Цивилизация Европы в средние века
Следующим этапом в истории мировых цивилизаций стали средние века. Сам термин появился в XV-XVI вв. для обозначения времени, отделявшего эпоху Возрождения от античности. Гуманисты считали, что это было время толпы, упадка культуры, которое ничего не дало для развития человечества. Сегодня негативная окраска исчезла, этим термином обозначают эпоху феодализма.
На Востоке и на Западе этот этап человеческой истории проходит неодинаково. В Европе средневековье имеет четкие хронологические рамки: V-XVII вв. (от гибели Западной Римской империи до Английской буржуазной революции).
Согласно средневековым представлениям общество сотворено Богом, который установил определенный порядок. Оно процветает лишь при условии, что все его члены выполняют предписанные им функции: духовенство молится, рыцарство воюет, крестьянство трудится.
Средневековое общество было по своей сути патриархальным, человек был частью коллектива и воспитывался в уважении к стабильности. Важнейшими принципами считались соблюдение надлежащего образа жизни, групповая солидарность, уважение традиций. Каждый человек четко представлял свое место в социальной иерархии. Корпорация (общность), к которой принадлежал человек, брала на себя защиту его профессиональных, духовных, правовых интересов. Групповая солидарность не только опиралась на совместную собственность и совместную деятельность, но и закреплялась через право и ритуалы.
Общность регулировала и регламентировала все стороны жизни своих членов, но при этом строилась на договорных, добровольных началах. Этот демократизм был противовесом авторитаризму средневековых монархий и власти феодальных сеньоров.
Для общинного сознания характерно особое понимание свободы как привилегий, которые дает тот или иной социальный статус, принадлежность к той или иной корпорации.
Через общности развивалось и укреплялось самосознание сословий и социальных слоев. Общности оберегали своих членов от произвола властей, способствовали развитию политической инициативы.
Основной массой населения средневековой Европы и основными производителями материальных благ были крестьяне, центр тяжести всегда лежал на крестьянском хозяйстве.
Крестьянство было неполноправным сословием, не имело права собственности на землю, которая принадлежала феодалам. За пользование землей оно несло различные повинности, в первую очередь барщину и оброк. Кроме поземельной зависимости, крестьянство находилось и в личной (крепостной). Рыцарство боялось, презирало и ненавидело крестьян, церковь оказывала им определенное покровительство (христианство считало всех равными перед Богом).
Рыцарство было привилегированным сословием, имевшим исключительные права на землю, ношение оружия и участие в войне. Отношения внутри этого сословия строились на принципе вассалитета, когда за полученный феод вассал должен был оказывать своему сеньору услуги, прежде всего нести военную службу.
Вассалитет — это система подчинения одних рыцарей-феодалов другим. Вассалитет был выходом из ситуации раздробленности и отношений силы. Вассал — это рыцарь, который получал от другого рыцаря, сеньора, землю в наследственное владение (лен или феод), за что выполнял определенные обязанности. Феод — это не только земельный участок, но и крестьяне, на нем работающие, а также право сбора и присвоения налогов, право суда, охоты и т. д. Вассально-сеньорная зависимость скреплялась присягой. Рыцарь был вассалом более крупного феодала, своего сеньора, тот, в свою очередь, — вассалом еще более крупного феодала, и далее вверх по феодальной лестнице, на вершине которой находился король — верховный сеньор всех феодалов.
Кодекс чести рыцаря включал в себя верность сеньору (если сеньор сам соблюдал договор), мужество, верность слову, доблесть, физическую силу, щедрость, защиту церкви, служение прекрасной даме. Эти правила не распространялись на низшие сословия, прежде всего на крестьян. Рыцарство было замкнутым сословием, крестьянин или горожанин мог получить рыцарское звание только в исключительных случаях.
Духовенство также было привилегированным сословием, что объяснялось, в первую очередь, особой ролью христианской церкви в средние века. В отличие от рыцарства оно постоянно пополнялось за счет других слоев населения, в том числе беднейших, даже крестьяне иногда становились римскими папами. Духовенство имело сложную иерархию, простиравшуюся от папы, кардиналов, аббатов, которые сами были крупными феодалами, до приходских священников, чья жизнь мало чем отличалась от жизни крестьян или простых горожан.
Особое социальное положение духовенства подчеркивалось его отграничением от мирян: обряд священства, обет безбрачия (целибат). Духовенство было долгое время единственным образованным сословием, обладавшим монополией на образование, занятия наукой, толкование Священного Писания.
Религия играла ключевую роль в европейском средневековом обществе. Все события для средневекового человека объяснялись божественным промыслом. Граница между видимым и невидимым практически отсутствовала. Более того, видимое было менее реальным, чем невидимое, оказывалось символом последнего. Средневековый человек жил в лесу религиозных символов и символических толкований. Люди постоянно ждали чего-то необычного, верили в чудеса. Любое важное событие связано с совершением религиозных обрядов и посещением церкви (7 таинств: крещения, миропомазания, брака, исповеди, соборования, причащения, священства).
Представления человека о мире, в котором он жил, базировались на христианских догматах о сотворении мира, страшном суде, спасении, посмертном воздаянии за дела и поступки, конце света. Средневековая мораль основывалась на заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа.
Католическая церковь была важнейшим социальным и политическим инструментом средневековья. В первые века после падения Римской империи церковь являлась объединяющей силой, взяв на себя функции восстановления порядка в обществе. Церкви принадлежали огромные наделы земли и другие материальные богатства, что делало ее относительно независимой от светской власти. Она являлась собирательницей знаний и хранительницей христианского учения. Претендуя на роль верховного наставника всего общества и ставя себя выше любого государя, церковь не только участвовала в политической борьбе, но и имела возможность
для критики государей, заставляя их выполнять свой долг и подчиняться законам.
Сословие горожан не вписывалось в тройственную модель средневекового общества. К горожанам относились не только ремесленники, но и врачи, юристы, учителя.
Социальный статус горожанина определялся рядом особых правовых норм: принципом личной свободы, правом собственности, участием в городском самоуправлении и в городском ополчении. Ценности, сформировавшиеся в городской среде, отличались от ценностей, характерных для средневекового общества: уважение личной свободы и независимости, высокая оценка профессионализма, стремление к образованию, поддержка личной инициативы.
Города, развитие которых началось в Европе в IX-XI вв., представляли собой часть феодальной системы. Горожане, находясь в вассальной зависимости, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни и породило коммунальные движения, целью которых было избавиться от феодальных злоупотреблений, получить свободу рыночной деятельности и личную свободу для горожан.
В результате своей борьбы города получили следующие привилегии: самоуправление, правовую автономию, свой суд, право распоряжения налогами, монополию на торговлю и ремесло, рыночное право, право на прилегающие угодья, отделение от всех, кто не является жителем данного города.
Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу своим жителям, но в нем возникали республиканские формы правления. Город утвердил значение мелкой и средней собственности, основанной на личном труде. В городе широко использовался наемный труд и развивался труд интеллектуальный.
В городах формировался тип инициативного, образованного, предприимчивого человека — будущего буржуа.
Феодализм на Востоке не был похож на классическую модель. Восточные цивилизации базировались на традиционности, на воспроизводстве одних и тех же социокультурных моделей, что привело на рубеже XVII-XVIII вв. к тому, что Европа стала обгонять Восток и в сфере производства, и в
сфере науки.
Основные черты европейской средневековой цивилизации:
— глубокая вера в то, что социальный порядок установлен
Богом;
— деление общества на три сословия: крестьянство, рыцарство, духовенство;
- особое положение горожан;
— строгая иерархия общества, принцип вассалитета;
— условная форма держания земли;
— низкая социальная мобильность;
— определяющее влияние христианства на жизнь общества;
— цивилизация космогенная (как и цивилизации древности) основывалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась зависимостью общества от условий природной среды.
Индустриальная цивилизация.
Постиндустриальное общество.
Современный этап НТР
На смену средневековому обществу пришла индустриальная цивилизация (ее хронологические рамки XVII — середина XX в.)
Переходу к индустриальному обществу способствовали Возрождение, Реформация и промышленная революция.
Эпоха Возрождения (фр. — ренессанс) — время утверждения новых взглядов на человека и его предназначение в обществе, относится к XV-XVI вв. и охватывает значительную часть европейских государств. Идейной основой Возрождения стал гуманизм (лат. — человечный), провозгласивший принципы уважения личности (индивидуализм) и самоценности человека (антропоцентризм).
Возрождение дало понимание того, что человек должен оцениваться по своим личным качествам, а не по принадлежности к сословию. Достоинство приобретается поступками человека, а не рождением. Человек рождается для счастья и успеха, есть центр Вселенной. В себе человек соединяет два начала — Божественное (душу) и земное (тело), воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту.
Реформация, проходившая b XVI-XVII вв., была широким религиозным и общественно-политическим движением, направленым на коренное обновление католической церкви и упрощение веры. Наиболее яркие представители: Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Женева), Ульрих Цвингли (Цюрих).
Реформация создала новое направление в христианстве — протестантизм. Основные идеи протестантской религии:
— «спасение верой»: человек может спасти свою бессмертную душу только верой; ни церковь, ни добрые дела спасения не дают; между Богом и человеком нет посредников, поэтому церковная организация не нужна;
— «абсолютное предопределение»: Бог заранее (еще до рождения) предопределяет, кто получает спасение, а кто будет лишен его;
— «мирское призвание»: успех в делах, богатство являются знаками предызбранности к спасению. Протестантизм создал этическое учение для нового индустриального общества: стремление к богатству и успеху, бережливость, ценность личной инициативы.
Начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией, начавшейся в Англии в конце XVIII в., затем перекинувшейся во Францию (начало XIX в.), Германию и другие страны.
Промышленная революция (промьппленньш переворот) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция имеет две стороны:
— техническую: изобретение и внедрение машин, замена ручного труда машинным, утверждение фабрично-заводской системы, паровая машина — символ новой эпохи;
— социальную: формируются новые социальные классы — промышленная буржуазия и пролетариат, определяющие социальный облик индустриальной цивилизации; происходят процессы урбанизации.
Промышленная революция явилась ключевым явлением в становлении индустриального общества. Промышленность становится основой экономики, научный и технический прогресс определяют экономический рост. В результате революции изменилась социальная структура, она привела к становлению гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демократических ценностей.
Основой индустриальной (технической) цивилизации являются машинная техника и машинные технологии, развитие науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Труд имеет наемный характер, развитые рыночные отношения, высокий уровень производительности труда и профессиональной выучки. Производитель (наемный рабочий) лишен средств производства, продукт труда оторван от непосредственного производителя и принадлежит собственнику средств производства. То есть собственность сосредотачивается в руках одной группы (буржуазии), способность к труду — в руках другой группы (рабочих). Это противоречие порождает конфликты, разрешаемые либо социальными революциями, либо (что предпочтительнее) реформированием существующих отношений.
Для индустриальной цивилизации характерна концентрация средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях.
Концентрация наблюдается также в социальной сфере (пролетариат и буржуазия — основные классы общества), в политике (массовые партии), в науке (исследовательские центры), в расселении людей (крупные города и городские агломерации).
Централизация приводит к объединению предприятий, к созданию финансово-промышленных групп, слиянию или поглощению капиталов.
Стандартизация способствует выпуску массовой продукции, специализация ведет к ограничению функций человека-работника.
Максимизация стремится выжать из всего максимум возможного, увеличить до предела.
В индустриальной цивилизации вызрели мощные производительные силы, был накоплен огромный научный и технический потенциал, созданы предпосылки (в самых развитых странах) перехода к постиндустриальному обществу.
Черты индустриальной цивилизации:
— преобладание промышленного производства над сельским хозяйством;
— массовый характер производства;
— развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков;
— урбанизация;
— высокая социальная мобильность, ликвидация сословных привилегий;
— правовое государство; права и свободы граждан, закрепленные законом;
— гражданское общество;
— автономия личности, развитие индивидуализма;
— рационализм в духовной сфере;
— цивилизация техногенная, основанная на машинной технике и машинной технологии.
Со второй половины XX в. развитие общества определяется научно-технической революцией, под которой понимается качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом изменяющий производительные силы общества.
К характерным чертам НТР относятся:
— универсальность и всеохватность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;
— чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований;
— изменение роли человека в процессе производства, повышение требований к уровню квалификации, увеличение доли умственного труда;
— использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;
— использование военных технологий в народном хозяйстве. НТР включает в себя:
— науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли расходы на научные исследования, выросло значение наукоемких производств;
- технику и технологию, созданы технологии, направленные на сбережение ресурсов, новейшие электронные технологии;
— производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;
— управление, в котором стали использовать компьютерные технологии сбора информации, ее обработки и принятия решений.
НТР привела к ускорению темпов мирового экономического роста; изменению отраслевой структуры, в которой растет роль непроизводственной сферы, увеличивается роль промышленности (в первую очередь обрабатывающей), появляются новые отрасли и подотрасли, создаются межотраслевые комплексы; изменению территориальной структуры мирового хозяйства.
Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).
К постиндустриальной цивилизации человечество начало переходить в последней четверти XX в. Расцвет этой цивилизации должен наступить, по прогнозам, в середине XXI в. Информация, новый уровень ее использования определяют пути развития информационного общества. Информация понимается предельно широко: наука, передовая технология, новое содержание интеллектуального труда, особая отрасль производства.
На смену массовому производству и потреблению идет индивидуализация. Продукция выпускается малыми сериями и часто обновляется.
Для более полной реализации способностей личности предлагаются работы по скользящему графику, учитывающему индивидуальные склонности и биологические ритмы человека.
В политике традиционные массовые партии утрачивают свое влияние, распадаются, растет число мелких партий и движений, групп давления, которые представляют интересы самых разных категорий населения. Стал возможен переход к непосредственной демократии, к участию всех граждан в процессе принятия решений через телекоммуникационные сети.
В социальной сфере наблюдаются укрепление чувства соседской общности, возникновение добровольных союзов людей в рамках единого информационного пространства.
В области духовной жизни книжная культура уступает место культуре экранной. Главной ценностью нового общества является человек. Образование и самообразование становятся непрерывными, конфликт «собственники — неимущие», характерный для индустриальной эпохи, уступает место конфликту «хорошо образованные — плохо образованные». Черты постиндустриального общества:
— выдвижение на первый план сферы услуг;
— индивидуализация производства и потребления;
— развитие мелкосерийного производства;
— ведущая роль науки, знаний и информации;
— внедрение ЭВМ и информационных технологий;
— стирание классовых различий, сближение размеров доходов разных слоев населения, рост среднего класса;
— цивилизация является антропогенной, главной ценностью и целью ее является человек.
- Понятие обществознания
- Обществознание в системе наук
- 1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно
- 4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
- Происхождение человека и общества
- Развитие знаний об обществе в древности
- Мыслители нового времени
- Развитие обществознания в XX веке
- Общество как система
- Цивилизационный и формационный подходы
- Цивилизации античности
- Цивилизация Европы в средние века
- Общественный прогресс и его критерии
- XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.
- Личность и личностные отношения
- Виды человеческой деятельности
- Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
- Составные части экономики
- Рынок и рыночные отношения
- Роль государства в экономике
- Человек в системе рыночных отношений
- Мировая экономика
- Политическая система, ее структура и функции
- Политический режим. Типология режимов
- Государство в политической системе общества
- Гражданское общество и правовое государство
- Политический статус личности
- Право, отрасли права
- Права человека
- Конституция Российской Федерации
- Нации и межнациональные отношения
- Социальный статус личности
- Брак и семья в современном обществе
- Наука и образование
- Религия. Мировые религии
- Искусство. Виды искусства
- Мировоззрение и мораль