земельный участок, но и крестьяне, на нем работающие, а также право сбора и присво­ения налогов, право суда, охоты и т. д. Вассально-сеньорная зависимость скреплялась присягой. Рыцарь был вассалом более крупного феодала, своего сеньора, тот, в свою очередь, — вассалом еще более крупного феодала, и далее вверх по фео­дальной лестнице, на вершине которой находился король — верховный сеньор всех феодалов.

Кодекс чести рыцаря включал в себя верность сеньору (если сеньор сам соблюдал договор), мужество, верность сло­ву, доблесть, физическую силу, щедрость, защиту церкви, слу­жение прекрасной даме. Эти правила не распространялись на низшие сословия, прежде всего на крестьян. Рыцарство было замкнутым сословием, крестьянин или горожанин мог полу­чить рыцарское звание только в исключительных случаях.

Духовенство также было привилегированным сослови­ем, что объяснялось, в первую очередь, особой ролью христи­анской церкви в средние века. В отличие от рыцарства оно постоянно пополнялось за счет других слоев населения, в том числе беднейших, даже крестьяне иногда становились римс­кими папами. Духовенство имело сложную иерархию, про­стиравшуюся от папы, кардиналов, аббатов, которые сами были крупными феодалами, до приходских священников, чья жизнь мало чем отличалась от жизни крестьян или простых горожан.

Особое социальное положение духовенства подчеркивалось его отграничением от мирян: обряд священства, обет безбрачия (целибат). Духовенство было долгое время единственным обра­зованным сословием, обладавшим монополией на образование, занятия наукой, толкование Священного Писания.

Религия играла ключевую роль в европейском средневе­ковом обществе. Все события для средневекового человека объяснялись божественным промыслом. Граница между ви­димым и невидимым практически отсутствовала. Более того, видимое было менее реальным, чем невидимое, оказывалось символом последнего. Средневековый человек жил в лесу ре­лигиозных символов и символических толкований. Люди по­стоянно ждали чего-то необычного, верили в чудеса. Любое важное событие связано с совершением религиозных обря­дов и посещением церкви (7 таинств: крещения, миропомаза­ния, брака, исповеди, соборования, причащения, священства).

Представления человека о мире, в котором он жил, ба­зировались на христианских догматах о сотворении мира, страшном суде, спасении, посмертном воздаянии за дела и поступки, конце света. Средневековая мораль основывалась на заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа.

Католическая церковь была важнейшим социальным и политическим инструментом средневековья. В первые века после падения Римской империи церковь являлась объеди­няющей силой, взяв на себя функции восстановления поряд­ка в обществе. Церкви принадлежали огромные наделы зем­ли и другие материальные богатства, что делало ее относи­тельно независимой от светской власти. Она являлась соби­рательницей знаний и хранительницей христианского уче­ния. Претендуя на роль верховного наставника всего обще­ства и ставя себя выше любого государя, церковь не только участвовала в политической борьбе, но и имела возможность

для критики государей, заставляя их выполнять свой долг и подчиняться законам.

Сословие горожан не вписывалось в тройственную мо­дель средневекового общества. К горожанам относились не только ремесленники, но и врачи, юристы, учителя.

Социальный статус горожанина определялся рядом осо­бых правовых норм: принципом личной свободы, правом соб­ственности, участием в городском самоуправлении и в город­ском ополчении. Ценности, сформировавшиеся в городской среде, отличались от ценностей, характерных для средневе­кового общества: уважение личной свободы и независимос­ти, высокая оценка профессионализма, стремление к образо­ванию, поддержка личной инициативы.

Города, развитие которых началось в Европе в IX-XI вв., представляли собой часть феодальной системы. Горожане, на­ходясь в вассальной зависимости, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, принуждались к барщине, по­падали в личную зависимость. Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни и породило комму­нальные движения, целью которых было избавиться от фео­дальных злоупотреблений, получить свободу рыночной дея­тельности и личную свободу для горожан.

В результате своей борьбы города получили следующие привилегии: самоуправление, правовую автономию, свой суд, право распоряжения налогами, монополию на торговлю и ре­месло, рыночное право, право на прилегающие угодья, отде­ление от всех, кто не является жителем данного города.

Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу своим жителям, но в нем возникали республиканские формы правления. Город утвердил значение мелкой и средней собствен­ности, основанной на личном труде. В городе широко исполь­зовался наемный труд и развивался труд интеллектуальный.

В городах формировался тип инициативного, образован­ного, предприимчивого человека — будущего буржуа.

Феодализм на Востоке не был похож на классическую модель. Восточные цивилизации базировались на традици­онности, на воспроизводстве одних и тех же социокультур­ных моделей, что привело на рубеже XVII-XVIII вв. к тому, что Европа стала обгонять Восток и в сфере производства, и в

сфере науки.

Основные черты европейской средневековой цивилизации:

— глубокая вера в то, что социальный порядок установлен

Богом;

— деление общества на три сословия: крестьянство, рыцар­ство, духовенство;

- особое положение горожан;

— строгая иерархия общества, принцип вассалитета;

— условная форма держания земли;

— низкая социальная мобильность;

— определяющее влияние христианства на жизнь общества;

— цивилизация космогенная (как и цивилизации древно­сти) основывалась на орудийной технике и ручной тех­нологии, характеризовалась зависимостью общества от условий природной среды.

Индустриальная цивилизация.

Постиндустриальное общество.

Современный этап НТР

На смену средневековому обществу пришла индустри­альная цивилизация (ее хронологические рамки XVII — се­редина XX в.)

Переходу к индустриальному обществу способствовали Возрождение, Реформация и промышленная революция.

Эпоха Возрождения (фр. — ренессанс) — время утверж­дения новых взглядов на человека и его предназначение в обществе, относится к XV-XVI вв. и охватывает значитель­ную часть европейских государств. Идейной основой Возрож­дения стал гуманизм (лат. — человечный), провозгласивший принципы уважения личности (индивидуализм) и самоцен­ности человека (антропоцентризм).

Возрождение дало понимание того, что человек должен оцениваться по своим личным качествам, а не по принадлеж­ности к сословию. Достоинство приобретается поступками человека, а не рождением. Человек рождается для счастья и успеха, есть центр Вселенной. В себе человек соединяет два начала — Божественное (душу) и земное (тело), воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту.

Реформация, проходившая b XVI-XVII вв., была широ­ким религиозным и общественно-политическим движением, направленым на коренное обновление католической церк­ви и упрощение веры. Наиболее яркие представители: Мар­тин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Женева), Ульрих Цвингли (Цюрих).

Реформация создала новое направление в христианстве — протестантизм. Основные идеи протестантской религии:

— «спасение верой»: человек может спасти свою бессмерт­ную душу только верой; ни церковь, ни добрые дела спа­сения не дают; между Богом и человеком нет посредни­ков, поэтому церковная организация не нужна;

— «абсолютное предопределение»: Бог заранее (еще до рож­дения) предопределяет, кто получает спасение, а кто бу­дет лишен его;

— «мирское призвание»: успех в делах, богатство являют­ся знаками предызбранности к спасению. Протестантизм создал этическое учение для нового ин­дустриального общества: стремление к богатству и успеху, бе­режливость, ценность личной инициативы.

Начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией, начавшейся в Англии в конце XVIII в., затем перекинувшейся во Францию (начало XIX в.), Германию и другие страны.

Промышленная революция (промьппленньш переворот) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция имеет две стороны:

— техническую: изобретение и внедрение машин, замена руч­ного труда машинным, утверждение фабрично-заводской системы, паровая машина — символ новой эпохи;

— социальную: формируются новые социальные классы — промышленная буржуазия и пролетариат, определяю­щие социальный облик индустриальной цивилизации; происходят процессы урбанизации.

Промышленная революция явилась ключевым явлени­ем в становлении индустриального общества. Промышлен­ность становится основой экономики, научный и техничес­кий прогресс определяют экономический рост. В результате революции изменилась социальная структура, она привела к становлению гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демок­ратических ценностей.

Основой индустриальной (технической) цивилизации являются машинная техника и машинные технологии, раз­витие науки и техники, превращение науки в непосредствен­ную производительную силу общества.

Труд имеет наемный характер, развитые рыночные отно­шения, высокий уровень производительности труда и профес­сиональной выучки. Производитель (наемный рабочий) ли­шен средств производства, продукт труда оторван от непос­редственного производителя и принадлежит собственнику средств производства. То есть собственность сосредотачивает­ся в руках одной группы (буржуазии), способность к труду — в руках другой группы (рабочих). Это противоречие порожда­ет конфликты, разрешаемые либо социальными революция­ми, либо (что предпочтительнее) реформированием существу­ющих отношений.

Для индустриальной цивилизации характерна концент­рация средств производства, рабочей силы и выпуска продук­ции на крупных и крупнейших предприятиях.

Концентрация наблюдается также в социальной сфере (про­летариат и буржуазия — основные классы общества), в полити­ке (массовые партии), в науке (исследовательские центры), в рас­селении людей (крупные города и городские агломерации).

Централизация приводит к объединению предприятий, к созданию финансово-промышленных групп, слиянию или поглощению капиталов.

Стандартизация способствует выпуску массовой продук­ции, специализация ведет к ограничению функций человека-работника.

Максимизация стремится выжать из всего максимум воз­можного, увеличить до предела.

В индустриальной цивилизации вызрели мощные про­изводительные силы, был накоплен огромный научный и тех­нический потенциал, созданы предпосылки (в самых разви­тых странах) перехода к постиндустриальному обществу.

Черты индустриальной цивилизации:

— преобладание промышленного производства над сель­ским хозяйством;

— массовый характер производства;

— развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков;

— урбанизация;

— высокая социальная мобильность, ликвидация сослов­ных привилегий;

— правовое государство; права и свободы граждан, закреп­ленные законом;

— гражданское общество;

— автономия личности, развитие индивидуализма;

— рационализм в духовной сфере;

— цивилизация техногенная, основанная на машинной тех­нике и машинной технологии.

Со второй половины XX в. развитие общества определя­ется научно-технической революцией, под которой понимает­ся качественный скачок в развитии науки и техники, корен­ным образом изменяющий производительные силы общества.

К характерным чертам НТР относятся:

— универсальность и всеохватность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;

— чрезвычайное ускорение научно-технических преобразо­ваний;

— изменение роли человека в процессе производства, по­вышение требований к уровню квалификации, увеличе­ние доли умственного труда;

— использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;

— использование военных технологий в народном хозяйстве. НТР включает в себя:

— науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли рас­ходы на научные исследования, выросло значение нау­коемких производств;

- технику и технологию, созданы технологии, направлен­ные на сбережение ресурсов, новейшие электронные тех­нологии;

— производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;

— управление, в котором стали использовать компьютер­ные технологии сбора информации, ее обработки и при­нятия решений.

НТР привела к ускорению темпов мирового экономичес­кого роста; изменению отраслевой структуры, в которой рас­тет роль непроизводственной сферы, увеличивается роль про­мышленности (в первую очередь обрабатывающей), появля­ются новые отрасли и подотрасли, создаются межотраслевые комплексы; изменению территориальной структуры мирово­го хозяйства.

Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).

К постиндустриальной цивилизации человечество нача­ло переходить в последней четверти XX в. Расцвет этой циви­лизации должен наступить, по прогнозам, в середине XXI в. Информация, новый уровень ее использования опреде­ляют пути развития информационного общества. Информа­ция понимается предельно широко: наука, передовая техно­логия, новое содержание интеллектуального труда, особая отрасль производства.

На смену массовому производству и потреблению идет индивидуализация. Продукция выпускается малыми серия­ми и часто обновляется.

Для более полной реализации способностей личности пред­лагаются работы по скользящему графику, учитывающему ин­дивидуальные склонности и биологические ритмы человека.

В политике традиционные массовые партии утрачивают свое влияние, распадаются, растет число мелких партий и дви­жений, групп давления, которые представляют интересы са­мых разных категорий населения. Стал возможен переход к непосредственной демократии, к участию всех граждан в про­цессе принятия решений через телекоммуникационные сети.

В социальной сфере наблюдаются укрепление чувства соседской общности, возникновение добровольных союзов лю­дей в рамках единого информационного пространства.

В области духовной жизни книжная культура уступает место культуре экранной. Главной ценностью нового обще­ства является человек. Образование и самообразование ста­новятся непрерывными, конфликт «собственники — неиму­щие», характерный для индустриальной эпохи, уступает мес­то конфликту «хорошо образованные — плохо образованные». Черты постиндустриального общества:

— выдвижение на первый план сферы услуг;

— индивидуализация производства и потребления;

— развитие мелкосерийного производства;

— ведущая роль науки, знаний и информации;

— внедрение ЭВМ и информационных технологий;

— стирание классовых различий, сближение размеров до­ходов разных слоев населения, рост среднего класса;

— цивилизация является антропогенной, главной ценно­стью и целью ее является человек.