§ 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
Судебные дебаты (прения) — часть судебного рассмотрения гражданского или уголовного дела, в которой участники процесса в своих выступлениях, на основе проведенного в судебном заседании исследования доказательств, излагают суду свое окончательное мнение по оценке доказательств и возможного решения по делу. При этом дебаты сторон в суде присяжных вообще выделяют как самостоятельную часть судебного рассмотрения, которая наступает после окончания судебного следствия, где субъекты уголовного процесса подводят итоги того, что имело место на судебном следствии, анализируют представленные и исследованные доказательства.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом судебные дебаты состоят из речей: 1) обвинителей; 2) гражданского истца или его представителя; 3) гражданского ответчика или его представителя; 4) защитника подсудимого.
Предметом судебной речи обвинителя по уголовному делу при рассмотрении судом первой инстанции являются: 1) анализ фактических обстоятельств дела; 2) анализ и оценка доказательств; 3) юридическая квалификация установленных фактических обстоятельств; 4) квалификация преступления; 5) характеристика личности подсудимого, а в случае необходимости — и других участников процесса (потерпевших); 6) анализ причин и условий, которые способствовали совершению преступления; 7) анализ других вопросов, связанных с применением уголовного наказания или освобождения от него.
Защититечьная речь адвоката содержит те же структурные элементы, что и речь прокурора.
Структурные элементы речи защиты: 1) вступление; 2) анализ фактических и юридических обстоятельств дела; 3) анализ доказательств; 4) характеристика личности подзащитного; 5) окончание.
Подготовка к речи защиты в судебных дебатах содержит такие условные этапы: 1) сбор материалов; 2) изучение и анализ материалов; 3) системати-
354
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
зация собранных материалов; 4) письменная подготовка к речи, которая должна содержать главные положения, а именно: а — все наиболее важные доказательства; б — ход мыслей относительно каждой идеи речи; в — необходимые фактические и юридические выводы; г — в случае необходимости общественно-политические выводы.
Суд интересуют не только преступление и причастность к нему определенного лица, но и те причины, которые вызвали его совершение, те объективные и субъективные факторы, которые побудили человека нарушить закон, вступить в конфликт с ним, преступить грань дозволенного. Не поняв поведение подсудимого, не установив его подлинных мотивов, не раскрыв природу, характер и глубину связей между всей жизненной линией подсудимого и вменяемым ему преступлением, невозможно установить истину по делу, сделать по нему обоснованные и убедительные выводы, дифференцировать ответственность подсудимого.
Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Эта фраза может служить формулой содержания защитительной речи адвоката в суде. Участие в судебных дебатах предполагает высокую культуру сторон, взаимное уважение, честное отношение к доказательствам, профессиональный такт, правильное понимание роли и задач суда, прокурора, адвоката. При этом задача адвоката заключается в ретроспективном, воображаемом восстановлении картины произошедшего в ходе судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств, оправдывающих его подзащитного или смягчающих его вину. Эта позиция противостоит государственному обвинению.
Характеризуя личность подзащитного, защитник делает экскурсы в проблемы поведения человека в обществе, затрагивает нюансы межличностных отношений в напряженных, стрессовых ситуациях. Это требует значительной психологической подготовленности, глубокой ориентации в психологии поведения личности.
Адвокат широко использует возможности толкования уголовного закона: любое сомнение при толковании закона должно рассматриваться в пользу обвиняемого; законы, смягчающие ответственность, допускают расширительное толкование; законы, усиливающие ответственность, подлежат ограниченному толкованию. Адвокат призван обеспечить полноту защиты. Он должен раскрыть все психологические обстоятельства совершенного деяния, которые могут вызвать снисхождение. В ряде случаев поведение обвиняемого выступает в единой системе «обвиняемый — потерпевший». Анализ существа дела в этих случаях невозможен без характеристики потерпевшего.
При этом необходим квалифицированный анализ мотивов, целей и операционных особенностей поведения потерпевшего, признаков его неправо-
355
МОДУЛЬ 2
мерного поведения, а также признаков, характеризующих взаимоотношения потерпевшего и обвиняемого (отношения родства, опеки, служебной, материальной или иной зависимости).
Недопустимы неоправданное перенесение центра тяжести в системе «обвиняемый — потерпевший» на потерпевшего, безосновательная дискредитация личности потерпевшего, вмешательство в его личную жизнь.
Задача защитника— проникнуть в душу подсудимого, постичь его мировоззрение и мировосприятие, ощутить переживание — и все это донести суду. Выводы защитника должны быть последовательными и аргументированными. Если в результате анализа доказательств защитник пришел к выводу о том, что событие преступления не установлено, в действиях подсудимого нет состава преступления или не доказано его участие — он просит суд вынести оправдательный приговор; если заявлен гражданский иск, то защитник также может высказать свое мнение о безосновательности исковых требований.
Противодействуя доводам обвинения, защитник использует контрдоказательства. И чем больше аргументов приводит прокурор и убедительнее его речь, тем больший профессионализм требуется от защитника:
В случае, если защитник соглашается с обвинением полностью, ему остается просить суд учесть обстоятельства, которые смягчают наказание, об освобождении подсудимого от отбытия наказания с испытанием (ст. 75 УК), об исключении из обвинения отягчающих обстоятельств, если они в судебном заседании не нашли своего подтверждения и т. п. Защитительная речь адвоката в суде должна быть немногословной. Нельзя оправдывать само преступление, потому что защита интересов подсудимого совершенно не означает снятие с него ответственности за совершенное преступление.
Психологическая особенность судебной речи защитника состоит в том, что она провозглашается после выступления прокурора. Под впечатлением обвинительной речи аудитория получила определенную установку, у нее возникло определенное психическое состояние, сформировалась определенная оценочная позиция.
Речь адвоката-защитника должна быть настолько убедительной, аргументированной и эмоциональной, чтобы можно было сломать сформированную социально-психологическую установку у судей и других участников процесса. Кроме того, следует отметить такую особенность судебной речи защитника, как неоднородность судебной аудитории. Главная ее часть — это, конечно, состав суда. Однако речь защитника адресуется одновременно оппоненту в судебном споре и публике, которая находится в зале суда. И пусть публика не имеет полномочий в решении уголовного дела, но ее дух
356
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
выступающий постоянно чувствует за своей спиной, ее реакция воздействуют на общую атмосферу судебного заседания. Все слушатели характеризуются своим жизненным и правовым опытом, квалификацией, отношением к рассматриваемому делу и его участникам. Все это нужно учитывать и строить речь таким образом, чтобы изменить ситуацию в нужном для установления истины направлении.
Судебная трибуна — место сильного морального и правового воздействия.
В отличие от прокурора защитник не может в заключительной части своей речи назвать конкретно размер наказания, он может лишь назвать вид наказания, который с учетом всех обстоятельств дела и лица целесообразно избрать.
Рекомендуется начинать речь спокойным голосам. Голосовое произношение нужно применять лишь для акцентирования особенно важных моментов в речи. Слушайте всех, но отвечайте не всем. Во вступлении адвокат ставит задачу — овладеть вниманием судебной аудитории. Поэтому вступление должно быть кратким, но вызывающим повышенное внимание слушателей. Оно должно быть доверительным, приглашающим к рассуждению, критическому анализу.
Темпы речей бывают быстрые, медленные и рывками. Все это — крайности. Темп речи не может быть случайным, он обнаруживается в наличии между словами, предложениями, частями речи больших или меньших пауз, в ускорении или замедлении. Ускоренный темп свидетельствует об уровне имеющейся у оратора энергии, медленный — о том, что оратор успокоился, уравновесил свои чувства, энергию.
Паузы в речи — средство смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания, поэтому они очень важны. Паузы могут быть логическими и психологическими. Логические — это необходимые паузы между отдельными высказываниями, как переход от одной мысли ко второй, что позволяет более точно подчеркнуть ход мысли. Психологические же паузы делают акцент на эмоциональности сказанного, чем усиливают психологическое влияние речи.
Законом продолжительность речи защитника не ограничена, однако суд вправе остановить участвующих в дебатах лиц в случае, когда они затрагивают обстоятельства, не имеющие отношения к делу. По окончании дебатов их участники имеют право на одну судебную реплику. Речь защиты по времени должна соответствовать характеру дела. Это зависит от того, насколько продолжительность речи вытекает из необходимости высказать важные обстоятельства по делу, чтобы достичь в процессе защиты поставленной цели.
357
МОДУЛЬ 2
Нужно учитывать и тот факт, что адвокат выступает в суде после прокурора-обвинителя. Под впечатлением его речи и последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату. Однако выступление после прокурора содержит и определенные трудности — аудитория уже получила некоторую установку, у нее возникло определенное психическое состояние, сформировалась оценочная позиция. Речь защитника должна быть настолько убедительной, аргументированной и эмоционально воздействующей, чтобы преодолеть сложившийся психологический барьер. Защитник должен быть смелым и решительным, способным идти наперекор ожиданиям судебной аудитории.
При подготовке к судебному выступлению рекомендуется использовать следующие важные составляющие психологические элементы: 1) настройтесь на предполагаемую аудиторию; 2) держитесь при выступлении уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах; 3) направляйте свой взгляд на слушателей. Ни в коем случае не устраняйтесь от взглядов, которые направлены на вас (подсудимые, их родственники, потерпевшие и т. п.); 4) не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом всю судебную аудиторию, будто хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов; 5) начинайте говорить только после того, как в зале заседаний воцарится тишина; 6) следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не монотонно; 7) с первых же слов внимательно следите за реакцией аудитории. Именно в критические моменты выступления говорите убежденно, особенно уверенно, с подчеркиванием каждого слова; 8) ни в коем случае не показывайте, что выступление дается вам тяжело, что вы устали или в какой-то момент чувствуете себя неуверенно.
Кроме того, можно предложить определенные приемы и рекомендации для использования их защитой при опровержении выдвинутых аргументов: 1) обобщенные доводы нужно разделить на составные части и опровергать их по-одному; 2) возражая, не проявляйте чрезмерного старания; 3) не оставляйте без возражений сильные аргументы оппонентов; 4) не доказывайте очевидных вещей; 5) не доказывайте, если можно просто возразить; 6) отвечайте на эмоциональные слова противника фактами; 7) не выступайте против несомненных доказательств и правильных мыслей оппонента; 8) не делайте в своей речи из грешника ангела; 9) максимально используйте факты, которые признаются оппонентом; 10) если оппонент обошел молчанием определенные обстоятельства, обратите внимание на это — скорее всего, у него просто нет аргументов против этих обстоятельств; 11) не противоречьте здравому смыслу и фактическим материалам дела.
358
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
Правильное разрешение уголовного дела, вынесение справедливого приговора невозможны без глубокого и всестороннего изучения личности подсудимого, выявления у него комплекса социально значимых психологических качеств. Не поняв поведения подсудимого, не установив подлинных мотивов, не раскрыв природы, характера и глубины связи между всей жизненной линией подсудимого и вменяемым ему преступлением, невозможно установить истину по делу, сделать по нему обоснованные и убедительные выводы, дифференцировать ответственность.
Задача защитника — проанализировать все эти механизмы под углом зрения защиты, раскрыть психологический механизм совершенного преступления, показать, насколько отразились в преступном деянии нравственно-психологические черты личности подсудимого, в какой мере они характеризуют его жизненную ориентацию, интересы, желания.
Только дав в защитительной речи правильную оценку личности подсудимого, объяснив мотивацию его поступков, раскрыв круг его интересов и стремлений, показав взаимоотношения подсудимого с соучастниками и потерпевшим, обусловившие поведение подсудимого, защитник может высказать свое обоснованное суждение о происшедшем. Однако не следует забывать, что реальная жизнь намного сложнее упрощенных схем, заранее подготовленных советов, стереотипных рецептов.
Целью судебной речи является убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь защитника должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия.
Говоря о психологической характеристике подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психотравмирующим факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления соответствующих доводов, основанных на доказательствах, которые находятся в материалах уголовного дела.
Основным приемом ораторского искусства защитника является воздействие на окружающих, побуждающее к самостоятельному развитию их мысли. Оказывая юридическую помощь своему подзащитному, адвокат должен не допускать произвол в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего клиента.
359
МОДУЛЬ 2
Своими действиями он должен обеспечивать полноту защиты, раскрывать все психологические обстоятельства совершенного его подзащитным деяния, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.
Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть настолько аргументированной и убедительной, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, проявляющими гражданскую позицию защитника. Отрицательная характеристика личности, основанная на установленных в суде фактах, вполне допустима, но не может использоваться для унизительных оценок кого бы то ни было из упоминаемых в судебных дебатах. Что касается оценок личности противоположной стороны в процессе, то они в принципе всегда нежелательны.
В суде присяжных значение судебных дебатов возрастает. Правдивые, ярко построенные речи сторон могут оказать очень большое влияние на внутреннее убеждение присяжных заседателей, их вердикт, о чем свидетельствует опыт деятельности суда присяжных. В речи защитника могут использоваться приемы иронии, однако юмору не место в зале суда, где речь идет о горе, причиненном преступлением. В отличие от прокурора позиция защитника не может не быть односторонней. Защитник не вправе лгать суду, хотя это может быть выгодно его подзащитному. Защищая конкретного человека, защитник не может оправдывать само преступление. Защита должна быть согласована между защитником и подсудимым по принципиальному вопросу, прежде всего по вопросу признания или отрицания вины.
Признание защитником виновности подсудимого, когда последний ее отрицает, означает нарушение права на защиту, обязанности защитника не действовать во вред обвиняемому. Что касается нравственной стороны такого решения, то здесь приходится идти по пути морального выбора в условиях нравственного конфликта, когда соблюдение одной нормы влечет за собой нарушение другой. Но предпочтение все же следует отдать нравственной обязанности до конца защищать от обвинения другого человека, который доверил свою судьбу адвокату, надеется на его помощь. А обвинение пусть поддерживает тот, кому это положено.
Обстоятельное освещение в защитительной речи личностных качеств подсудимого, его морально-психологического состава и индивидуальных свойств, а также содержания его действий и конкретной ситуации, в которой они имели место, исключительно важно для определения степени общественной опасности подсудимого, индивидуализации его ответственности, прогнозирования его исправления и решения других вопросов по делу.
360
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
Зашитник обязан показать своего подзащитного во всей полноте его жизненных обстоятельств, во всей сложности всех обстоятельств дела, он должен заставить понять причины действий подсудимого, их мотивы. Защитнику нужно постараться раскрыть отношения подсудимого с людьми, его положение в жизни и среди окружающих его. Нужно проанализировать его психику, конечно, не делая такой анализ основной темой своего выступления и не заменяя психоэкскурсами анализ доказательств, собранных по делу.
Защитник может посчитать целесообразным доказать, что человек, во всех отношениях безупречный, не мог совершить приписываемое ему преступление— уж слишком оно противоречит его нравственному, моральному облику. Быть может, защитнику придется доказать предвзятость, тенденциозность характеристик, даваемых подсудимому свидетелями и другими лицами. Иногда следует осветить судьям жизненное положение подсудимого. Такой метод— человек, его жизнь, обстоятельства, приведшие его к преступлению,— особенно применим в делах, в которых вина не оспаривается.
Итак, мы видим, что способы охарактеризовать личность подсудимого могут быть весьма разнообразны. Но, конечно, плохо думает тот защитник, который просто просит судей о жалости; если же он в соответствии с истиной так осветит факты, что вызовет в судьях сожаление, сочувствие к подсудимому, — вот тогда он достигнет своей цели. Но построение речи защитника бывает иным. Часто речь адвоката с самого начала посвящается психологической характеристике подзащитного, сложным поведенческим обстоятельствам, в которых он оказался в силу тяжелого стечения жизненных обстоятельств.
Хотелось бы акцентировать внимание на некоторых, наиболее часто встречающихся недостатках, допускаемых защитниками в этой части защитительной речи. Прежде всего совершенно недопустимы попытки некоторых защитников представить своих подзащитных «в розовом свете». Характеризуя личность подсудимого, такие защитники без всякой меры превозносят его заслуги перед обществом, приукрашивают его служебную деятельность, общественное лицо, моральный облик и т. д.
Подчас необъективная оценка личности подсудимого, беспринципность адвоката в этом вопросе даже при правильном анализе других вопросов могут повлиять на оценку судом и аудиторией всей речи, поставить под сомнение заслуживающие внимания доводы защитника. Встречаются дела, где защитнику не приходится оспаривать сам факт преступления и виновность обвиняемого в его совершении, где нет спора о квалификации преступления или об оценке. В этих делах особое значение приобретает правильная характеристика личности подсудимого.
361
МОДУЛЬ 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
Защитник должен пользоваться любым случаем, чтобы коротко повторить ранее использованные доказательства, которые сложно опротестован, оппоненту в споре, это укрепляет его позицию и усиливает доказательность
утверждений.
В случаях, когда адвокату необходимо опровергнуть возражение противоположной стороны, в судебном процессе рекомендуется использовать такие психологические правила: 1) правило недопущения утраты инициативы (некоторые юристы, когда чувствуют силу доказательств противоположной стороны и свою неспособность возразить по существу, стараются повести судебные дебаты в сторону и повернуть их в такое русло, где они могут почувствовать себя более сильными, поэтому необходимо продолжать обсуждение именно того вопроса, в котором оппонент слаб): 2) правило озвучивания расхождений (для уяснения сути расхождений необходимо их уточнить и сформулировать, ибо в противном случае не исключен горячий спор только из-за того, что каждая сторона по-разному поняла один и тот же факт или высказывание); 3) правіша признания права того, кто противоречит своим мыслям (в ходе чрезмерной эмоциональности оппонент может перейти на крик и наговорить всякого, поэтому не следует вступать в дискуссию по всем направлениям, полезно оставить оппонента при своем мнении и возразить только по наиболее существенным положениям): 4) правіша использования противоречий оппонента; 5) правило ловушки (иногда полезно «поймать на слове» лживого свидетеля и тем самым обеспечить его саморазоблачение: «Скажите, по какой причине у Вас возникла стычка с П. прошлым летом?» — «Нет, у меня не было с ним стычки» — «Вспомните лучше... лето, кафе...»);6)/7/?авгмо частичного согласия с возражением оппонента (оппоненту демонстрируют справедливое отношение к его возражениям: «Да (в целом согласие), но (учет конкретных обстоятельств)»); 7) правіпо «Я на Вашем местеу> (показать, что положение оппонента понятно, и к каким выводам нужно прийти, если рассуждать честно; это позволяет выявить лукавство оппонента, фальшивость его соображений и возражений); 8) правило контрвопросов (чем более точны контрвопросы, тем точнее они «бьют» по слабостям возражений оппонента); 9) правило перефразировки, утрирование, доведение до абсурда (лживые возражения и отказ оппонента пересказываются защитником в преувеличенной форме).
Овладение психотехникой судебной речи адвокату необходимо для того.
чтобы речевые и неречевые средства, а также поведение человека превратились
в психологические способы и приемы его профессиональной деятельности.
Укажем некоторые правила доказательств при судебных дебатах: 1) во
всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неминуемое
362
и опасное; 2) не забывайте различия между суждениями, которые касаются узкой сущности спора, и аргументацией, направленной на общечеловеческое, моральное; 3) не доказывайте очевидное; 4) утверждая каждое отдельное положение, не теряйте главную мысль; 5) не высказывайте без определенной подготовки красочное доказательство или сильное, существенное возражение; 6) отбросьте все посредственные и ненадежные доказательства; 7) если доказательства сильные, следует приводить их порознь, подробно развивая каждое отдельно; если доказательства слабые, необходимо собрать их воедино; 8) старайтесь наиболее часто взаимно подкреплять одно доказательство другим; 9) не старайтесь пояснить то, в чем сам полностью не разобрались;
10) не старайтесь доказать больше, если можно ограничиться меньшим;
11) не доказывайте, когда можно просто возразить; 12) используйте при доказательстве факты, которые признаются противоположной стороной; 13) возражайте оппоненту его собственными доказательствами; 14) не слишком напрягайтесь, отвечая оппоненту, делайте это легко, как что-то хорошо понятное всей судебной аудитории.
Общение между прокурором — государственным обвинителем и адвокатом — защитником в суде имеет многосторонний характер и является психологически насыщенным актом. Предлагаются некоторые психологические правила такого общения: 1) постоянная поддержка внутренней установки на нахождение истины и реализации принципа социальной справедливости; 2) отказ от демонстрации своего превосходства или преимущества (молодой прокурор — опытный адвокат и т. п.); 3) правило предусмотрительности требует учитывать последствия сказанных прокурором и защитником слов и поведения (грубые реплики, подчеркивание прокурором своей власти, чести мундира); 4) правило внимания к выступающему и к тому, что он говорит (в ходе диалога прокурора и адвоката им следует четко выражаться, причем и позой, мимикой, взглядом и т. п., например, смотреть на часы во время формулирования вопроса, тем самым показывая, что оппонент вам надоел и т. п.); 5) правило сдерживания эмоций; 6) правило активного слушания (некоторый наклон к говорящему, резюмирования короткими фразами: «Я вас понял так... Правильно?», «Выходит, вы подтверждаете... Верно?» Слушать молча — это и определенная тактика, и проявление вежливости); 7) правило изучения оппонента и учета во взаимоотношениях его индивидуально-психологических особенностей (т. е. успех в изучении оппонента зависит от подготовки к психологическому наблюдению); 8) задачи правового воспитания общества (воспитательное воздействие на судебную аудиторию).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, защитник может: 1) оспаривать обвинение в целом, доказывая невиновность подсудимого ввиду от-
363
МОДУЛЬ 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
сутствия в его действиях состава преступления, отсутствия самого события преступления или недоказанности вины подсудимого в совершении данного преступления (непричастность); 2) оспаривать обвинение в отношении отдельных его частей; 3) оспаривать правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью УК, влеку щую за собой более мягкое наказание; 4) обосновывать меньшую степень вины и ответственности подсудимого, приводя смягчающие его вину обстоятельства; 5) доказывать невменяемость подсудимого, которая исключает привлечение к уголовной ответственности.
Защитник не может допустить в заключительной части своей речи альтернативной просьбы. Нельзя одновременно, скажем, просить оправдать подсудимого и смягчить наказание. В такой позиции нет ни логики, ни последовательности, ни принципиальности при выполнении правозащитной функции. Тем самым защитник дает понять, что в невиновности подсудимого он сам неуверен, но должен так говорить, поскольку связан с позицией подзащитного. Любая альтернатива в речи снижает убедительность вывода.
Защищать обвиняемого нередко труднее, чем обвинять. Обвинение лица, о котором есть основание думать, что оно совершило преступление, кажется естественным, защита такого лица— противоестественным. Общественность обычно осуждает преступление и лицо, его совершившее. Поэтому гневные слова обвинителя, произнесенные в судебном зале, как правило, ложатся на благодатную почву, они как бы выражают думы и чаяния судебной аудитории, воспринимаются как обобщенное выражение мыслей каждого находящегося в зале. Особенно большое сочувствие вызывает обвинение у потерпевших, их близких и знакомых, нередко составляющих значительную часть судебной аудитории.
Свою речь защитник строит так, чтобы полемика не перерастала в личные выпады против процессуального противника. В защитительной речи даются анализ и оценка исследованных доказательств с позиции защиты и вносятся предложения по вопросам применения уголовного закона, избрания меры наказания или освобождения от него, оправдания и т. д.
При анализе доказательств очень важное значение имеет выяснение вопроса о наличии между деянием подсудимого и результатом причинной связи, которая может считаться установленной лишь в том случае, если имеются доказательства, подтверждающие это.
Существенную роль играет также выяснение мотивов совершения преступления на основе проверенных судом доказательств. Мотив преступления в значительной мере определяет степень и характер ответственности подсудимого, в ряде случаев квалификацию преступления, а при известных обстоятельствах служит основанием и к полному освобождению от наказания.
364
Следует отметить важность разрешения проблемы оспаривания защитником показаний, даваемых против подсудимого другими подсудимыми по этому же делу, потерпевшими, свидетелями. Просто утверждать, что такие показания — только оговор. Но убедить судей, что это действительно так, можно только подкрепив утверждение об оговоре такими доводами, которые бы не оставляли никаких сомнений. Защитник должен привести доводы не только о том, что показания, даваемые против подсудимого, противоречат объективным материалам уголовного дела; он должен и объяснить причины, заставившие этого человека давать неправильные показания против его подзащитного.
Адвокат может и должен подвергнуть анализу работу органов дознания и досудебного следствия, если он считает их действия неправильными и если допущенные ими нарушения отразились на выводах расследования в отношении подсудимого. После этого защитнику остается только разбить систему доводов, выдвинутых прокурором в судебном заседании. Эта часть речи защитника имеет большое значение. Если прокурор продолжает поддерживать обвинение после окончания судебного следствия, значит, у судей может создаться впечатление о виновности подсудимого по соображениям, более или менее совпадающим с мнением прокурора. То есть, защитнику, не имеющему возможности узнать мнение судей до вынесения приговора, нужно исчерпывающе возразить против каждого довода прокурора.
Но не следует ограничиваться возражениями только на доводы прокурора. Защитник должен представить себе, какие возражения могут возникнуть у судей против соображений защитника, и постараться их опровергнуть. Все изложенное является не трафаретом речи, а зависит от тех или иных обстоятельств. Так, дело обстоит иначе, когда подсудимый не признает или, наоборот, полностью признает свою вину; имеются ли в деле материалы, которые полностью и с достоверностью подтверждают вину подсудимого, или нет таковых, которые бы полностью уличали обвиняемого в совершении преступления, и т. д. По-другому должна строиться защита в случаях, когда факт преступления и виновность подсудимого полностью доказаны материалами судебного следствия, когда между обвинителем и защитником нет спора ни о квалификации преступления, ни по поводу обстоятельств, устраняющих противоправность или наказуемость вменяемых подсудимому действий. В этих случаях защитник, не пытаясь преуменьшить значение бесспорно установленных по делу фактов, должен перенести центр тяжести защиты на освещение обстоятельств, смягчающих вину и ответственность подсудимого, выяснение условий, в которых совершено преступление, выявление подлинных мотивов, толкнувших подсудимого на совершение преступных действий.
Поэтому выводы защитника должны быть последовательными, аргументированными, принципиальными. Если в результате анализа полученных
365
МОДУЛЬ 2
доказательств защитник пришел к убеждению, что событие преступления не установлено, в действиях подсудимого нет состава преступления или не доказано его участие, он просит суд вынести оправдательный приговор; если заявлен гражданский иск, защитник также высказывается о безосновательности исковых требований.
Одним из существенных недостатков защитительных речей является неумение некоторых адвокатов дать глубокий анализ и правовую квалификацию нескольких преступлений. Это объясняется тем, что не все защитники ориентируются в таких вопросах, как, например, понятие единичного преступления, не могут разграничить идеальную и реальную совокупности преступлений и т. д. Эта стадия является основной частью всей защитительной речи, стержнем и путеводителем для остальных. Именно анализ и оценка доказательств позволяет дать правильную юридическую оценку деянию, совершенному подсудимым.
Наиболее спорным по отношению к другим частям защитительной речи является юридическая оценка преступления в речи адвоката, т. е. разного рода обстоятельств и фактов. Вопрос о квалификации преступления — один из тех вопросов, которые суд должен решить при вынесении приговора. В судебных дебатах, а значит, и в речи защитника правовая аргументация, соображения в пользу применения той или иной статьи или доказательства отсутствия в действиях подсудимого состава преступления нередко занимает центральное место. Значение этого правового анализа тем более существенно, что по ряду дел факты являются установленными и бесспорными, и напротив, спорными и весьма важными являются вопросы правильной уголовно-правовой квалификации установленных судом фактов. Известно, что защитительная речь в первую очередь произносится для суда, но адвокату не следует забывать и о других слушателях, присутствующих в зале. Поэтому речь адвоката не только преследует цель обеспечения прав и законных интересов обвиняемого, но и является действенным средством пропаганды права и морали. Защитительная речь должна быть нравственно правильной и соответствовать требованиям этики. Каждое из таких требований настоятельно необходимо, что невыполнение любого из них лишает речь идейной и нравственной значимости.
В защитительной речи, как и на протяжении всего судопроизводства, адвокат должен проявить внимательное, бережное и уважительное отношение к своему подзащитному. Он не выполнит своего долга, если не умеет с подлинным и добросовестным вниманием, искренней заинтересованностью и уважением воспринимать мысль противника, если попытается выдать возможную ошибку в ее изложении за изъян ее сущности. Умение слушать и услышать — не только гарантия действенности защиты, но и нравственная обязанность защит-
366
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
ника. Чтобы речь максимально отвечала нравственным требованиям, в ней должна быть дана верная фактическая, правовая и общественная оценка дела. Таким образом, исходя из всего изложенного, можно сделать вывод о том, что тщательно продуманная защитительная речь имеет не только общественное, но и воспитательное значение. Эта часть в содержании речи адвоката возможна только во втором случае, когда адвокат не может добиться полного оправдания подсудимого, поскольку его виновность доказана всеми материалами уголовного дела и, более того, он признает полностью свою вину.
