Цивилизации античности
Множество цивилизаций, существовавших и существующих, принято делить на традиционную (восточное общество) и западную (европейскую) цивилизации.
Черты традиционного общества:
— «непрерывность», плавность исторического процесса, отсутствие четких граней между эпохами;
— неприменимость европейской концепции прогресса;
— стремление общества не к подчинению природы, а к слиянию с ней, к гармонии;
— основа экономики — общинно-государственная собственность на землю, коллективный труд, слабое развитие частной собственности;
— низкий уровень социальной мобильности;
— общество подчинено государству, личность — обществу;
— харизматичность лидера, правителя;
— общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествуюших поколений. Западная цивилизация:
— скачкообразное неравномерное развитие, часто революционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);
— общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;
— общество стремится максимально использовать природу в своих целях;
— экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;
— высокая социальная мобильность;
— гражданское общество, правовое государство;
— права и свободы граждан закреплены юридическими актами;
— способность общества к быстрым и существенным изменениям.
Западное и традиционное общество взаимодействуют между собой. Часть стран (Япония, Южная Корея и др.) сближаются со странами западного мира, утрачивая «восточную» специфику. Другие (Индия, Пакистан, Турция), с одной стороны, создают экономические и политические структуры, свойственные индустриальному обществу, с другой — основная часть населения живет в условиях традиционного общества. Ряд государств Азии и Африки переживает кризис в результате воздействия западных стран.
Эпоху, предшествующую цивилизации, Платон называл «династией», авторы теории общественного договора — «первоначальным состоянием», французские просветители — «дикостью» и «варварством», марксисты — «первобытным обществом».
Переход к цивилизации начал осуществляться в результате неолитической революции (7-5 тыс. лет до н. э.), заменившей присваивающее хозяйство производящим. В результате этого стали возможны следующие изменения:
— начал меняться тип отношений общества и природы, на смену охоте, рыбной ловле, собирательству приходят земледелие и скотоводство (т. е. человек вместо присвоения готовых продуктов природы стал их производить);
— изменился тип социальных связей в обществе, на смену первобытному равенству пришли неравенство людей и социальных групп, отношения господства и подчинения;
— появился институт частной собственности, что вело к углублению социальной и имущественной дифференциации;
— появились отношения, связанные с властью и господством, — политические; государство утвердилось в качестве носителя политической власти в обществе;
— изменились типы поселения людей, появились города как военно-административные, торговые и ремесленные центры;
— увеличился объем накопленных и передаваемых знаний, что изменило способы передачи и хранения информации, привело к появлению первых письменных систем;
— зарождение первых научных знаний в области математики, астрономии, геометрии, философии;
— на смену обычному праву приходят первые системы писаного права — норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.
Первые цивилизации сначала зародились в Египте, долине Тигра и Евфрата (конец 4-начало 3 тыс. до н. э.), затем в Индии и Китае, в странах Средиземноморья (середина 3-сере-дина 2 тыс. до н. э.).
Ученые выделяют две наиболее типичные формы сельской общины, которые существовали в древнем обществе.
Первая из них стоит еще близко к первобытной общине, основу ее жизни составляет коллективный труд. Собственность
на землю и воду, которые являлись основными средствами производства, принадлежит всей общине. Такую общину обычно называют «восточной».
Там же, где коллективный труд рано перестал играть главенствующую роль в производстве, развивается «античная» община. Принадлежность к общине позволяла иметь ее членам право собственности на землю.
Древнейшие цивилизации возникли на Востоке в долинах крупных рек, поэтому их часто называют «речными» цивилизациями. Экономическая основа жизни этих цивилизаций — поливное земледелие, возможное лишь при строительстве мощных ирригационных систем. Строительство этих систем, поддержание их в рабочем состоянии требовало коллективных усилий всей страны. В эту эпоху человек начал приспосабливать природу к задачам своей хозяйственной деятельности.
