§ 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
Адвокаты находятся в рамках юридической системы, существенными характеристиками которой сами юристы называют замкнутость, явно недостаточную гласность и информированность о ее деятельности.
Отдельно следует подчеркнуть, что по общему правилу реклама адвокатской деятельности как в Украине, так и в России запрещается. В этой сфере адвокатам разрешается исключительно информационные сообщения с определенными ограничениями.
Правила адвокатской этики Украины содержат нормы, регламентирующие на деонтологическом уровне ограничения рекламы адвокатской деятельности (ст. 14 Правил)
Адвокат, который практикует индивидуально, и адвокатское объединение имеют право рекламировать свою профессиональную деятельность с соблюдением действующего законодательства и Правил адвокатской этики.
Рекламирование допускается в форме помещения объявлений, информационных сообщений и других рекламных материалов в периодических изданиях, справочниках, информационных бюллетенях, других печатных изданиях, а также трансляции рекламных материалов по радио и телевидению.
Адвокат не имеет права предлагать свои услуги конкретному клиенту ни лично, ни через посредников.
Рекламные объявления или другие рекламные материалы относительно профессиональной деятельности адвоката (адвокатского объединения) должны содержать: 1) сведения о фамилии и имени адвоката (название адвокатского объединения); 2) адрес, по которому может осуществляться предоставление правовой помощи этим адвокатом (объединением); 3) номер телефона; 4) общие сведения об отраслях права, в которых специализируется адвокат (адвокатское объединение) или указание о том, что правовая помощь может быть предоставлена во всех отраслях права; 5) регистрационный номер, дату и место выдачи адвокату свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью (дату регистрации адвокатского объединения и его регистрационный номер);
217
МОДУЛЬ 1
Рекламные объявления также могут содержать: 1) сведения о том, в каких учебных заведениях адвокатом (членами адвокатского объединения) получено образование; 2) где он повышал квалификацию далее; 3) об ученых и других званиях адвоката, о наградах, которые он имеет, об ученых трудах, других академических заслугах и профессиональных достижениях адвоката:
4) его членстве в союзах, ассоциациях адвокатов, участии в их органах;
5) данные о длительности стажа работы адвокатом или юристом (с обязательной конкретизацией длительности стажа работы адвокатом); 6) сведения об иностранных языках, которыми владеет адвокат.
Рекламные объявления не могут содержать: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и их критику; 4) заявлений о достоверности успешного выполнения поручений и других заявлений, которые могут вызывать безосновательные надежды у клиентов; 5) указаний, которые могут составить представление, что деятельность именно этого адвоката характеризуется чертами и показателями, присущими (в действительности) адвокатуре как такой.
Рекламные материалы о деятельности адвоката (адвокатского объединения) должны быть объективными, достоверными, четкими и понятными, не должны содержать намеков, двусмысленностей или иным образом создавать основания для введения потенциальных клиентов в обман, должны отвечать разумным эстетическим требованиям.
Рекламные материалы о деятельности адвокатских объединений, в которых указываются имена адвокатов и других сотрудников адвокатского объединения, должны содержать также точные указания о статусе каждого из этих лиц: адвокат, помощник адвоката, юрист (без статуса адвоката) или член технического персонала (директор, менеджер, секретарь, переводчик и г. д.).
Адвокаты (руководители адвокатского объединения) несут персональную ответственность за достоверность рекламных материалов о них (об адвокатских объединениях), а также за их соответствие действующему законодательству и Правилам адвокатской этики.
Если адвокату (адвокатскому объединению) стало известно о распространенной без его ведома рекламе его деятельности, которая не отвечает отмеченным требованиям, он обязан принять все разумно доступные меры к опровержению и исправлению такой рекламной информации и сообщить об этом региональной квалификационно-дисциплинарной комиссии.
Все вышеизложенные ограничения, касающиеся рекламных материалов адвокатов (адвокатских объеди-нений), распространяются не только непосредственно на рекламные объявления, но и на объявления о приеме на работу сотрудников и тому подобное.
218
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Российское адвокатское сообщество в основной своей массе считает, что реклама адвокатской деятельности должна быть запрещена, но информация о ней полезна и более того — необходима. Вопрос о рекламе адвокатских услуг на сегодняшний день довольно сложен и полемичен и с точки зрения закона, и с точки зрения юридической этики. Мировая практика неоднозначно подходит к его решению. Так, во Франции реклама означенных услуг запрещена законом. В США кодексы адвокатской этики большинства штатов содержат положения о неэтичности адвокатской рекламы. Они предусматривают дисциплинарное взыскание за нарушение таких этических принципов, как размещение рекламы адвоката на спичечных коробках, банках с прохладительными напитками, одноразовой посуде.
Показателен в этом плане следующий пример: дисциплинарному взысканию был подвергнут адвокат, который выпустил спички с указанием номера своего телефона и надписью: «Если Вам нужна помощь — она у Вас есть». Между тем Верховный Суд страны признал неконституционным законодательный запрет на рекламу адвоката. Не содержит прямого запрета рекламы адвокатских услуг и российское законодательство.
Общераспространенное мнение о недопустимости рекламы адвокатских услуг с позиции адвокатской этики следовало бы признать верным.
Экономическое понятие рекламы несколько противоречит принципам адвокатской деятельности.
Приоритетная роль в формировании новой глобальной культуры принадлежит телевидению, одно из наиболее влиятельных и важных мест в структуре которого занимает реклама как источник масс-медиального распространения культуры.
Масс-медиальный способ существования рекламы оказывает содействие созданию нового транскультурного популярного искусства, главными атрибутами которого выступают неоднородность, дискретность, интермедий-ность, многоаспектность.
Реклама в Украине за последние 10 лет переживает развитие как в количественном, так и в качественном выражении. Несомненно, это является положительным аспектом в развитии рыночных отношений. Рекламный бизнес — один из наиболее интересных и перспективных, так как включает в себя психологический, художественный и правовой аспекты. Для рекламной развития деятельности очень важным является ее детальной и компетентное урегулирование с юридической точки зрения, что подразумевает наличие необходимой нормативно-правовой базы. В данный момент реклама является ведущим источником информации о том или ином товаре и, соответственно, может как принести пользу, так и нанести ущерб правам и законным интересам потребителей и производителей товаров и услуг.
219
МОДУЛЬ І
Информация, распространенная любым способом и в любой форме, в том числе с использованием любых средств, адресованная для неопределенного круга лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке составляет сущность понятия «реклама».
Отношения, связанные с производством, распространением и потреблением рекламы на территории Украины регулирует Закон Украины «О рекламе».
Фактически содержание рекламы означает оплаченную, неперсонали-зированную коммуникацию, которая осуществляется идентифицированным спонсором, использующий СМИ с целью воздействия на аудиторию.
Также рекламу можно определить как процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории путем медиа-каналов или иными способами. Порой в определение рекламы включают такой признак как коммерческие интересы.
Итак, реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара.
Правовое определение этого понятия дано в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». «Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Как видим, нельзя не согласиться с тем, что такая правовая формулировка не позволяет четко определить, применимо ли понятие рекламы к адвокатской деятельности.
В том же Законе содержится более приемлемое к информационному обеспечению адвокатских услуг понятие — социальная реклама, но Закон связывает ее с достижением благотворительных целей. Значительный объем юридических услуг среднего адвоката выполняется на безвозмездной основе. Тем не менее, признать деятельность адвоката благотворительной нельзя, а потому понятие «социальная реклама» в его действующей формулировке неприменимо к адвокатской деятельности.
В небольших провинциальных городках и поселках вопрос о рекламе адвокатских услуг стоит не столь остро — там не так много адвокатов, и о них знают все. Но человечество идет по пути создания мегаполисов, что обусловлено экономическими причинами. Получить информацию об адвокатских услугах в больших городах весьма проблематично, и объясняется это, с одной
220
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
стороны, неясной гранью этичности такой рекламы, а с другой — тем, что адвокатура не может оплачивать услуги рекламного сектора экономики.
Отдельно следует остановиться на требованиях, предъявляемых к наименованию адвокатских фирм, что имеет важную рекламную составляющую: привлечение внимания потенциального клиента, формирование у клиента знаний об адвокате и об оказываемых им услуга, создание благоприятного образа (имиджа) адвоката, формирование потребности в услуге адвоката, стимулирование сбыта адвокатских услуг, напоминание клиенту об адвокате и его услугах, подкрепление убеждения о правильности выбора адвоката, формирование у клиентов образа надежного адвоката.
Основными качествами в названии адвокатской фирмы рекомендуется следующие: звучность, легкость произношения и запоминания, положительная эмоциональная и смысловая нагрузка. К сожалению, порой встречаются и явные ошибки в наименовании адвокатских фирм. Так, в частности недопустимо использование аббревиатур, не рекомендуется применять эпотаж-ные наименования, неоригинальные названия, не проанализированные названия, пустые названия, наименования, не относящиеся к адвокатской деятельности и т.п.
Электронная реклама — это размещение рекламных объявлений в Интернете, которые появляются на экране во время просмотра соответствующих оперативно-информационных служб или веб-узлов.
Виртуальная реклама является рекламой, размещаемой в телеэфире без прерывания трансляции. Такой вид рекламы основывается на цифровых технологиях, использование которых позволяет интегрировать аудиовизуальное сообщение, что физически отсутствует в студии, в программный телеэфир. Все это позволяет определить цифровую рекламу как инновационный вид рекламы.
Порой к содержанию термина «виртуальная реклама» включают Интернет-рекламу, основываясь на том, что Интернет называют виртуальным пространством. Впрочем, такое отождествление не будет верным, поскольку виртуальность предполагает улучшенную идентичность реальности, тогда как Интернет-реклама, как правило, несложно визуально идентифицируется как таковая.
Поэтому Интернет-реклама является другим особым видом электронной рекламы с использованием различных Интернет-средств. Основными видами Интернет-рекламы можно назвать медийную рекламу — размещение материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку и контекстную рекламу — размещение материалов на сайтах, предлагающих пользователю функцию поиска. Другие виды рекламы в Интернете, как правило, совмещают признаки указанных видов электронной рекламы.
221
МОДУЛЬ 1
Для решения проблемы более широкого распространения информации о юридических услугах российский профессор, адвокат И. П. Трунов предлагает ввести четкое определение недопустимой адвокатской рекламы и разработать унифицированные правила размещения информации об адвокатских образованиях в зданиях учреждений правоохранительной системы и судов, в связи с чем потребуется в законодательном порядке закрепить некоторые понятия и нормы. Определение недопустимой (или ненадлежащей) рекламы адвокатских услуг и юридической помощи должно быть сформулировано исходя из того, что такая реклама в целом не должна содержать каких-либо гарантий или обещаний относительно «выигрыша дела», вызывать у потенциального клиента необоснованных надежд ссылками на «исключительные возможности» конкретной консультации (адвоката) или намеками на особые отношения с правоохранительными органами. Реклама адвокатской деятельности должна соответствовать общественным интересам и не должна умалять честность, независимость и эффективность адвокатской профессии. Недопустимы такие недостойные методы, как самореклама, погоня за клиентами, «перехват» клиентов у других адвокатов и т. д. Адвокат не имеет права принижать достоинство и авторитет своих коллег, других адвокатов; реклама адвокатских услуг ни при каких обстоятельствах не может быть основана на сравнении одного адвоката (адвокатского образования) с другим. Критерии решения данного вопроса нашли свое отражение в решении Европейского суда по правам человека от 24 февраля 1994 г. (Касадо Кока против Испании).
Статья 68 Правил адвокатской этики Украины содержит норму, регламентирующую ограничения рекламирования адвокатской деятельности, связанные с принципом коллегиальности. Так адвокат не может заниматься антирекламой, касающейся другого адвоката (адвокатского объединения) или использовать этот метод при рекламировании своей деятельности. Кроме того, адвокат должен избегать огласки в средствах массовой информации (или распространение другим способом) сведений, которые позорят другого адвоката, если этого не требуют его собственные законные интересы, интересы его клиента или адвокатуры Украины.
Особого механизма нормативного регулирования требует новый вид рекламы — электронная реклама, в том числе в сфере адвокатских услуг [7; 10; 15; 30; 35; 43; 66; 174; 218; 224 и др.].
Ключевые слова
Реклама, электронная ивитруальнаяреклама, конкуренция, рекламные объявления адвоката.
222
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Никогда не прибегай ^насилию, кроме те^случаев, когда ты сильнее.
Габриэль Лауб, чешско-немецкий писатель
- § 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
- § 3. История отечественной адвокатуры
- § 4. Историко-правовой анализ термина «адвокат». Квалификационные требования к адвокатам в Украине
- § 6. Основные виды и организационные формы адвокатской деятельности. Клиент и доверитель
- §8. Социальные права, гарантии и адвокатов
- § 10. Принципы адвокатской деятельности
- § 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы
- § 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
- § 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
- § 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
- § 15. Основы адвокатской этики. «Сделки с правосудием»
- § 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
- § 17. Ошибки адвоката
- § 18. Конфиденциальность, адвокатская тайна и допрос адвоката
- § 1. Защитная функция адвокатуры как правовая традиция. Защита от обвинения как особый вид адвокатской деятельности. Заключение соглашения об оказании правовой помощи. Адвокат свидетеля
- § 2. Полномочия адвоката на досудебном
- § 3. Источники информации адвоката-защитника. Посещение адвокатами учреждений по исполнению наказаний. Полиграф
- § 4. Организационно-тактические начала планирования защиты
- § 5. Особенности организации адвокатом защиты по делам о дтп. Оценка адвокатом выводов судебных экспертиз
- § 8. Адвокат в судебном процессе. Судебный этикет и актерская культура адвоката при рассмотрении уголовных дел
- § 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
- § 10. Роль и задачи адвоката в апелляционном и кассационном производствах
- § 11. Адвокатское досье и электронное адвокатское производство
- § 12. Электронный архив адвоката
- § 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты
- § 14. Бизнес-адвокаты, адвокат-консалтинг
- § 16. Адвокат в административном
- § 17. Церковное право и церковные адвокаты
- § 18. Военное право и развитие военной юстиции. Военные адвокаты Украины и рф. Военно-морские адвокаты сша
- § 19. Патентные поверенные и налоговые
- § 20. Будущее украинской адвокатуры: новые направления адвокатской деятельности и перспективы развития инновационных адвокатских технологий
- I. Гражданское, семейное, жилищное, трудовое, земельное и гражданское процессуальное законодательство Украины
- II. Хозяйственное, хозяйственно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство
- III. Административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Украины
- II. Правила адвокатской этики
- III. Конституционное законодательство
- IV. Гражданское право
- V. Гражданско-процессуальное законодательство
- VI. Уголовное право
- VII. Уголовно-процессуальное законодательство
- VIII. Хозяйственное законодательство
- IX. Законодательство о труде
- X. Жилищное законодательство
- XI. Семейное законодательство
- XII. Законодательство об административных правонарушениях и административное судопроизводство
- XIV. Законодательство об окружающей среде (земельное, водное,