Суд учитывает не только характер и степень общественной опасности преступления, но и личность обвиняемого и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Естественно, что для успешного осуществления защиты важное значение имеет правильное понимание того, что является смягчающим ответственность обстоятельством, ибо это позволяет защитнику целеустремленно направить свои усилия на выявление этих обстоятельств. Смягчающие обстоятельства очень часто совмещаются с характеристикой личности. В то же время защитник не может игнорировать и отягчающие обстоятельства.
Участвуя в делах о преступлениях несовершеннолетних, адвокат должен стремиться к тому, чтобы выносимый судом приговор был подчинен главной цели — исправлению и перевоспитанию несовершеннолетнего правонарушителя и предупреждению новых преступлений. Выступая по групповым делам, некоторые защитники не подвергают критическому анализу правильность постановки вопроса о мерах наказания в отношении каждого из подсудимых путем сопоставления степени их участия в совершении преступления и ее соответствия предложенной мере наказания. Предложения защитника о мере наказания должны быть конкретными, но это не значит, что во всех случаях ему надо называть определенную меру наказания, поскольку это может привести к нежелательным последствиям.
Итак, защитник-адвокат в судебном заседании имеет две цели, или может занимать две позиции: 1) оправдания подсудимого; 2) приведения смягчающих ответственность обстоятельств. Никакой альтернативы этому быть не должно [40; 45; 49; 57; 64; 68; 76; 92; 95; 101: 109; 115; 140; 151; 168- 209-229; 247 и др.].
Ключевые слова
Судебные дебаты (прения), судебная речь, защитительная речь, контрдоказательства, психологическая особенность, анализ.
367
МОДУЛЬ 2
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
С
справедливее ціщтся адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.
<Блез Іїасщжь (1623-1662), французский математик физику литератор и философ
- § 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
- § 3. История отечественной адвокатуры
- § 4. Историко-правовой анализ термина «адвокат». Квалификационные требования к адвокатам в Украине
- § 6. Основные виды и организационные формы адвокатской деятельности. Клиент и доверитель
- §8. Социальные права, гарантии и адвокатов
- § 10. Принципы адвокатской деятельности
- § 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы
- § 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
- § 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
- § 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
- § 15. Основы адвокатской этики. «Сделки с правосудием»
- § 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
- § 17. Ошибки адвоката
- § 18. Конфиденциальность, адвокатская тайна и допрос адвоката
- § 1. Защитная функция адвокатуры как правовая традиция. Защита от обвинения как особый вид адвокатской деятельности. Заключение соглашения об оказании правовой помощи. Адвокат свидетеля
- § 2. Полномочия адвоката на досудебном
- § 3. Источники информации адвоката-защитника. Посещение адвокатами учреждений по исполнению наказаний. Полиграф
- § 4. Организационно-тактические начала планирования защиты
- § 5. Особенности организации адвокатом защиты по делам о дтп. Оценка адвокатом выводов судебных экспертиз
- § 8. Адвокат в судебном процессе. Судебный этикет и актерская культура адвоката при рассмотрении уголовных дел
- § 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
- § 10. Роль и задачи адвоката в апелляционном и кассационном производствах
- § 11. Адвокатское досье и электронное адвокатское производство
- § 12. Электронный архив адвоката
- § 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты
- § 14. Бизнес-адвокаты, адвокат-консалтинг
- § 16. Адвокат в административном
- § 17. Церковное право и церковные адвокаты
- § 18. Военное право и развитие военной юстиции. Военные адвокаты Украины и рф. Военно-морские адвокаты сша
- § 19. Патентные поверенные и налоговые
- § 20. Будущее украинской адвокатуры: новые направления адвокатской деятельности и перспективы развития инновационных адвокатских технологий
- I. Гражданское, семейное, жилищное, трудовое, земельное и гражданское процессуальное законодательство Украины
- II. Хозяйственное, хозяйственно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство
- III. Административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Украины
- II. Правила адвокатской этики
- III. Конституционное законодательство
- IV. Гражданское право
- V. Гражданско-процессуальное законодательство
- VI. Уголовное право
- VII. Уголовно-процессуальное законодательство
- VIII. Хозяйственное законодательство
- IX. Законодательство о труде
- X. Жилищное законодательство
- XI. Семейное законодательство
- XII. Законодательство об административных правонарушениях и административное судопроизводство
- XIV. Законодательство об окружающей среде (земельное, водное,