Экономическая система, сложившаяся на Востоке, определяется учеными как «общинно-государственная»: собственность на землю, воду, пастбища, ирригационные сооружения принадлежала государству. Основные производители материальных благ — крестьяне-общинники. Частная собственность, рыночные отношения существовали, но были развиты слабо.
Для социальной структуры древневосточного общества характерны: жесткая социальная иерархия, слабая социальная мобильность, наличие рабов, которых использовали главным образом на строительных работах. Место человека в социальной структуре зависело от его места и роли в процессе производства, характера деятельности, отношения к налогообложению, этнической принадлежности.
Государство на Древнем Востоке характеризуется как деспотия, так как его власть над обществом была практически безграничной. Выступая в качестве верховного собственника земли, государство эксплуатировало как крестьян-общинников, так и крупных землевладельцев. Собственники не имели политической власти и всецело зависели от произвола государства. Кроме того, государство играло определяющую роль в формировании социальной структуры общества.
Изобретение письменности способствовало накоплению информации, зарождению наук, возникновению письменно- го права, играющих важнейшую цивилизационную роль в истории общества.
К античным относят цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Природные условия Греции не позволяли создавать ирригационные сооружения, поэтому не требовалась жесткая государственная централизация для организации общественных работ. Бедность природных ресурсов, нехватка собственного зерна, но в то же время широкие возможности для развития морской торговли привели к развитию товарно-денежных отношений и ориентации ремесла и сельского хозяйства на внешний рынок. Колонизация греками морских побережий способствовала, с одной стороны, дальнейшей децентрализации древнегреческой цивилизации, а с другой — к знакомству с достижениями других цивилизаций.
Формой организации жизни древних греков был полис. Полис располагался на небольшой территории, включающей в себя город и сельскую округу, одновременно являясь и государством, и формой организации общества (гражданской общиной). Полис обладал правом верховной собственности на землю, собственником земли мог быть только полноправный гражданин (античная форма собственности). Кроме права на землю, гражданин полюса обладал правом на участие в политической жизни и на защиту своего государства.
Так как полис занимал небольшую территорию, избыточное население выводилось из него в процессе колонизации. Рабы, будучи основными производителями, имели гораздо больше значения для жизни греческого общества, при этом они были лишены всех прав.
Древняя Греция характеризуется наличием развитых рыночных отношений, что позволяет некоторым историкам использовать термин «античный капитализм».
Последней фазой древнегреческой цивилизации стала эпоха эллинизма, когда достижения в политической и культурной жизни распространились на всем пространстве державы Александра Македонского.
Преемницей древнегреческой цивилизации стала цивилизация Рима. Римляне подарили человечеству право, создали разветвленную систему правовых норм, юриспруденцию
как науку о праве. Вторым наиболее развитым элементом римской культуры была риторика — искусство красноречия. Владение ораторским искусством открывало доступ к государственным должностям, обеспечивало авторитет в обществе, гарантировало социальный престиж.
В Древнем Риме родилась идея разделения властей, получившая свое окончательное оформление в новое время.
Трудно переоценить достижения античной культуры: скульптура и литература, философия и мифология, архитектура и математика. Греческий и латинский языки стали основой для развития языков Европы. Появившееся в эпоху античности христианство определило пути развития Европы на многие столетия.
Особенности античных цивилизаций:
— полисный характер цивилизации (полис и город-государство, и гражданская община);
— основа экономики — главным образом сельское хозяйство, но в то же время достаточно высокий уровень развития ремесла;
— античная форма земельной собственности — одновременно и государственная, и частная (собственником земли мог быть только полноправный гражданин);
— гражданская община, приоритет общественных целей, идея гражданского долга;
— право граждан на участие в политической жизни;
— основными производителями материальных благ являлись рабы, полностью лишенные естественных гражданских и имущественных прав (раб — «говорящее орудие труда»);
— высочайший уровень развития культуры.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль