Политическая система, ее структура и функции
Политология — наука о политической жизни, теория политики. Объектом политики является область политической жизни, т. е. вся совокупность проблем, связанных с политическими отношениями, с политической деятельностью, с политической властью, политической системой, политическим сознанием, политической культурой.
Политика (греч. — государственные дела, искусство управления государством) — деятельность власти, органов власти, объединений граждан, отдельных лиц, направленная на реализацию отстаивания своих интересов, связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию, использованию политической власти.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права или насилия.
Типологию видов власти предложил М. Вебер. По его мнению, власть может основываться:
— на личных качествах;
— на традиции и обычаях;
— на формальном законе.
При этом власть должна быть легитимной (законной), т. е. не навязана силой, а должна базироваться на добровольном подчинении людей власти. Легитимность связана:
— с наличием у власти авторитета, поддержки ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан;
— согласием власти и населения по основополагающим политическим принципам.
В зависимости от мотивов добровольного подчинения людей власти Вебер выделил три типа легитимного господства:
— традиционная власть, при которой подчинение основано на сложившихся традициях и обычаях, на вере в святость существующих порядков; традиционные нормы обязательны и для населения, и для правящей элиты;
— легальная власть основана на признании юридических норм, регулирующих отношения власти; закону подчиняются и жители страны, и правители;
— харизматическая власть опирается на авторитет лидера, которому присущи исключительные личные качества; лидер в своих действиях руководствуется не юридическими нормами, а собственным пониманием событий; харизматические лидеры появляются, как правило, в периоды великих социальных потрясений. Легитимность может быть как обретена властью, так ею
и утрачена. О легитимности власти можно судить по степени принуждения, по проявлениям гражданского неповиновения, по отношению населения к выборам.
Легитимность отличается от легальности (законности), под которой понимается юридическое узаконение и закрепление власти в соответствующих государственных актах. Юридическая законность (легальность) может быть присуща и нелегитимной власти.
Функции политики:
— регулирование отношений между людьми;
— разработка перспективных целей развития общества;
— политическая социализация людей, включение их в политическую жизнь.
Социологический аспект политики:
— деятельность людей и социальных групп по отстаиванию своих интересов и удовлетворению своих потребностей с помощью власти;
— деятельность по согласованию противоречивых интересов разных общественных групп, организаций, партий. Пространством, в рамках которого осуществляется политика, может быть пространство всего государства, отдельного региона, административной единицы, системы организаций, отдельной организации, ведомства, предприятия, учреждения.
Области политики:
— экономическая;
— военная;
— социальная;
— национальная, в области культуры, науки, образования. Политику составляют:
— личностные компоненты (субъекты и объекты политики); ,
— субординационные компоненты;
— функциональные компоненты.
Носителями (субъектами) политики могут быть государства, партии, движения, отдельные лица. Объектами политики являются народные массы и отдельные люди.
К субординационным компонентам относятся внутренняя и внешняя политика, политическая стратегия и тактика. Внутренняя политика регулирует отношения между общностями и социальными группами, классами, нациями, населением регионов.
Внешняя политика регулирует международные отношения в интересах всего населения страны, а не какого-либо социального слоя или узкой правящей группы.
Политическая стратегия устанавливает главные социальные цели, определяет основные направления деятельности на том или ином историческом отрезке времени, устанавливает основные социальные силы, которые будут осуществлять эти цели, разрабатывает модель нового общества.
Политическая тактика — совокупность путей, форм, методов достижения поставленных стратегических целей в зависимости от конкретных условий.
Функциональные компоненты политики:
— выработка и принятие программных решений;
— деятельность по обеспечению выполнения решений;
— корректирование и регулирование;
— учет и контроль за выполнением поставленных стратегических задач.
Таким образом, политическая система общества — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется политическая власть.
Структура политической системы включает в себя:
— политические отношения;
— политические организации (институты); .— политические нормы;
— политическую культуру.
Представления о мире политики, ее особенностях и закономерностях называются политической культурой. Политическая культура включает в себя политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения, ориентиры и установки людей. Она представляет не саму политику или политические процессы, а их осознание, объяснение. Политическая культура — ценностно-нормативная система, которую разделяет большинство населения, реализуемая через политическое поведение.
Функции политической культуры:
— регулирующая, прямое и косвенное воздействие на людей и их организации, на восприятие ими политических событий, оценку политических систем и должностных лиц разных рангов, на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений;
— воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора, формирует интерес к политической жизни, способствует повышению политической активности масс;
— коммуникативная, через политические традиции, господствующие в общественном сознании и практике, стереотипы политического сознания и поведения передаются новым поколениям;
— интегративная, объединяет людей, имеющих сходные политические взгляды, способствует консолидации общества, обеспечивает поддержку политической системы большинством общества;
— познавательная, развивает интерес к политической истории, активизирует процесс познания политических идей, теорий;
— нормативно-ценностная, способствует усвоению политических норм и ценностей, характерных для данного общества, и социализации личности.
Центральным элементом политической культуры является не идеология, а политическое мировоззрение, в основе которого находятся общечеловеческие, гуманистические идеи, их совокупность.
Политическая культура — это готовность и умение социальных групп и власти согласовывать частные и общественные интересы. Устойчивость и Жизнеспособность политической системы зависят от степени соответствия ее ценностей политической культуре большинства граждан. Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы.
Политические нормы — это правила политического поведения, стандарты, ожидания, запреты и разрешения, определяющие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями конкретной политической культуры.
Политическая норма — это правило достижения власти. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении. Нормы поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия.
В гражданском обществе и правовом государстве действуют и развиваются политические и иные организации, партии и движения:
—- политические партии, организации, движения, цель которых — воздействие на политику;
— организации, возникшие в силу экономических, социальных причин (профсоюзы, кооперативные и другие организации), главные задачи у них не политические, а производственные, социально-бытовые, культурные;
— организации, возникшие на основе личных склонностей и интересов, они могут становиться объектом воздействия политических органов и организаций. Политическая партия — это политическая общественная
организация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.
Функции политических партий:
— выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;
— нахождение путей и способов реализации этих интересов;
— формирование общественного мнения в пользу своей партии.
Политические партии появляются в XIX в., до этого существовали соперничающие группы, объединившиеся вокруг семей или вождей.
М. Вебер выделил две ступени формирования партии:
1. Политический клуб, группы по интересам или группы, собиравшиеся вокруг какой-либо газеты, парламентской фракции.
2. Собственно партия — структура, имеющая средства воздействия на граждан (пропаганда, агитация, политическое просвещение граждан).
Считается, что первой такой партией стала либеральная партия в Великобритании.
Существуют разные классификации партий.
По характеру политических задач и доктрин выделяют:
— революционные, которые нацелены на коренную ломку общественных устоев;
— реформистские, стремящиеся на изменения без потрясений;
— консервативные, нацеленные на сохранение существующих порядков;
— реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие порядки.
По идеологии:
— демократические (либерально-демократические);
— клерикальные (основа — религиозная идеология);
— социалистические (социал-демократические);
— крестьянские (аграрные);
— коммунистические.
Американский политолог и историк С. Коэн предлагает следующую классификацию партий:
— партия-авангард;
— парламентская партия, которая имеет жесткую организацию, программу, устав, фиксированное членство;
— партия избирательной компании, не имеющая постоянного членства, жесткой организации, членских взносов. По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.
Политическая система, в которой кроме правящей партии существуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:
— статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от результатов выборов;
— конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;
— равенство прав всех партий в борьбе за власть. Принцип устройства политической жизни общества, основанный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его противоположностью является политический монополизм, для которого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интересами общества и личности.
В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классовый облик и превращаться в общенародные партии.
Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массовые движения способствуют развитию прямой демократии, формированию гражданского общества. Общественные движения дополняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в обществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, человек получает возможность активно влиять на окружающую действительность.
Многочисленные западные партийные системы можно разделить на следующие основные группы:
— многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;
— многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;
— двухпартийные системы, монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти: одна правящая, другая — в оппозиции;
— однопартийные системы.
В XX в. наиболее влиятельными идеологическими течениями в политике были либерализм, консерватизм, социализм и коммунизм.
Политические идеи классического либерализма:
— разделение властей;
— суверенитет нации;
— верховенство закона;
— свободная борьба политических партий. Классический либерализм исходит из того, что необходимо в первую очередь обеспечить следующие гражданские права и свободы:
— свобода мысли;
— свобода слова;
— свобода совести;
— право на объединение;
— право на выбор профессии.
Неолибёрализм расширил функции государства в экономике, признавая роль государства в защите предпринимательства, рынка, конкуренции, необходимость разработки стратегии экономического развития и социальной защиты населения.
Консервативная идея подразумевает:
— стабильность, предпочтение устоявшихся институтов новшествам;
— общечеловеческие (христианские) ценности;
— убеждение в природном неравенстве людей и необходимости классовой иерархии.
Неоконсерватизм базируется на приверженности рыночной экономике, уважении свободы отдельного индивида, защите традиционных ценностей. Идеал неоконсерваторов — социально ответственная личность и политически стабильное государство.
И либералы, и консерваторы признают частную собственность основой всей жизни. Для коммунистов основа общества — общественная собственность, социалисты и социал-демократы признают возможность существования смешанной собственности.
Коммунистическая идея:
— необходимость социальной революции для коренного переустройства общества;
— особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии;
— равенство людей и социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства;
— приоритет общественных интересов над личными;
— вера в идеальное коммунистическое общество. Идеология — это совокупность убеждений и идей, определяющих ориентацию политического движения, партии, группы лиц, человека.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль