logo
Синеокий Адвокатура Украины 2012 г

§ 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности

Адвокаты находятся в рамках юридической системы, существенными характеристиками которой сами юристы называют замкнутость, явно недо­статочную гласность и информированность о ее деятельности.

Отдельно следует подчеркнуть, что по общему правилу реклама адво­катской деятельности как в Украине, так и в России запрещается. В этой сфере адвокатам разрешается исключительно информационные сообщения с определенными ограничениями.

Правила адвокатской этики Украины содержат нормы, регламентирую­щие на деонтологическом уровне ограничения рекламы адвокатской деятель­ности (ст. 14 Правил)

Адвокат, который практикует индивидуально, и адвокатское объединение имеют право рекламировать свою профессиональную деятельность с со­блюдением действующего законодательства и Правил адвокатской этики.

Рекламирование допускается в форме помещения объявлений, информаци­онных сообщений и других рекламных материалов в периодических изданиях, справочниках, информационных бюллетенях, других печатных изданиях, а так­же трансляции рекламных материалов по радио и телевидению.

Адвокат не имеет права предлагать свои услуги конкретному клиенту ни лично, ни через посредников.

Рекламные объявления или другие рекламные материалы относительно профессиональной деятельности адвоката (адвокатского объединения) должны содержать: 1) сведения о фамилии и имени адвоката (название ад­вокатского объединения); 2) адрес, по которому может осуществляться предоставление правовой помощи этим адвокатом (объединением); 3) номер телефона; 4) общие сведения об отраслях права, в которых специализирует­ся адвокат (адвокатское объединение) или указание о том, что правовая помощь может быть предоставлена во всех отраслях права; 5) регистраци­онный номер, дату и место выдачи адвокату свидетельства о праве на за­нятие адвокатской деятельностью (дату регистрации адвокатского объеди­нения и его регистрационный номер);

217

МОДУЛЬ 1

Рекламные объявления также могут содержать: 1) сведения о том, в ка­ких учебных заведениях адвокатом (членами адвокатского объединения) получено образование; 2) где он повышал квалификацию далее; 3) об ученых и других званиях адвоката, о наградах, которые он имеет, об ученых трудах, других академических заслугах и профессиональных достижениях адвоката:

4) его членстве в союзах, ассоциациях адвокатов, участии в их органах;

5) данные о длительности стажа работы адвокатом или юристом (с обяза­тельной конкретизацией длительности стажа работы адвокатом); 6) сведения об иностранных языках, которыми владеет адвокат.

Рекламные объявления не могут содержать: 1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и их критику; 4) заявлений о достоверности успешного выпол­нения поручений и других заявлений, которые могут вызывать безоснова­тельные надежды у клиентов; 5) указаний, которые могут составить пред­ставление, что деятельность именно этого адвоката характеризуется чертами и показателями, присущими (в действительности) адвокатуре как такой.

Рекламные материалы о деятельности адвоката (адвокатского объеди­нения) должны быть объективными, достоверными, четкими и понятными, не должны содержать намеков, двусмысленностей или иным образом созда­вать основания для введения потенциальных клиентов в обман, должны отвечать разумным эстетическим требованиям.

Рекламные материалы о деятельности адвокатских объединений, в кото­рых указываются имена адвокатов и других сотрудников адвокатского объеди­нения, должны содержать также точные указания о статусе каждого из этих лиц: адвокат, помощник адвоката, юрист (без статуса адвоката) или член тех­нического персонала (директор, менеджер, секретарь, переводчик и г. д.).

Адвокаты (руководители адвокатского объединения) несут персональ­ную ответственность за достоверность рекламных материалов о них (об адвокатских объединениях), а также за их соответствие действующему за­конодательству и Правилам адвокатской этики.

Если адвокату (адвокатскому объединению) стало известно о распро­страненной без его ведома рекламе его деятельности, которая не отвечает отмеченным требованиям, он обязан принять все разумно доступные меры к опровержению и исправлению такой рекламной информации и сообщить об этом региональной квалификационно-дисциплинарной комиссии.

Все вышеизложенные ограничения, касающиеся рекламных материалов адвокатов (адвокатских объеди-нений), распространяются не только непо­средственно на рекламные объявления, но и на объявления о приеме на работу сотрудников и тому подобное.

218

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Российское адвокатское сообщество в основной своей массе считает, что реклама адвокатской деятельности должна быть запрещена, но информация о ней полезна и более того — необходима. Вопрос о рекламе адвокатских услуг на сегодняшний день довольно сложен и полемичен и с точки зрения закона, и с точки зрения юридической этики. Мировая практика неодно­значно подходит к его решению. Так, во Франции реклама означенных услуг запрещена законом. В США кодексы адвокатской этики большинства штатов содержат положения о неэтичности адвокатской рекламы. Они предусма­тривают дисциплинарное взыскание за нарушение таких этических прин­ципов, как размещение рекламы адвоката на спичечных коробках, банках с прохладительными напитками, одноразовой посуде.

Показателен в этом плане следующий пример: дисциплинарному взы­сканию был подвергнут адвокат, который выпустил спички с указанием номера своего телефона и надписью: «Если Вам нужна помощь — она у Вас есть». Между тем Верховный Суд страны признал неконституционным за­конодательный запрет на рекламу адвоката. Не содержит прямого запрета рекламы адвокатских услуг и российское законодательство.

Общераспространенное мнение о недопустимости рекламы адвокатских услуг с позиции адвокатской этики следовало бы признать верным.

Экономическое понятие рекламы несколько противоречит принципам адвокатской деятельности.

Приоритетная роль в формировании новой глобальной культуры при­надлежит телевидению, одно из наиболее влиятельных и важных мест в структуре которого занимает реклама как источник масс-медиального рас­пространения культуры.

Масс-медиальный способ существования рекламы оказывает содействие созданию нового транскультурного популярного искусства, главными атри­бутами которого выступают неоднородность, дискретность, интермедий-ность, многоаспектность.

Реклама в Украине за последние 10 лет переживает развитие как в коли­чественном, так и в качественном выражении. Несомненно, это является положительным аспектом в развитии рыночных отношений. Рекламный бизнес — один из наиболее интересных и перспективных, так как включает в себя психологический, художественный и правовой аспекты. Для реклам­ной развития деятельности очень важным является ее детальной и компе­тентное урегулирование с юридической точки зрения, что подразумевает наличие необходимой нормативно-правовой базы. В данный момент рекла­ма является ведущим источником информации о том или ином товаре и, соответственно, может как принести пользу, так и нанести ущерб правам и законным интересам потребителей и производителей товаров и услуг.

219

МОДУЛЬ І

Информация, распространенная любым способом и в любой форме, в том числе с использованием любых средств, адресованная для неопреде­ленного круга лиц и направленная на привлечение внимания к объекту ре­кламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его про­движение на рынке составляет сущность понятия «реклама».

Отношения, связанные с производством, распространением и потреблени­ем рекламы на территории Украины регулирует Закон Украины «О рекламе».

Фактически содержание рекламы означает оплаченную, неперсонали-зированную коммуникацию, которая осуществляется идентифицированным спонсором, использующий СМИ с целью воздействия на аудиторию.

Также рекламу можно определить как процесс донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории путем медиа-каналов или иными способами. Порой в определение рекламы включают такой признак как коммерческие интересы.

Итак, реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относи­тельно таких лица или товара.

Правовое определение этого понятия дано в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». «Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана форми­ровать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Как видим, нельзя не согласиться с тем, что такая правовая формулировка не позволяет четко определить, применимо ли понятие ре­кламы к адвокатской деятельности.

В том же Законе содержится более приемлемое к информационному обеспечению адвокатских услуг понятие — социальная реклама, но Закон связывает ее с достижением благотворительных целей. Значительный объем юридических услуг среднего адвоката выполняется на безвозмездной осно­ве. Тем не менее, признать деятельность адвоката благотворительной нель­зя, а потому понятие «социальная реклама» в его действующей формули­ровке неприменимо к адвокатской деятельности.

В небольших провинциальных городках и поселках вопрос о рекламе адвокатских услуг стоит не столь остро — там не так много адвокатов, и о них знают все. Но человечество идет по пути создания мегаполисов, что обуслов­лено экономическими причинами. Получить информацию об адвокатских услугах в больших городах весьма проблематично, и объясняется это, с одной

220

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

стороны, неясной гранью этичности такой рекламы, а с другой — тем, что адвокатура не может оплачивать услуги рекламного сектора экономики.

Отдельно следует остановиться на требованиях, предъявляемых к наи­менованию адвокатских фирм, что имеет важную рекламную составляющую: привлечение внимания потенциального клиента, формирование у клиента знаний об адвокате и об оказываемых им услуга, создание благоприятного образа (имиджа) адвоката, формирование потребности в услуге адвоката, стимулирование сбыта адвокатских услуг, напоминание клиенту об адвока­те и его услугах, подкрепление убеждения о правильности выбора адвоката, формирование у клиентов образа надежного адвоката.

Основными качествами в названии адвокатской фирмы рекомендуется следующие: звучность, легкость произношения и запоминания, положитель­ная эмоциональная и смысловая нагрузка. К сожалению, порой встречаются и явные ошибки в наименовании адвокатских фирм. Так, в частности недо­пустимо использование аббревиатур, не рекомендуется применять эпотаж-ные наименования, неоригинальные названия, не проанализированные на­звания, пустые названия, наименования, не относящиеся к адвокатской дея­тельности и т.п.

Электронная реклама — это размещение рекламных объявлений в Ин­тернете, которые появляются на экране во время просмотра соответствую­щих оперативно-информационных служб или веб-узлов.

Виртуальная реклама является рекламой, размещаемой в телеэфире без прерывания трансляции. Такой вид рекламы основывается на цифровых технологиях, использование которых позволяет интегрировать аудиовизу­альное сообщение, что физически отсутствует в студии, в программный телеэфир. Все это позволяет определить цифровую рекламу как инноваци­онный вид рекламы.

Порой к содержанию термина «виртуальная реклама» включают Интернет-рекламу, основываясь на том, что Интернет называют виртуальным пространством. Впрочем, такое отождествление не будет верным, поскольку виртуальность предполагает улучшенную идентичность реальности, тогда как Интернет-реклама, как правило, несложно визуально идентифицируется как таковая.

Поэтому Интернет-реклама является другим особым видом электронной рекламы с использованием различных Интернет-средств. Основными вида­ми Интернет-рекламы можно назвать медийную рекламу — размещение материалов на сайтах, представляющих собой рекламную площадку и кон­текстную рекламу — размещение материалов на сайтах, предлагающих пользователю функцию поиска. Другие виды рекламы в Интернете, как правило, совмещают признаки указанных видов электронной рекламы.

221

МОДУЛЬ 1

Для решения проблемы более широкого распространения информации о юридических услугах российский профессор, адвокат И. П. Трунов пред­лагает ввести четкое определение недопустимой адвокатской рекламы и раз­работать унифицированные правила размещения информации об адвокат­ских образованиях в зданиях учреждений правоохранительной системы и судов, в связи с чем потребуется в законодательном порядке закрепить некоторые понятия и нормы. Определение недопустимой (или ненадлежа­щей) рекламы адвокатских услуг и юридической помощи должно быть сформулировано исходя из того, что такая реклама в целом не должна со­держать каких-либо гарантий или обещаний относительно «выигрыша дела», вызывать у потенциального клиента необоснованных надежд ссылками на «исключительные возможности» конкретной консультации (адвоката) или намеками на особые отношения с правоохранительными органами. Реклама адвокатской деятельности должна соответствовать общественным интересам и не должна умалять честность, независимость и эффективность адвокатской профессии. Недопустимы такие недостойные методы, как самореклама, по­гоня за клиентами, «перехват» клиентов у других адвокатов и т. д. Адвокат не имеет права принижать достоинство и авторитет своих коллег, других адвокатов; реклама адвокатских услуг ни при каких обстоятельствах не может быть основана на сравнении одного адвоката (адвокатского образо­вания) с другим. Критерии решения данного вопроса нашли свое отражение в решении Европейского суда по правам человека от 24 февраля 1994 г. (Касадо Кока против Испании).

Статья 68 Правил адвокатской этики Украины содержит норму, регла­ментирующую ограничения рекламирования адвокатской деятельности, свя­занные с принципом коллегиальности. Так адвокат не может заниматься антирекламой, касающейся другого адвоката (адвокатского объединения) или использовать этот метод при рекламировании своей деятельности. Кро­ме того, адвокат должен избегать огласки в средствах массовой информации (или распространение другим способом) сведений, которые позорят друго­го адвоката, если этого не требуют его собственные законные интересы, интересы его клиента или адвокатуры Украины.

Особого механизма нормативного регулирования требует новый вид рекламы — электронная реклама, в том числе в сфере адвокатских услуг [7; 10; 15; 30; 35; 43; 66; 174; 218; 224 и др.].

Ключевые слова

Реклама, электронная ивитруальнаяреклама, конкурен­ция, рекламные объявления адвоката.

222

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Никогда не прибегай ^насилию, кроме те^случаев, когда ты сильнее.

Габриэль Лауб, чешско-немецкий писа­тель