logo search

Понятие применения норм права

Определение. Применение права – деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписании.

Значение применения норм права. Ценность применения норм права проявляется в трех планах:

Признаки применения норм права. Особенности применения норм права проявляются в том, что это деятельность:

  1. государственно-властная,

  2. управленческая,

  3. по вынесению индивидуально-конкретных предписаний,

  4. процессуальная (процедурная),

  5. творческая,

  6. деятельность, результат которой оформляется актом применения.

В теории права называются и другие признаки:

Сущностью применения норм права является разрешение юридически значимых дел. Необходимость применения права возникает всякий раз в связи с обстоятельствами, требующими правового регулирования.

Случаи необходимого применения норм права. Применение обязательно:

  1. когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина умершим или без вести отсутствующим и др.);

  2. когда диспозиция вообще не может реализоваться без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

  3. когда речь идет о реализации санкции.

Некоторое авторы более конкретно определяют эти случаи:

Функции применения норм права. Путем применения норм права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

В литературе встречаются и другие функции: правонаделительная, правообеспечительная, функция индивидуального регулирования общественных отношений (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик).

Виды правоприменения. Классификацию видов правоприменения осуществляют по следующим основаниям:

  1. В зависимости от структурного элемента нормы права различают:

Позитивное правоприменение – это то, которое осуществляется не по поводу правонарушений, а как обязательное условие нормальной регламентации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсий, обмен жилых помещений. По-другому можно сказать, что позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное применение – это применение санкций (т. е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций, оно осуществляется по поводу неправомерного поведения.

  1. По характеру интеллектуально-волевого содержания выделяют:

Стандартное применение характеризуется стандартным решением, отсутствием свободы выбора (регистрация актов гражданского состояния, назначение пенсии и т. п.). Ситуационное применение характеризуется нестандартным решением, основывается на нормах, предоставляющих определенную свободу выбора. Оно учитывает ситуацию (например мера ответственности).

  1. По функциям применения норм права выделяют:

Оперативно-исполнительная деятельность – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушении.

  1. В зависимости от субъекта и процедуры применения различают:

Особенности судебного типа правоприменения:

  1. субъектом применения является суд;

  2. в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатами решения он не находится. Заинтересованность в решении проявляют другие субъекты права;

  3. суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела;

  4. деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами;

  5. применение состоит в установлении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм;

  6. свобода усмотрение суда минимальная;

  7. решение индивидуально.

Особенности управленческого типа правоприменения:

  1. субъект применения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения;

  2. субъект применения лично заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга;

  3. компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, которое он занимает в соответствующей структуре, а частично – из характера дела;

  4. решение выступает как средство оперативного руководства деятельностью организации или в случаях конфликтов, но только подчиненных ему субъектов;

  5. свобода усмотрения всегда значительна;

  6. решение может относиться к единичным субъектам, но может касаться и целой группы (общие распоряжения);

  7. решение выступает как средство управления.

Особенности административного типа правоприменения:

  1. субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения;

  2. адресатом решения могут быть гражданин или организация;

  3. рассмотрение дел регулируется законом, отчасти ведомственными инструкциями;

  4. решения принимаются по поводу правонарушении, конфликтов, жалоб, заявлений;

  5. свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дела;

  6. решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

Требования (принципы) правоприменения. Применение норм пра­ва должно быть: