logo
Синеокий Адвокатура Украины 2012 г

§ 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах

Без изучения проблем возникновения и развития адвокатской деятель­ности нельзя объяснить тот факт, почему адвокатура на разных исторических этапах была подвержена меньшим изменениям, чем государственная власть, и продолжала во многом сохранять свои прежние черты в новых историче­ских условиях.

В литературе существует несколько точек зрения относительно проис­хождения адвокатуры. Одни авторы полагают, что адвокатура представляет собой древнейшее и в то же время общечеловеческое учреждение, т. е. с того времени, как люди впервые усвоили формы гражданского устройства, прин­цип адвокатуры должен был существовать, хотя название ее могло быть неизвестным.

По мнению других авторов, адвокатура — это самый поздний цвет ци­вилизации, что проходили тысячелетия, разрастались сильные цивилизации из зачатков патриархального быта; издавались законы, устраивались суды, писались книги о правоведении и управлении государством, но не учрежда­лись адвокаты, что «есть народы столь же древние, как пирамиды, но не имеющие адвокатуры».

Третьи же авторы, признавая адвокатуру учреждением естественного права, полагали, что она возникла вместе с судом, а четвертые вообще при­писывали адвокатуре божественное происхождение. Так, какое же из при­веденных мнений справедливо?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, и узнать, из какого зародыша развилась адвокатура, следует рассмотреть три группы фактов. Во-первых, нужно обратиться к данным антропологии и этнографии, касающихся юри­дического строя первобытных народов; во-вторых, следует ознакомиться с состоянием правосудия в современных полуцивилизованных государствах; в-третьих, необходимо заглянуть вглубь истории древних и новых культур­ных народов. Вот три единственных источника, из которых можно почерп­нуть сведения о происхождении и первичных формах адвокатуры.

20

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

По всей поверхности земного шара насчитывается шесть главных куль­турных очагов, т. е. таких районов, где возникла и развилась более или менее самостоятельная культура, а именно: Восточная Азия (Китай и Япония), Индостан (Индия), Месопотамия (Иудея), Северная Африка (Египет), средняя Америка (Мексика и Перу), Малая Азия вместе с ее островами и противолежащими полуостровами Европы (Греция и Рим). Переходя к данным антропологии, нужно заметить, что появление суда в смысле мирного разрешения правовых столкновений предполагает некоторую по­литическую организацию. Суд возможен только при существовании из­вестной, хотя бы и слабой, общественной власти, которая была бы в со­стоянии сдерживать произвол спорящих и ограничивать частную месть. Отсюда понятно, что ничего подобного юстиции не может быть у тех пле­мен, которые не имеют никакой политической организации, каковы, на­пример, бродячие дикари Австралии, мало чем отличающиеся от зверей, африканские бушмены, эскимосы и подобные им представители дообще-ственного индивидуализма.

Первичной формой политической власти является главенство случай­ного характера. Оно имеет место в том случае, когда отдельные лица или семьи соединяются для какого-либо определенного предприятия (например, охоты или войны) и избирают себе вождя. Само собой понятно, что и в таком случае еще не может быть речи о суде. Только образование постоянного главенства влечет за собой и появление суда. Действительно, антропология учит, что первыми судьями человечества являются племенные вожди и гла­вари. В своем лице они совмещают зародыши всех функций правительствен­ной деятельности: они вместе и военачальники, и администраторы, и судьи. Но их судебная деятельность вначале ограничивается только теми случаями, когда затронуты интересы целых семейств или всего племени. Во всех остальных случаях господствует частная месть.

Примером этого могут служить многие индейские племена Америки. Об адвокатуре при таком порядке вещей еще нет упоминания. Таким обра­зом, она не современна суду и не возникает вместе с ним. По мере того, как усложняется политическая организация вследствие соединения отдельных племен под властью общего главы, отправления правосудия становится не под силу одному лицу. Глава начинает нуждаться в помощниках для успеш­ного выполнения правительственного контроля. Он собирает вокруг себя людей, которые добывают для него нужные сведения, дают ему советы. Не­которые из них помогают ему отправлять правосудие и, таким образом, появляются органы суда. У народов, которые достигли этой ступени раз­вития, уже можно найти первые зачатки адвокатуры.

21

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Итак, адвокатура не возникает одновременно с судом. Но, тем не менее, зародыши правозаступничества появляются на самых низких ступенях юридического развития. Лица, которые стали заниматься правозащитной деятельностью, появились на определенном, более высоком уровне юриди­ческого развития общества, когда писаное право в виде законов перестает быть доступным абсолютному большинству населения. Правосудие отправ­лял вождь племени и для успешного выполнения судебного контроля и ис­полнения решения ему требовались помощники. Он окружал себя членами племени, которые собирали ему определенные сведения, давали советы, а со временем и сами начинали по его поручению отправлять правосудие. Так сформировались органы суда.

Если знакомство с состоянием правосудия у первобытных и полуциви­лизованных народов указывает на первичные формы правозаступничества, то история древних и новых культурных народов должна познакомить нас непосредственно с процессом постепенного развития этого института. К со­жалению, скудность сохранившихся памятников делает это в значительной мере невозможным. Дело в том, что только древнейшая история европейских государств достаточно разработана и может служить источником необходи­мых для такой цели сведений. Что же касается государств других частей света, то наука застает их уже на довольно высокой ступени культуры. Их в любом случае нельзя назвать первобытными в антропологическом смысле слова. Они вышли из младенческого состояния цивилизации. Говоря о пер­вичных формах зарождения адвокатуры, необходимо отметить, что право­защита появляется уже на первых ступенях общественного обустройства. При этом по времени появление суда предшествует адвокатуре.

У одного из древнейших народов юго-восточной Африки — кафров ис­тец приходил в суд со своими родственниками, которые и выполняли функ­ции его защитников. У зулусов верховная власть принадлежит королю, управляющему совместно с двумя избираемыми им министрами, а у бечуа-нов место этих министров занимает совет старейшин, большей частью со­стоящий из двух лиц. Низшими органами управления являются племенные вожди и старшины деревень. Зулусское судопроизводство имеет следующий вид. «Лицо, намеревающееся возбудить иск против кого-нибудь, — говорит Ратцель, — собирает своих друзей или соседей, которые, вооружившись, отправляются вместе с ним к хижине или к селению ответчика и располага­ются там, на каком-либо видном месте, чтобы спокойно выждать действие своего присутствия». При несомненности намерений, с какими они пришли, им не приходится долго ждать; вскоре собираются напротив них в каком-то безмолвном ожидании взрослые соседи ответчика или жители его селения.

22

Один из них наконец восклицает, обращаясь к этим обыкновенно нежелан­ным пришельцам: «Расскажи нам новость!» Тогда истец излагает подробно свое требование, причем его обыкновенно прерывают товарищи своими добавлениями и поправками, а противники — перекрестными вопросами. Но эти прения ни к чему не приводят, поскольку после обмена мнениями, продолжавшегося, быть может, несколько часов, партия ответчика все-таки решительно заявляет, что способных рассуждать мужей нет дома и что там остались только дети, которые ничего не понимают в таких важных вещах. На следующий день они собирают как можно больше мужей и между ними таких, которые известны как искусные ораторы; доводы «за» и «против» исследуются в самых различных направлениях. Ответная сторона начинает излагать свое мнение; партия истца должна снова изложить свое, причем его стараются опровергнуть самым настойчивым и ловким образом в каждом отдельном пункте. Если один оратор утомляется, то выступает другой и сно­ва проходит по уже возделанному полю с сошником новых аргументов. Когда все доводы «за» и «против» обеими сторонами исчерпаны, партия истца удаляется и обе они обсуждают выгоды и невыгоды достигнутого ими соглашения. Если одна сторона чувствует, что не может устоять, то она пред­лагает наименьшее возможное вознаграждение. Если соглашение не состо­ится, то тяжущиеся обращаются к умпакати (главарю, старосте) соседнего округа, в присутствии которого еще раз повторяется весь спор с возможно большей полнотой. Самые интимные отношения, особенно раздоры между семействами, обсуждаются там с большой охотой. Когда умпакати думает. что он понял дело, он выносит решение, что, впрочем, может потребовать неделю времени. Если же он не в состоянии сделать этого или если одна из сторон недовольна решением, возможна апелляция к главному вождю пле­мени и совету умпакати. Перед этим новым судилищем еще раз происходит такая же процедура, как и раньше, пока вождь не вынесет решение, на ко­торое можно жаловаться только королю. Из этого описания видно, что су­допроизводство у зулусов находится на весьма низкой ступени развития, но, тем не менее, у них существует адвокатура, хотя и в самой простой форме. Адвокатами выступают соседи, друзья и односельчане тяжущихся, осо­бенно те из них, которые «известны как искусные ораторы». В этом послед­нем обстоятельстве заключается указание на разряд лиц, которые по преиму­ществу призываются для защиты в суд, т. е. являются примитивными адво­катами по профессии. Конечно, они имеют еще очень мало общего с право-заступниками в собственном смысле этого слова. Они не правоведы, не специалисты; они так же относятся к адвокатам цивилизованных государств, как первобытный юридический строй к развитой правовой жизни.

23

МОДУЛЬ 1

Судопроизводство бечуанов в существенных чертах одинаково с зулус­ским. У многих негрских племен процессы ведутся перед собранием стар­шин; главный вождь открывает заседание, ораторы сторон выступают вперед и по очереди произносят речи. У кафров тяжущиеся являются на суд со своими родными, которые заменяют им адвокатов. Изложенные факты сви­детельствуют о том, что потребность в адвокатуре чувствуется даже у не­культурных народов, находящихся на низкой ступени правового развития. Однако следует подчеркнуть, что в странах, где наряду с писаными закона­ми возникли особые группы людей, профессионально занимающихся право­защитой, в значительной мере отсутствует ее правовое регулирование.

В Древней Индии правосудие осуществлялось царем и коллегиальными судами с привлечением в роли защитников представителей сторон в граж­данском споре. Процесс основывался на принципах устности, гласности и состязательности как в гражданских, так и в уголовных делах. Вопреки существовавшему ранее мнению новейшими исследованиями доказано, что Древней Индии была известна адвокатура, причем обязанности правоза-ступничества и представительства совмещались в одном классе лиц.

Кроме того, право представительства на суде принадлежало ближайшим родственникам или управляющим делами сторон без всякого специального полномочия. Лица, не обладавшие процессуальной правоспособностью (дети, бездомные, пьяные, женщины, рабы), не могли выступать на суде лично, а должны были действовать через представителей. В важных уголов­ных делах представительство не допускалось. Оказание юридической по­мощи мудрецами было бесплатным, но со временем они имели право на десятину (1/10 стоимости выигрыша) по делу.

В Древнем Китае разрешалось осуществлять судебную защиту родствен­никам и близким друзьям обвиняемого. Допускалась, как и у кафров, род­ственная адвокатура.

В Японии об адвокатуре не упоминается ни в одном из известных нам источников.

Египет с некоторыми оговорками можно назвать «колыбелью» инсти­тута восточной деспотии, существовавшей на протяжении многих веков в различных государствах. Действовали постоянные суды. Процесс из уст­ного и гласного, каким он был на низших ступенях культуры, уже превра­тился в письменный и тайный. Сущность этого института — абсолютное поглощение государством своего общества и всех его структур, полная за­висимость от правящей власти и строгая иерархия социальной структуры. В Египте защита осуществлялась в письменной форме, поскольку было опасение, что при устной защите возможно воздействие на судей, которые

24

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

должны быть объективными. Однако со временем наряду с письменной была введена и устная защита. Таким образом, в Египте адвокатура, по всей ве­роятности, появилась в древнейшее время, но не успела развиться и с вве­дением письменного производства была почти совсем уничтожена.

Древние Мексика и Перу в момент их завоевания европейцами имели следы значительной культуры. В обоих государствах, подобно Египту суще­ствовали постоянные суды, а в процессе преобладала письменность. Но относительно адвокатуры не встречается никаких указаний. Можно предпо­ложить, что здесь, как и в Египте, она официально не допускалась вследствие господства письменного процесса. О судебном представительстве в древних Египте, Мексике и Перу нет сведений.

В Вавилоне и Персии процесс характеризовался свободой защиты, пуб­личностью и коллегиальностью. Судебная защита известна также жителям Сьерра-Леоне и Анголы, но у них, видимо, она появилась под воздействием англичан и португальцев, которые завладели этими территориями.

У древних иудеев право отождествлялось с религией. Судьи считались наместниками Иеговы. Производство основывалось на принципах устности, гласности и состязательности и права подсудимых тщательно охранялись. При таких обстоятельствах появление адвокатуры было не только возможно, но и даже неизбежно. В качестве защитника мог выступить любой желаю­щий. В позднейшее время адвокатура приняла иную форму. По талмудиче­скому праву при судах синедриона находились лица, готовившиеся быть судьями и называвшиеся кандидатами. Они присутствовали на заседаниях и могли выступать в защиту обвиняемых. Будучи специалистами, они не­сколько более приближались к адвокатам в собственном смысле слова. Но поскольку они выступали не по приглашению подсудимых и без предвари­тельного соглашения с ними, то их все-же нельзя признать настоящими адвокатами. Впоследствии в еврейском языке появился термин «адвокат», заимствованный из греческого. Это может указывать на то, что иудеи стали перенимать у греков настоящую адвокатуру. Так, у древних иудеев вначале действовал принцип личной явки, так что даже женщины вели свои дела сами. Но позднее было допущено судебное представительство.

Правовая система Востока уникальна. Ей присущи прежде всего кон­серватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Традицион­ность, которая является отражением эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в совершенстве постулатов морали, скреп­ленной религиозными нормами. В странах, где исповедывалось магоме­танство, Священная Книга Магомеда была одновременно и религиозным и светским кодексом для мусульман. Так, в Турции с давних времен суще-

25

МОДУЛЬ 1

ствовали так называемые муфтии — ученые — знатоки исламского права. В их обязанности входила дача юридических советов, консультаций споря­щим сторонам. Ответы, данные муфтиями, имели силу закона. Но для этого они должны были иметь печать муфтия, его местонахождение, дословный арабский текст, ссылку на источник исламского права, на котором основы­вался ответ. Их деятельность представляет собой поразительное сходство с деятельностью юрисконсультов императорского Рима. Они были ни судья­ми, ни адвокатами, а вещателями права. Их обязанность заключалась в том, чтобы давать ответы на предлагаемые им спорящими лицами юридические вопросы. Подобно мнениям римских юрисконсультов (response/prudentium), ответы муфтиев имели силу закона, но для этого должны были быть состав­лены по известной форме, а именно: включать печать муфтия; его адрес; дословный арабский текст, относящийся к данному случаю, и указание на каноническое сочинение, на котором основан ответ.

Первым шагом к образованию государства на Аттике стали реформы легендарного греческого героя и мудреца Тесея (VII в. до н. э.), который объединил четыре наибольших племен (фили) Аттики в один народ с цен­тром в Афинах, где была сосредоточена вся общественная, государственная, в том числе и юридическая, деятельность. Суд в Греции вершили либо сам царь, либо старцы знатного происхождения. В судебном процессе преоб­ладали принципы устности, гласности и состязательности. Тяжущиеся яв­лялись на суд лично и сами защищали свои права. Но с развитием юриди­ческой жизни появилась и адвокатура. Процесс ее возникновения можно довольно подробно проследить в истории Афин, поскольку другие грече­ские государства находились несравненно ниже Аттики в культурном от­ношении и не оставили никаких памятников относительно адвокатуры. Еще Цицерон говорил, что ораторское искусство развилось исключитель­но в Афинах и он не знает ни одного греческого оратора, который бы про­исходил из другого государства. Даже соперница Аттики — Спарта вслед­ствие своей военной организации не могла дать простора для развития общественной жизни и искусств. Только в Афинах были все условия, не­обходимые для появления адвокатуры: демократическое устройство респуб­лики, развитая общественная жизнь, процветание ораторского искусства, устность и публичность производства перед судом, состоявшим из народа, и, наконец, господство состязательного принципа как в гражданском, так и в уголовном процессе. При таких условиях должна была очень рано проявиться потребность в судебной защите для лиц, которые не обладали юридическими знаниями и красноречием. Особенно важное значение в жизни Греции имело красноречие.

26

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

В середине V в. до н. э. в Греции возникает так называемая софистика (от греч. —умение хитроумно спорить). Старогреческое слово «софист» вначале означало мудреца, художника, изобретателя, но с V в. до н. э. со­фистами стали называть учителей философии, в программу которых входи­ло искусство спорить {эвристика). Софисты спекулировали на хитрости, непрочности явлений бытия и неуверенности человеческого мнения, под­тасовывая выводы. Софисты, как правило, выдавали черное за белое, когда это им было выгодно, но тем не менее именно они стали основателями ри­торики. Далее от скромного описания правил стилистики и грамматики софисты перешли к составлению политических и судебных речей.

Поскольку судьями являлись обыкновенные граждане, мало понимавшие в юриспруденции, то не удивительно, что главное их внимание было обраще­но на красноречие тяжущихся, и что плохо говорить значило почти наверное проиграть дело. Тот, кто плохо говорил, — проигрывал спор. Появились ло­гографы и диктографы, которые занимались написанием судебных речей. Истцы и ответчики просто заучивали написанные им речи. На первичном этапе это были преимущественно апологии, т. е. речи в собственную защиту, поскольку адвокатов в тот период в Греции еще не было. Основной их недо­статок — неуклюжесть, неповоротливость лица, заучившего судебную речь и не могущего по ходу судебного процесса перестроиться на реплики, ответы, вопросы и др. Следует отметить, что логографы были знатоками юриспруден­ции и стали основателями судебного красноречия на Сицилии в V-VI вв. до н. э. Они не стремились к истине, а просто пытались отработать полученные от клиента деньги. В этой связи софистика приобрела негативное значение. Логография не могла заменить реальную правозащиту.

Первым профессиональным логографом считается Антифон (V в. до н. э.), который ввел обычай брать плату за сочинение судебных речей. За ним по­следовал целый ряд других логографов, в числе которых были такие знаме­нитые ораторы, как Лизий, Исократ, Эсхин и Демосфен. Такова была пер­вичная форма адвокатуры в Греции, которую некоторые современные авто­ры остроумно называют «немой адвокатурой». Тем не менее логографии не могли вполне удовлетворить потребности в судебной защите. Не говоря уже о трудности выучивать наизусть целые сочинения, логография годилась только для обвинительных и исковых речей и могла иметь весьма ограни­ченное и несовершенное применение к защитительным речам и репликам. В самом деле логограф мог заранее приготовить для тяжущихся иск или обвинение, но был ли он в состоянии возражать обвинителю или истцу, еще не зная в точности, какие доказательства приведут они на суде? Мог ли ло­гограф предугадать с достоверностью все доводы противной стороны, что-

27

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

бы опровергнуть их, прежде чем они будут высказаны? Не рисковал ли он промахнуться и направить свои возражения совсем не в ту сторону, куда следовало? Очевидно, логографии не могли заменить устных речей. Кроме того, допущения защиты, по крайней мере в уголовных делах, стала требо­вать простая справедливость.

Дело в том, что в Афинах появился институт, напоминающий современ­ную прокуратуру. Частному обвинителю было предоставлено право избрать себе одного или даже нескольких помощников из числа выдающихся орато­ров, а в важных случаях народ или высшие правительственные учреждения и при отсутствии частных жалобщиков назначали таких официальных об­винителей, которые носили название категоров, или синегоров. Суды стали допускать со стороны обвиняемого посторонних лиц для провозглашения второй речи «девтерологии» («синегоры»). И вот, с одной стороны, недо­статочность логографии, а с другой — требования справедливости привели к тому, что суды стали в отдельных случаях разрешать устную защиту тя­жущихся сторон посторонними лицами. Это происходило в большинстве случаев следующим образом: закон требовал, чтобы стороны являлись в суд и сами защищали свои интересы, а суды, не имея права нарушать это по­становление, прибегали к обходу. Стороны по-прежнему должны были яв­ляться в суд и вести прения, но им было дозволено после произнесения первой речи просить суд, чтобы вторую речь сказал кто-нибудь из посторон­них лиц.

Вторая речь называлась девтерологиеп, а произносившие ее — синего-рами, по аналогии с уголовными обвинителями. Этим способом достигалась двоякая цель: принцип личной защиты оставался в полной силе, и в то же время была допущена судебная помощь со стороны лиц, которые в деле не участвуют. Нет никакого сомнения в том, что суды не сразу допустили такой обход закона. Естественней всего предположить, что вначале к защите сторон стали допускать только лиц, связанных с ними узами кровного родства. По истечении некоторого времени эта привилегия была распространена на друзей тяжущихся, а затем и на всех посторонних лиц. Законы Солона, установившие принцип личной защиты в суде, были изданы в начале VI в. Наряду с сочинением логографии возникла устная защита, сначала в виде родственной адвокатуры, а затем — в виде договорной. Хотя логографы существовали до последних лет греческой независимости, тем не менее не­которые факты показывают, что устная защита постепенно вытеснила «не­мую». Известно, что первый профессиональный логограф Антифон никогда не говорил на суде, а только писал речи для тяжущихся. Его современник Лизий, судя по его речам, выступал всего 23 раза в качестве защитника дру-

28

зей и родных. Однако уже ораторы последнего периода, а именно Демосфен, Эсхин и Гиперид, наряду с сочинением речей для тяжущихся занимались и устной защитой и, притом, не только друзей, но, как мы видели, и посто­ронних лиц. Нет никакого сомнения в том, что логографии со временем были бы вытеснены устными речами синегоров и что единственной формой ад­вокатуры осталась бы устная защита. Точно так же весьма вероятно, что в силу жизненной потребности появился бы особый класс профессиональ­ных адвокатов.

Говоря о греческой адвокатуре, следует остановиться на том уже указан­ном раньше обстоятельстве, что греческая адвокатура была связана более с ораторским искусством, чем с правоведением. Это объясняется разными причинами. С одной стороны, греки вообще не отличались способностью к юриспруденции, которая была у них мало развита, а с другой — будучи на­родом в высшей степени художественным, они ревностно предавались изуче­нию всяких искусств и, между прочим, ораторского. Если еще принять во внимание простоту и общедоступность законодательства, устность и гласность судопроизводства перед обширной народной аудиторией, то станет вполне понятен тот факт, что все известные нам профессиональные синегоры были ораторами или, другими словами, что только ораторы, привыкшие говорить перед народом по политическим делам, исполняли обязанности адвокатов.

Юридических познаний от них не требовалось. Конечно, некоторые из них были хорошо знакомы с законами, но тем не менее на первом плане стояло красноречие. Другая, еще более примечательная особенность грече­ской адвокатуры заключается в том, что тяжущиеся и их защитники не всегда могли говорить в суде столько, сколько им казалось нужным. Как это ни странно, тем не менее прения сторон были ограничены по времени. Такое ограничение существовало исключительно для наиболее важных дел. Время определялось водяными часами, носившими название клепсидры. По этой-то причине все дела разделялись на «.дела с водою» и «дела без воды». Для разных дел полагалось разное количество воды, смотря по большей или меньшей важности процесса. Но так как устройство клепсидры в точности неизвестно, то нет возможности определить среднюю продолжительность судебных прений. Можно только сказать, что каждой стороне предоставля­лось определенное количество воды, невзирая на то, сколько ораторов вы­ступало в ее защиту. Течение воды приостанавливалось во время допроса свидетелей и чтения документов или законов. Несомненно, что применение клепсидры было вызвано многоречивостью ораторов, но нет сомнения и в том, что ограничение прений определенным временем было несправедливо, нецелесообразно и вредно для защиты.

29

МОДУЛЬ 1

Таким образом, главной особенностью греческой адвокатуры является то, что деятельность адвоката в большей степени была связана с ораторским искусством и в меньшей — с правоведением; ограничение по времени на речь в суде (чем сложнее дело, тем меньше времени для выступления). Сами ораторы зачастую конкурировали с параклетами, превознося нравственные качества своего клиента. Вообще, они не стеснялись в средствах защиты: они умоляли судей о помиловании подсудимого, приводили с собой его детей, родных и друзей, которые своими слезными просьбами должны были смягчить строгость суда, прибегали к разным театральным выходкам.

В пылу ораторского увлечения адвокат не щадил ничего: ни доброго имени своего противника, ни чести его жены и матери, ни скромности слу­шателей. В гражданских делах адвокаты были еще более или менее сдер­жанны и умеренны. Если античный принцип «самопомощи» не дозволял тяжущемуся приводить в суд своего адвоката, который бы вполне заменил его в прениях, то каким образом могло быть разрешено сторонам не являть­ся лично, а присылать вместо себя кого-либо другого? Это было бы явной непоследовательностью, прямым нарушением основного принципа, и дей­ствительно, мы видим, что греческое право допускало судебное представи­тельство только в виде исключения, в случаях настоятельной необходимости. Известны два вида представительства: законное (или необходимое) и сме­шанное. Поскольку право искать и отвечать на суде принадлежало только лицам право- и дееспособным, а женщины и несовершеннолетние не вхо­дили в число этих лиц, то они должны были действовать в суде с помощью своих опекунов, которыми были: отцы, мужья, старшие братья и другие родственники. Точно так же страдающих умственными или физическими недостатками заменяли их родственники. Но за сирот как лиц, не имеющих естественных опекунов, могли заступаться даже посторонние. Следователь­но, первичные признаки и форма адвокатуры зарождаются в виде частно­правовой деятельности.

Отмечается, что сословия адвокатов не существовало, поэтому, не может быть и речи о какой-либо организации этого института или о правилах для подготовки и принятия в число адвокатов. Существовали определенные ограничения в отношении синегоров.

Итак, особенностями развития греческой адвокатуры можно назвать такие: 1) профессия адвоката в период написания Платоном «Законов» уже существовала; 2) Платону были известны факты бесчестных выступлений адвокатов из корыстных мотивов; 3) услуги адвокатов имели платный ха­рактер; 4) от выступления адвоката зависело достаточно много, чем можно пояснить требование смертной казни за бесчестность выступления; 5) осо-

30

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

бого сословия адвокатов в Греции не существовало; 6) ораторское искусство вытесняло необходимость правовой обоснованности в судебном выступле­нии греческих адвокатов.

Столкновение противоречивых интересов, стремление к самосохране­нию в условиях несовершенного законодательства в неразвитых правовых отношениях в обществе формируют у адвокатов, наряду с позитивными профессиональными приемами работы, большое количество негативных, что мы можем видеть в период Греческой и ранних стадиях Римской респу­блики.

В результате этого частная адвокатура получает внутренний моральный распад, утрату доверия, формирует класс «ремесленников от юриспруден­ции». Партикулярная (particular — лат. небольшая часть, неофициальный) адвокатура даже опасна для общества, вредна целям правосудия и не нуж­на субъектам правоотношений.

Защита в Древней Греции была бесплатной, а вместо оплаты защитник вправе был ожидать другого, не денежного вознаграждения — высокого уважения и почета в обществе. Источники свидетельствуют, что первым защитником, который получил гонорар, был Антипдон. Но со временем его примеру последовали и другие. Вот так оплата работы защитника в суде стала обычным явлением.

Римскую адвокатуру считают прародительницей современной адвока­туры. Происхождение самого термина «адвокат» связывают с возникнове­нием в Древнем Риме легисакционного судебного процесса (legis ast-sones — законные действия). Сразу же отметим, что понятия адвокатура и предста­вительство уже в этот период понимались как два различных института, что не дает нам оснований для их изначального отождествления, хотя мы отдельно к проблеме представительства в контексте нашего исследования адвокатуры ниже еще не раз обратимся. Имеются достаточные основания преодолеть сомнения в том, что профессия с таким наименованием обрела официальный статус на территории Римской империи, где основным языком была латынь, и это занятие было связано прежде всего с судом, а его содер­жание заключалось в предоставлении помощи в виде консультирования и защиты с использованием юридических знаний.

Изучение литературных источников свидетельствует о том, что в респуб­ликанский период в Риме лицо, выполнявшее адвокатские функции, харак­теризовалось определенными критериями, которые определялись соответ­ствующим менталитетом общества. После периода недоверия к греческому риторическому опыту римское общество тем не менее стало его усваивать, перенимая все виды красноречия и основные типы речей (торжественные,

31

МОДУЛЬ 1

политические, судебные). В ранний период развития римского государства рассмотрение дел осуществлялось по принципу частной саморасправы. Но на смену ему приходит легисакционный судебный процесс. Рассмотрение дела проходило две обязательные стадии: 1) у претора; 2) в суде. Именно этот процесс и дал импульс для возникновения адвокатуры.

Институт патроната был следующим этапом после родственной правозащиты и многое в отношениях между патронами и клиентами стро­илось так же, как и в родственной адвокатуре. Клиент избирал себе в патро­ны кого-либо из кровных свободных граждан Рима — патрициев и записы­вался в род, получая право называться родовым именем. Только патриции допускались к участию в общественных мероприятиях, управлению госу­дарством, отправлению правосудия и защите в судах интересов своих кли­ентов. Клиент обязан был относиться к своему патрону с уважением, ока­зывать ему услуги, брать участие своим имуществом в уплате долгов и иных выплат. Патрон же в свою очередь обязан был всецело протекционировать своего клиента и защищать его интересы в суде. По сравнению с граждан­ским правом первичное римское уголовное право было развито недостаточ­но. Это проявлялось в сохранении институтов и представлений доистори­ческого времени. Так, дела об убийствах и прелюбодеяниях рассматривались в суде исключительно по заявлению заинтересованной стороны, хотя такие особенности имели скорее процессуальный, чем материальный характер.

С появлением писаного права «ЗаконовXII таблиц» роль патрициев как правоведов существенно возросла. Знание законов стало общедоступным, но практическое осуществление юридической деятельности осталось в руках патрициев. Главная причина— начертанные на медных досках законы были только сводом морального права и они могли быть широко известны. А про­цессуальные нормы, которые складывались из дней и времени, когда можно осуществлять правосудие, а также пользование исковыми формулами, не было обнародованы и составляли предметную тайну коллегии жрецов, чле­нами которой могли быть только патриции. Поэтому истцы не могли обой­тись без помощи патрициев. Только опубликование Флавием (V в.), а затем Элием (IV в.) таблиц приемных дней и исковых формул нанесло последний удар по юридической монополии патрициев. Изучение и применение права стали доступными для всех желающих и адвокатура превратилась в свобод­ную профессию.

Когда патронат распался, юридическая профессия стала развиваться по двум направлениям: одни юристы, не владеющие красноречием, занялись исключительно юридическим консультированием, а другие, хорошие орато­ры, отдали предпочтение адвокатуре. Таким образом, в Риме совмещались

32

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

две «специализации» будущей единой адвокатской профессии: юрисконсульт-правознаток— патриции (бесплатно разъясняли законы, давали юридиче­ские советы, составляли соглашения в поддержку выступающих непосред­ственно в суде адвокатов) и адвокат-патрон (защищали в суде, но с писаным правом знакомы были меньше юрисконсультов, поэтому иногда в суде им нужны были такие помощники).

Иногда даже судьи советовались с юрисконсультами до вынесения ре­шения и при этом ссылались на авторитет законника (прагматика). Подчас адвокатами назывались обычные свидетели. Но в целом этот термин стал употребляться для обозначения родных и друзей истца.

Суд производился вначале по праздничным дням в помещении центу-риатных комиций, а позднее — на центральной площади в месте, называемом форумам, со времен Цезаря — в помещениях с портиками (базиликах). По древнему обычаю каждой стороне дозволялось иметь только одного адво­ката, но впоследствии их число можно было увеличивать. Иногда количество адвокатов доходило до двенадцати с каждой стороны. Когда защита клиента перед судом входила в обязанности его патрона из числа патрициев — выс­шего сословия граждан, — за эту защиту не давалось никакого вознаграж­дения, кроме тех услуг, которые клиент по обычаю был обязан оказывать своему патрону. Со временем законоведение стало делом сложным и труд­ным для усвоения и пользования, что сказалось на вознаграждениях судеб­ного защитника в виде подарков или денег.

В республиканский период Рима в адвокатской деятельности существо­вали две основные традиции: 1) молодые патриции — граждане Рима, же­лающие посвятить себя адвокатской деятельности, приходили на Форум в сопровождении важных государственных персон, которые протежировали им в получении желаемого статуса; 2) гонорарная практика не позволяла адвокату брать оплату за осуществление гражданского представительства или защиты от обвинения вперед, до рассмотрения дела в суде; только после решения суда адвокат имел право на вознафаждение в виде подарка или мог сам определять размер вознаграждения; в случае спора, учитывая сложность дела, сумму определял суд. Законом Цинция в 204 г. было вообще запре­щено брать вознаграждение за ходатайства по делам, но с ним мало счита­лись, поскольку не было определено наказание за такое нарушение, а также в силу того, что, по общему мнению, адвокаты имели право на вознаграж­дение уже только потому, что посвятили себя специальному изучению юри­спруденции.

Но самые щедрые вознаграждения приходятся на республиканский период — до 1 млн и более сестерций. При императоре Константине был

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

установлен высший предел вознаграждения в 10 тыс. сестерций, в то время как Август пытался запретить вознаграждение, получаемое от клиента. В 549 г. в Риме было принято постановление de donis ас muneribus, которое было призвано покончить с злоупотреблениями адвокатов в вопросе получения ими непомерно высоких гонораров. Окончательно денежное вознаграждение было легализовано в период, когда адвокатура превратилась в профессию, асами адвокаты стали объединяться в специальную корпорацию. Адвокаты имели ряд привилегий: льготы по оплате различных налогов и освобождение от военной службы. А дети адвокатов поступали в адвокатуру «без очереди», по старшинству (status).

На следующем этапе развития адвокатуры осуществляется переход к простому объединению профессионалов, за которым со стороны судебной власти устанавливаются ограниченный контроль и определенная правовая цензура, хотя авторитет знатоков права получил признание и со стороны официальной власти. Со временем они не только руководили ведением дел в суде, не только давали советы, но к редактировали формулярные акты.

Император Август стал практиковать предоставление отдельным из­вестным юристам права давать официальные консультации по его поруче­нию. Консультации (ответы) юристов имели такую же силу, как и собствен­ные императорские толкования, т. е. были обязательными.

В период поздней Римской республики и Римской империи организация адвокатуры была основана на обычном объединении юристов и ограничена узким кругом вопросов. К сожалению, у нее не было значения публичности и общественных полномочий. В этот период адвокаты придерживались определенных морально-этических правил, которые регулировали их взаи­моотношения с клиентом, судом, противоположной стороной в процессе. В период империи редко допускались более двух или трех адвокатов с каж­дой стороны. Если у обвиняемого не было адвоката, ему назначали защит­ника сами судьи. Именитые адвокаты защищали не только людей состоя­тельных или знатных, но и самых обыкновенных, даже находившихся на низшей социальной ступени граждан. Адвокатам рекомендовалось ответ­ственно относиться к выбору гражданских дел, но в уголовных делах ника­ких препятствий для участия адвокатов не было.

Перед участием в очередном деле адвокаты давали присягу на Библии. В это время адвокатура фактически приравнивалась к государственной службе. К адвокатской деятельности допускал высший административно-судебный чиновник провинции или города. Дисциплинарный надзор за ад­вокатами осуществлял правитель провинции. Отметим, что в период импе­рии профессия юриста, особенно адвоката, получила корпоративное оформ-

34

ление, а состав адвокатуры определялся специальными императорскими списками.

Адвокатами не могли быть: несовершеннолетние; лица с физическими недостатками (немые, глухие); лица, лишенные гражданских прав; женщи­ны. Кандидат в адвокаты должен был окончить пятигодичный курс обучения в юридической школе и сдать экзамены.

Адвокаты заносились в список по префектурам в порядке их допуска к работе (rotula). Первый в таком списке назывался старшиной (primas). Адвокаты делились на: а) штатные (могли выступать во всех судах) и б) заштатные (могли выступать только в нижних судах).

За серьезные профессиональные нарушения (измена клиенту, вымога­тельство больших гонораров, клевета) на адвокатов правителем провинции могло быть наложено взыскание: а) штраф; б) запрещение заниматься адво­катской деятельностью на время; в) исключение из списка адвокатов на­всегда. Перед рассмотрением каждого дела адвокат принимал присягу. В ходе судебного заседания адвокат был обязан воздерживаться от оскорбительных выпадов и сознательно не препятствовать процессу.

Малообеспеченным гражданам Рима гарантировалось бесплатное уча­стие адвоката по назначению. Причем по уголовным делам участие защит­ника было обязательным. Если сторона не имела защитника, то претор та­кого защитника назначал. За отказ от «защиты по назначению» адвоката могли запросто исключить из коллегии. Хотя следует отметить, что долж­ность адвоката приравнивалась к государственной службе. Невыполнение такого решения для адвоката грозило исключением из коллегии.

При Юстиниане адвокатура получила еще большее развитие. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что Юстиниан запрещал адвокатам при­нимать к своему производству так называемые «злые дела». Дисциплинар­ный надзор за адвокатами осуществлял суд. Мы видим, что административ­ное подчинение подорвало свободный дух адвокатуры.

Немало вреда принесли адвокатуре Рима подпольные правовые совет­ники, так называемые рабулисты, которые своим непрофессионализмом окончательно подорвали авторитет адвокатов. Общество свое недовольство рабулистами легко переносило на весь институт адвокатуры.

Одежда адвокатов состояла из белой тоги, которая в течение опреде­ленного времени была общей одеждой для всех римских граждан. Граждане низших сословий стали носить ее со времени цензорства Катона, а в конце республиканского периода ее носили только сенаторы и всадники. В период империи тога превратилась в принадлежность судей и адвокатов.

Продолжительность словесных прений со временем менялась. Помпеи установил, что обвинитель в уголовном процессе не должен говорить более

35

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

двух часов, а обвиняемый — более трех часов. При Марке Аврелии адвока­там давали очень много времени для речей, но впоследствии ограничили их условием не злоупотреблять этой свободой с целью увеличения гонорара. Например, известно, что в процессе Марка Приска его защитник Плиний, излагавший дело перед сенатом, говорил на протяжении семи часов.

О нравственном состоянии адвокатуры можно сказать весьма немногое вследствие скудности материалов. Несомненно, что в первое время, когда она составляла привилегию патрициев, ее окружал ореол почета и славы. Патри­ции, привлекаемые к этой профессии не материальными расчетами, посколь­ку они и без того были богаты, видели в ней только благородное поприще, на котором они могли выдвинуться и проявить свои дарования. Наиболее вы­дающиеся политические деятели республики были адвокатами.

Суровый цензор Катон часто выступал не только как обвинитель, но и как защитник. В императорский период при общем падении нравов, раст­левающем влиянии цезаризма адвокаты, менее чем какой-либо другой класс общественных деятелей, были в состоянии поддерживать завещанные им патронатом принципы честности и бескорыстности.

Организация римской адвокатуры имела две крайности: 1) в республи­канский период она была абсолютно свободной профессией, когда любой человек, если он обладал знаниями и умением, мог оказывать другим граж­данам юридическую помощь; 2) в период империи базировалась на противо­положных принципах: свобода профессии была ограничена, а представите­ли превратились из ораторов в чиновников.

Сущность римской адвокатуры определяли такие критерии: 1) адвокат — это профессиональный юрист, т. е. человек, который знает законы и имеет опыт ведения гражданских и уголовных дел; 2) адвокат не являлся государ­ственным служащим и жил за счет оплаты его труда клиентами, т. е. людьми, которые приглашали его для оказания правовой помощи; 3) адвокат действо­вал только в интересах клиента — лица, которое пригласило его для ведения дела; 4) адвокат руководствовался законами по месту исполнения профес­сиональных обязанностей; 5) адвокат придерживался правил этики, нарабо­танных практикой и корпусом юристов, по месту исполнения своих про­фессиональных обязанностей.

Римская империя знала блестящую цивилизацию и римский гений соз­дал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире, в чем мы убедились, рассматривая эти достижения в предыдущем параграфе. Мы увидели, что Рим создал все предпосылки для возникновения и развития профессии «адвокат». Но вследствие определенных социально-исторических

36

факторов (расцвет тирании, нападения варваров, упадок и падение Рима) в этом временном промежутке не произошло объединения людей данной профессии в сообщество по профессиональным признакам. Стало быть, в Риме были адвокаты, но не было адвокатуры. Как же развивалась адвока­тура с начала тысячелетия до XIII в.?

Итак, рассмотрим модели адвокатуры, которые сформировались в сред­ние века. Для этого предлагается изучить три отдельных звена — восточную, континентальную и британскую традиции адвокатуры.

Восток не представлял собой единого целого: различными были исто­рические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более мо­лодых, которые появились к VI—VIII вв. н. э. (арабской и японской).

Особой устойчивостью отличалось китайское феодальное право, в фор­мировании и применении которого огромную роль сыграло учение Конфу­ция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил морали признавалось тяжким преступлением. Не один раз предпринимались попытки кодификации права. Самым известным является свод законов Таньской империи (VII в.).

Японское феодальное право развивалось под воздействием китайского права. Первый японский свод «Ста законов», который вышел в 1742 г., вклю­чал нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В средневе­ковой Японии были распространены нормы обычного права. Правовые нормы впервые были записаны в 604 г. в Конституции Сетоку-тайси и име­ли характер наставлений и моральных заветов. Среди источников права широко представлено нормотворчество императоров в виде указов, имевших более самостоятельный характер, и постановлений, которые издавались в развитие административных и уголовных законов. Указы объединялись в сборники, и в 927 г. был создан Сборник постановлений периода Энги, вступивший в действие в 967 г. Японский феодальный свод «Ста законов» содержал основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Необходимо отдельно отметить, что нормы права подчинялись госу­дарственной идеологии конфуцианства. Уголовное право распространяло свои нормы на представителей буддистской церкви.

В Арабском халифате до середины VIII в., хотя судебный процесс и был публичным, ни прокуроров, ни адвокатов не было. Не находим мы упоми­наний об адвокатах и в средневековой Индии.

В Центральной Европе, начиная с XVI в., большинство германских племен уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII в., охватывая нордические и славянские племе­на, т. е., в это время в Европе применялись «законы варваров», которые ре-

37

МОДУЛЬ 1

ОШПАЯ ЧАСТЬ

гулировали только незначительную часть общественных отношений. В мра­ке позднего Средневековья общество вернулось к более примитивному со­стоянию, где господство права прекратилось. Христианское общество осно­вывалось скорее на идеях братства и милосердия. Немецкая пословица XVI в. гласит: «Юристы — плохие христиане». С учетом ситуации, которая с V в. н. э. сложилась в общественном развитии, принципы организации адвокатуры претерпевают определенные изменения, в частности в отношении допуска к этой профессии.

В период Византии средневековая ступень развития цивилизации осно­вывает новые судебные системы: каноническую (инквизиционную), след­ственную (розыскную, тайную) и суд государственных чиновников. При них адвокатура фактически превращается в государственное учреждение. По­является зависимость от официальной власти суда, прокуратуры, магистра­туры. В конце VII—XII вв. адвокатура становится замкнутой государственной организацией. Фиксированная заработная плата, тотальный контроль за методами защиты и профессиональной деятельностью характеризуют ее неверную форму организации, при которой она утрачивает свое прикладное значение. Но в дальнейшем демократические преобразования государствен­ного управления все же возвращают правозащитную деятельность к базису общественного характера. Так, с середины XI в. в юридических школах Италии (в Павии, Вероне, Нонантоле) начали изучать римское право, со­здаются учебники права, общие обзоры исков, фрагменты комментариев к конституциям Юстиниана. Основным методом анализа римских источни­ков была экзегеза, которая совершалась путем написания между рядков или на полях оригинала коротких примечаний или пояснений отдельных слов — глосс. Со временем творчество школы глоссаторов себя исчерпало, ей на смену пришла школа постглоссаторов (или комментаторов), которая про­существовала до начала XVI в.

Судопроизводство в Риме (XII—XIV вв.) осуществлял сам епископ или назначенный им «официал», которому помогали нотариусы, секретари, ад­вокаты, судебные исполнители, заседатели и другие чиновники.

Отметим основные черты процесса в церковных судах: 1) гражданский иск начинается исключительно с подачи письменной жалобы; все возраже­ния ответчика — тоже письменно; 2) все показания — под присягой (устные и письменные); 3) стороны могли иметь адвокатов, которые в отличие от классического римского и варварского права выступали как юридические представители своих клиентов, а не просто как их помощники или советни­ки; 4) допускалась двойная процедура: 1-ординарная, которая была торже­ственной и формальной; П-суммарная — простая и ориентированная на

38

право справедливости, не требовала адвоката, письменных доказательств и письменных допросов.

В развитии германского права важную роль сыграли местные системати­зации норм обычного права: «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», «Франкское зерцало». История адвокатуры в Германии достаточно давняя. Так, еще до христианского периода на этих землях уже использовался термин advokatio (vogtei). Но уважением со стороны государственной власти адвока­тура не пользовалась. Начало зарождения адвокатуры положило духовенство. Именно священники для защиты своих прав в судах нанимали образованных людей, которые знали обычаи, порядок судебного рассмотрения дел, правовые нормы. Уже в законодательных актах 799,802,803, 805 гг. встречаются нормы об адвокатах, но, конечно, терминология названий защитников была разной. С 1555 г. была предусмотрена присяга адвокатов, а с 1654 г. в ее текст внесены требования о соблюдении адвокатом морально-этических норм. В то же время любой человек мог получить право на занятие адвокатской деятельностью.

Внутренней организации адвокатуры не было (коллегий, союзов и т. п.) В судебной практике Германии с 1495 г. основан Императорский суд, по­ловина состава которого состояла из «докторов права» (ученых-правоведов из университетов). С этого времени в судебную практику стали активно привлекаться ученые права из университетов для консультаций. То есть фактически университетам было предоставлено право «официальных кон­сультаций», которые были созданы при юридических факультетах по об­разцу судебных коллегий и состояли из профессоров права данного универ­ситета. При сомнении в правильности своей позиции суд имел право на­править материалы дела в такую комиссию, которая давала свой вывод, впоследствии становившийся фактически судебным решением. Функции защитника, по «Каролине», сводились лишь к оказанию помощи в состав­лении письменных ответов на представление доказательств со стороны обвинения, а также при составлении прошений. В Германии существовала такса юридических услуг, за нарушение которой адвокат лишался права практиковать и совместно с клиентом, который переплатил, подвергался штрафу, а иногда — телесному наказанию.

В V в. Галлия была завоевана франками. Вначале ее юридические учреж­дения не подвергались никаким изменениям. Адвокатура тоже продолжала существовать в прежнем виде. Бургундский закон запрещал адвокатам по­лучать гонорар. В капитуляриях Карла Великого содержатся постановления об адвокатах. Но с распадом монархии Карла Великого и развитием феода­лизма отправление правосудия, а вместе с тем и адвокатура стали приходить в упадок. Каноническое право содержит только несколько воспоминаний об

39

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧА(

адвокатах во Франции в самое ранее известное нам время. Сохранилось их первоначальное название — avoues. Вначале адвокаты были защитниками костелов и монастырей. И их обязанности были не всегда и не только право­вые, а первоначальные способы защиты вообще были далеки от процессу­альных. Так, до XII в. во Франции решающее значение для суда при рас­смотрении дел было проведение поединка. Процедура поединка была урегу­лирована нормами права. Декретом короля Августа (1215 г.) было предусмо­трено, что сторона вместо себя для участия в поединке может выставить другого человека. Причем для физически слабых, старше 60 лет, тяжело­больных, несовершеннолетних до 20 лет, женщин и духовенства такая за­мена была обязательной. Неявка в суд в назначенный день означала прои­грыш дела. Перед поединком на шпагах стороны давали клятву, что не будут в бою использовать заговоры и волшебство. Считалось, что защитник, ко­торый сумел защититься до появления на небе звезд, выиграл дело.

Со временем во Франции сформировалась каста людей — фехтовальщи­ков. В 1168 г. поединки вначале только по гражданским делам, а в 1386 г. — на всей территории Франции по всем, в том числе и уголовным, делам были отменены. Дальнейшее развитие феодализма, результатом которого было образование во Франции целого рода самостоятельных вассальных владений, закрепощение низшего класса и господство частных войн вместе с кулачным правом привели к окончательному падению законного порядка и правосудия. Адвокатура совершенно заглохла. Только в духовных судах, где не допуска­лись поединки, было больше простора для деятельности адвокатов. Кано­ническое право заимствовало целый ряд постановлений об адвокатуре из римского права. Оно требовало от адвокатов трехлетнего изучения канони­ческого и гражданского права, практической подготовки и ежегодного при­несения присяги.

С конца XIII в. адвокатура начинает подвергаться законодательной ре­гламентации. В 1270 г. появились знаменитые «Учреждения Людовика Святого», положившие первые основы французского судоустройства и су­допроизводства. Согласно декрету короля от 1274 г. адвокаты существовали при судах. С 1344 г. адвокаты делились на защитников и советников. Адво­катами не могли быть некатолики, подвергнутые церковному наказанию, монахи. Хотя другие духовные лица могли выступать в суде защитниками в уголовных делах. Единственным исключением для участия в делах таких лиц было «непролитие крови». Адвокатуру во всех отношениях с властью представлял декан, которого все адвокаты выбирали на один год.

Всех адвокатов делили на три категории: 1) консшиарии — наиболее опытные и уважаемые адвокаты, с которыми советовался и сам магистрат;

40

2) пропоненты — вносили процессуальные документы сторон перед судом;

3) ауатенты —лица, которые проходили стажировку (аппликацию). В те­чение XIV, XV и XVI вв. было издано около 50 указов, относящихся к адво­катуре. Рассматривать в хронологическом порядке эти отрывочные, друг друга дополняющие, изменяющие и отменяющие постановления было бы чрезвычайно утомительно и, сверх того, нерационально, ибо читатель не мог бы составить ясного представления о средневековом французском ад­вокате по одному сухому перечню правительственных распоряжений. Вви­ду этого мы предпочитаем обозреть весь законодательный и литературный материал в систематическом порядке и представить сжатую картину того состояния, в каком находилась адвокатура в позднем Средневековье.

С XIV в. в составе религиозного «братства св. Николая» (патрон юри­стов) была создана «Община адвокатов и поверенных». Депутаты, избранные ее членами, распоряжались имуществом общины, представляли ее интересы в отношениях с правительством, защищали права и привилегии своих чле­нов. Для этого необходимо было иметь диплом лиценциата прав, принести присягу и быть внесенным в список адвокатов. Практический опыт был необязателен. В 1425 г. король Генрих VI запретил рассматривать любое дело без адвоката, с которым даже громко разговаривать было запрещено, а при обращении к суду нужно постоянно было становиться на колени всем участ­никам процесса, кроме адвокатов.

При королях Карле VII и Карле VIII появляется особая группа защитни­ков — «королевских адвокатов», которые защищали в суде интересы короны. Им было категорически запрещено выступать в делах частного обвинения. При короле Эгинаре адвокаты были освобождены от уплаты многих налогов и при наличии десятилетнего адвокатского стажа практически каждый бес­препятственно, даже не сдавая экзаменов, мог занимать должность судьи. Адвокат мог ставить перед властью требование об отселении от него кри­кливых и шумных соседей, которые таким поведением мешали ему гото­виться к выполнению своих профессиональных функций.

Дисциплинарная власть принадлежала парламенту. Адвокаты, как было не раз подтверждаемо указами, входили в состав «парламентского корпуса» (le corps du Parlement) и занимали в нем место, следующее за судьями и про­курорами. Парламент имел право издавать всякого рода распоряжения, ка­сающиеся своего внутреннего устройства, а следовательно, мог регламен­тировать и деятельность адвокатуры. Сами же адвокаты подчинялись толь­ко распоряжениям парламента. В парламентских архивах сохранились от­дельные тома дисциплинарных производств о нарушениях адвокатов, из чего видно, что парламент применял к провинившимся в нарушении его поста-

41

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

новлений адвокатам следующие наказания: денежный штраф, удаление из заседания, запрещение практики и арест. Проступки адвокатов заключались в несоблюдении установленных законом и обычаем правил и нарушении парламентских распоряжений. Так, адвокатская присяга налагала на адво­катов обязанность не вести неправых или несправедливых дел. Некоторые факты свидетельствуют о том, что в средние века не все адвокаты строго исполняли это постановление. Среди них находились такие, которые были не особенно разборчивы в выборе дел. Адвокат XIV в. Гилльом-дю-Брюейль (Guillaume-du-Brueil) прямо рекомендовал своим коллегам предпочитать богатых клиентов бедным. Сам он пользовался плохой репутацией и не раз подвергался дисциплинарному преследованию. Парламент, как видно из его архивов, требовал от адвокатов аккуратного исполнения своих обязанностей И наказывал их за опоздание на заседания и за отлучку без спроса из города. Наказаниями в этих случаях были штрафы не свыше 10 парижских ливров. В случае выигрыша процесса вознаграждение адвоката взыскивалось с про­тивной стороны в качестве части судебных издержек. Обыкновенно эти издержки сильно преувеличивались, так что парламент должен был назначать одного из судей специально для проверки и уменьшения счетов, представ­ляемых тяжущимися (juee taxateur). Проверяя или определяя размер гоно­рара, парламент тоже руководствовался постановлениями римского права. Согласно Дигестам он принимал во внимание: 1) род дела (modus litis); 2) талант адвоката (facundia advocati); 3) судебные обычаи. Хотя сохранилось много сведений о суммах, которые получали адвокаты, тем не менее невоз­можно определить среднюю величину гонорара ввиду того, что он уплачи­вался не целиком, а порознь за отдельные процессуальные фазы. При коро­ле Филиппе Красивом адвокаты стали называться рыцарями законов, рыца­рями правосудия и т. п. Право на занятие судебных должностей было при­вилегией французских адвокатов в средние века, а перспектива достигнуть высших мест в магистратуре — побудительным стимулом к ревностному исполнению профессиональных обязанностей.

По образовательному уровню с 1344 г. для адвоката достаточно было иметь степень бакалавра права. С этого времени во Франции начинает при­меняться такса, которая устанавливала максимум вознаграждения; эту таксу мог определить и получить сам адвокат, но оговорив ее размер до начала процесса; если такого соглашения не было или если клиент требовал умень­шения гонорара, то его размер определялся парламентом. Адвокат мог об­ратиться с иском в суд в случае уклонения клиента от выплаты вознаграж­дения. В течение XVI, XVII и XVIII вв. французская адвокатура начинает постепенно принимать совершенно иной вид, чем тот, какой имела в средние

42

века. Между тем до XVI в. она была организована по римскому образцу, в новое время она вступает на самостоятельный путь и вырабатывает ту сословную организацию, которая существует ныне. Итак, только в 1667 г. французская адвокатура была оформлена как корпорация.

В период абсолютизма во Франции уголовное судопроизводство имело следственный (розыскной) характер, процедура которого была окончательно определена ордонансом 1670 г., где защита не допускалась, но широко при­менялись пытки.

Первые правовые сборники в Англии стали появляться в VI в. В 601-604 гг. была провозглашена Правда Етельберта. В VII в. составлена Правда Ине, в IX в. — Правда Альфреда, в XI в. — Законы Кнута. Все они отразили про­цессы социального расслоения, феодализации общества, становление госу­дарственности и влияние христианской религии. В Англии, подобно Франции, первые защитники были фехтовальщиками. Начиная с XIII в. в Англии суды в основном не имели постоянного места нахождения и поэтому их называли путешествующими. При каждом таком суде были прикреплены защитники, которые объединялись в сообщества Inns of Court. Король Эдвард I адвокатов впервые назвал barristers, указав, что из всех защитников (а их было много различных категорий) только барристеры могут защищать стороны перед судом. Кандидаты в адвокаты в Англии готовились не в университетах, как в других странах, а в самой адвокатской корпорации. Юридическое образова­ние в Англии имело ярко выраженный прагматично-прикладной характер в отличие от континентальной Европы (университет).

Молодой английский юрист получал профессиональные навыки, при­нимая участие в судебных заседаниях и их имитации в школе-гильдии, об­говаривал проблемы с более опытными коллегами. Так сформировался по­рядок допуска к адвокатской профессии: лицо, которое изъявляло желание посвятить себя адвокатской деятельности, должно было пройти восьмилет­ний курс обучения в судебной коллегии и еще через три года получало звание «внутреннего адвоката» (inner barrister), который не имел права выступать в судах. Еще через пять лет обучения «внутренние адвокаты» становились «внешними адвокатами» (outers, utter barristers) и получали право практиковать самостоятельно. Корпоративной организации не было, каждый адвокат действовал самостоятельно, независимо от коллег, и в целом особого статуса не было. А начиная с XIII в. исключительно королевскими судами в Англии было создано общее право. Король осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в споры в исключительных случаях: если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где король

43

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

решал дела с помощью своих приближенных, — это по существу суд особо знатных людей и особо крупных дел, а не обычный суд. Королевские суды не могли отправлять правосудие в качестве апелляционной инстанции по всем спорам.

Включение в «Великую хартию вольностей» 1215 г. принципа «каждый имеет право на суд равных себе» привело к формированию доказывания в гражданских делах принципом компургаци. Эта процедура имела устный и неформальный характер. «Зерцало правосудия» Эдуарда II (XIII в.) требо­вало от адвоката «посвящать все свои заботы интересам клиентов, не ис­кажать истины, поддерживать только правые дела, воздерживаться от лжи».

Среди правозащитников различали: 1) тех, которые имели право вы­ступать в королевских судах (непосредственно адвокатов), и 2) тех, которые давали консультации по правовым вопросам, но непосредственно выступать в королевском суде не могли (консультанты). Адвокаты разделялись на: 1) правовых старейшин и 2) барристеров (вначале это были ученики адво­катов — стажеры, которые стояли ниже старейшин в профессиональной иерархии). Консультанты делились на: 1) атторнеев (выступали в местных судах общего права); 2) солиситоров (выступали в суде Канцлера); 3) про­кторов (вели дела в церковных и морских судах). Такое разделение суще­ствовало до 1875 г., когда была проведена реформа, после которой осталось разделение адвокатов на барристеров и солиситоров.

Некоторые авторы указывают, что на высшем уровне в иерархии нахо­дились старшие адвокаты, которые имели право выступать представите­лями в Суде общих тяжб. Рангом ниже стояли apprentices-at-Iaw. Перевод этого термина «начинающий, подмастерье» не является адекватным, по­скольку речь все же идет об опытных работниках, чья квалификация лишь незначительно уступала старшим адвокатам. Следующим был барристер младший адвокат. В этом случае приведенная интерпретация термина вы­ражает реальное состояние дел. Затем идет многочисленная группа юристов, которая называется атторнеи. Появившиеся в это же время солиситоры {solicit — с англ. вести дело, беспокоиться) выполняли канцелярскую рабо­ту по поручению землевладельцев и оказывали соответствующие услуги атторнеям. Особое, «внеступенчатое» положение в английской средневеко­вой адвокатской иерархии занимали прокторы — юристы, которые вели дела в церковных судах и занимались всеми делами, связанными с морем. В XIII в. создаются первые четыре «судебные коллегии», в которые и сегодня объеди­нены в единую корпорацию практикующие юристы — судьи и адвокаты. С XIV в. все юристы-практики объединялись в многочисленные самостоя-

44

тельные корпорации, или гильдии (Inns of Court), из которых четыре сохра­нены и сейчас: 1) школа-гильдия Линкольна; 2) школа-гильдия Грея; 3) Внутренний Темпл; 4) Средний Темпл. Руководство такой юридической гильдии находилось в руках старейшин (benchers) — более старших по воз­расту и опытных юристов. На протяжении XVI в. противоречия между барристерами и атторнеями постепенно увеличивались, хотя обе профессии продолжали существовать в рамках одной гильдии.

Барристеры были не столько представителями одной из сторон в суде, сколько знатоками права; они отказались от технических обязанностей, связанных с ведением судебного процесса, и рассматривали прямой контакт с клиентом нежелательным, а взыскание через суд гонорара поступком, ко­торый противоречит адвокатской этике. Атторнеи же вступали в прямой контакт с клиентом, принимали участие в подготовке процесса, сборе фак­тического материала и в конце XVI в. были исключены из гильдии. В 1778 г. Закон о совершенствовании регулирования атторнеев и солиситоров раз­решил вопросы о принятии в корпорацию атторнеев и солиситоров и ис­ключения их из корпорации. В 1739 г. атторнеи и солиситоры создали «Об­щество джентельменов, которые практикуют в судах общего права и пра­ва справедливости». Эта организация стала предшественником «Юридиче­ского общества» профессгюначьной организации солиситоров Англии. Как видим, на Европейском континенте адвокаты уделяли основное внима­ние установлению прав и обязанностей субъектов (норм материального права), а английские юристы были сосредоточены на вопросах процедуры (процессуальных требований). Средства судебной защиты предшествуют праву: процедура прежде всего. С самого начала общее право сводилось к определенному числу процессуальных форм (видов иска), в рамках которых можно было получить решение, но никогда нельзя было точно знать заранее, каким оно будет. Основная проблема состояла в том, чтобы королевский суд принял дело к рассмотрению, а затем довел его до конца сквозь дебри фор­мализованной процедуры. Существенные изменения в средние века пре­терпела адвокатура в уголовном процессе. В это время публичный и общий процессы начали преобразовываться в тайный и инквизиционный, что огра­ничивало участие адвокатов в уголовном процессе. Например, во Франции только лишь согласно указу короля Франциска I от 1539 г. участие адвоката в процессе разрешалось только по специальному разрешению суда.

К адвокатам-нарушителям применялись такие наказания, как денежный штраф, удаление из заседания, запрещение практики и арест.

В средневековой Англии адвокатская корпорация приобрела характерные черты, существенно отличающие ее от адвокатских сообществ в других странах.

45

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрим дальнейшее становление адвокатуры, в частности период XVI-XIX вв., на протяжении которого адвокатура постепенно приобретает иную форму. В это время она становится самостоятельной организацией, которая существует и в настоящее время. В 1873 г. в Австрии, а в 1876 г. в Германии адвокат мог участвовать на предварительном следствии. Со­гласно уставу 1876 г. германские адвокаты объединились в адвокатскую камеру (коллегию) во главе с выборным советом. А во Франции — по за­кону 1897 г., но при условии, что арестованный просит об этом. При этом адвокат мог присутствовать на допросах, но вопросы задавать не мог.

Основателем учения о судебном представительстве как самостоятельной юридической профессии стал знаменитый французский юрист Фридрих-Карл Савиньи, издавший в 1851-1852 гг. два тома обязательственного права, где указывалось о новом виде обязательства по договору — судебном пред­ставительстве. Если Франция могла что-либо заимствовать из них в этом отношении, так только идею судебного представительства. Но форму и ор­ганизацию его французскому праву пришлось вырабатывать самостоятель­но, из чего есть все основания заключить, что именно во Франции впервые возникает классификация адвокатских профессий. Одна из них определяет­ся как правовая защита, другая — как судебное представительство.

Во Франции права и свободы человека и гражданина были провозгла­шены в главном юридическом документе Французской революции — Де­кларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1789 г.

После революционной эпохи в 1822 г. в тексте присяги адвоката были внесены изменения в силу исторических и политических событий, которые произошли в стране. К этому времени «община адвокатов и поверенных» распалась, а органом самоуправления стали комитет или совет. Хотя еще в 1789 г. революционное правительство декретировало участие защите в предварительном следствии. Правда, Наполеон I в 1808 г. лишил француз­скую адвокатуру этого права и только в 1897 г. оно было ей возвращено.

В Германии количество адвокатов было установлено государством. Дис­циплинарный надзор за их деятельностью осуществлял апелляционный суд. Фридрих Великий был открытым врагом адвокатуры, он называл адвокатов «пиявками» и фактически провел огосударствление адвокатуры, предложив вместо адвокатов государственных чиновников — правовых комиссаров, которые просуществовали до 1849 г., фактически подтвердив полную оши­бочность такого решения. Кстати, представителей, которые получали за выполненную работу не гонорар, а оплату за услуги, часто называли про­кураторами. 46

Права человека в сфере уголовного судопроизводства, в частности право обжалования в суд незаконного ареста, были закреплены в юридическом до­кументе Английской революции «Habeas Corpus Act» в 1679 г. Некоторые политические права граждан получили свое отражение в английском Билле о правах 1689 г. В Англии «судебные коллегии» превратились в самоуправ­ляемые общины с выборными старшинами. Членами таких общин могли быть как адвокаты, так и кандидаты. Старшины присваивали кандидатам звания адвокатов и лишали их за проступки, следили за дисциплиной и ведали всеми делами общины. В Англии до XIX в. участие адвокатов в судебном рассмо­трении играло определяющую роль в возможном результате: сформулировать вопросы, какие будут поставлены перед жюри, при участии которого рассма­тривались все иски до 1856 г. В 1875 г. атторнеи, солиситоры и прокторы объединились и все стали называться солиситорами. Таким образом, утверж­дался интеллектуальный и социальный перевес барристеров.

В конце XIX в. порядок допуска в адвокатуру в ряде европейских стран был несколько изменен. Так, в Англии требования к кандидату были сле­дующие: наличие высшего юридического образования; прохождение у ад­воката практики не менее трех лет, а для лиц, которые не имели высшего юридического образования, — пяти лет; уплата взноса в сумме 1 500 фунтов стерлингов. После этого кандидата вписывали в список барристеров. И толь­ко после шестнадцатилетней практической работы барристером канцелярия готовила представление на утверждение за этим барристером звания Serjant of Law. До 1875 г. частные лица не могли обращаться в королевские суды. Они должны были просить о предоставлении им такой привилегии, что королевская власть делала лишь при наличии достаточных оснований. Обычно тот, кто просил об этом, обращался к канцлеру — высшему долж­ностному лицу Короны — и просил о выдаче предписания (writ) суду рас­смотреть дело при условии оплаты канцлеру судебных издержек. Кроме того, можно было обратиться с жалобой (querela, billa) прямо в суд.

Некоторые предписания были просто отражением судебной практики, основанной на жалобах. Со временем круг исков расширился и они получи­ли разные специальные названия в зависимости от фактических обстоя­тельств, обусловивших их судебное рассмотрение: иск о возмещении вреда вследствие неисполнения обязательств, иск о прекращении незаконного владения и т. п. Процессуальные формы в королевских судах варьировались от вида иска. Каждому соответствовала отдельная процедура, определявшая последовательность процессуальных актов, представительство сторон, по­рядок представления доказательств, способ исполнения решений. Например, для рассмотрения некоторых дел допускалось такое доказательство, как

47

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

присяга: иск отклонялся, если определенное число свидетелей под присягой заявляли, что ответчик заслуживает доверия. По одним искам дело могло быть решено в отсутствие ответчика, а по другим — нет. Наиболее часто использовалась процедура, установленная для иска о правонарушении

(trespass).

В шотландских судах большим авторитетом пользовались «право-знатоки-основатели», примерно десяток шотландских авторов, которые в 1680-1870 гг. в своих работах систематизировали и завершили создание шотландского права (Стер, Маккензи, Эрскин и др.). Благодаря этому тра­диция права в Шотландии сохранила особые черты, которые говорят о при­надлежности к римскому праву, а с этим — и самобытность.

Во Франции в соответствии с указом 1822 г. требовалось наличие трех­летнего практического стажа или пятилетняя стажировка. В Германии устав 1878 г. установил трехлетнюю практическую подготовку к самостоятельной работе.

Была изменена и гонорарная практика. Следует отметить, что в рассма­триваемый период различали оплату за работу адвоката и гонорар, который как добровольная сумма ничего не имел с выполненной адвокатом работой. Поэтому правительственные документы запрещали требовать от клиента гонорар. Но 16 февраля 1807 г. Наполеон Бонапарт установил специальные тарифы за выполнение адвокатских услуг. Однако адвокаты это распоряже­ние не выполняли, в связи с чем 14 декабря 1810 г. их обязали в договорах о предоставлении услуг обязательно указывать размер гонорара. Но и это требование адвокаты проигнорировали.

В сооответствии со ст. 1597 Кодекса Наполеона адвокатам было катего­рически запрещено приобретать права на недвижимость, которая была предметом судебного спора, где адвокат был представителем стороны. Такие соглашения признавались недействительными. Защитникам запрещалось принимать необоснованные гонорары, например, в зависимости от резуль­тата рассмотрения дела (!). В таких случаях действовал принцип римско­го права pakta de quota litis {гонорар, полученный нечестным путем). Как во Франции, так и в Англии вознаграждение за защиту в суде или оказание юридической помощи перестало быть платой за личную услугу, а менялось на почетный подарок, который нельзя было ни предварительно оговаривать, ни требовать при судебном взыскании. Клиент, выплатив гонорар, не мог требовать его возвращения. По германскому закону 1879 г. гонорар опреде­лялся как по договоренности, так и согласно таксе. В США и Канаде гонорар оговаривался в договоре, на основании которого адвокат мог обратиться к клиенту с иском. С 1807 по 1812 г. сэр Ромильи, один из знаменитейших

48'

адвокатов своего времени, внес в Палату депутатов несколько биллей об отмене смертной казни за разные виды воровства и в доказательство привел целый ряд доводов. Однако это предложение после рассмотрения поднятого вопроса специальной комиссией в 1819 г. принято не было.

Получило дальнейшее развитие организационно-структурное построе­ние адвокатской корпорации. Так, в США согласно закону 1871 г. адвокаты Нью-Йорка объединились в самоуправляемую коллегию, которую возглав­ляли председатель и исполнительная комиссия. В Канаде адвокаты и пове­ренные вошли в единую самоуправляемую коллегию, которая разделилась на шесть отделов, или секций — по округам городов.

В заключение подытожим, что одной из характерных черт адвокатуры XIX в. являются организационная консолидация и относитетьная бесплат­ность труда адвоката. Адвокат континентальной Европы исходил из по­зиции, согласно которой право содержало принципы социального порядка. А все внимание английских адвокатов веками было обращено на судебную процедуру: следуйте строго регламентированной лояльной процедуре, счи­тают английские адвокаты, и вы почти наверняка добьетесь справедливого решения. Французский адвокат, наоборот, считает, что следует сказать судье, какое решение будет правильным: если он знает это решение, пусть выносит его с соблюдением всех деталей процедуры и системы доказательств. Как видим, обе позиции определены историей.

Итак, мы убедились в том, что многовековой опыт, мощь и влияние адвокатуры в таких странах, как Франция, Англия, Италия, США и многих других, говорят сами за себя. Не случайно десятки премьер-министров и пре­зидентов этих стран вышли из адвокатов, а такие адвокаты, как Т. Джеффер-сон и А. Линкольн, М. Робеспьер и Ж. Дантон, И. Гете и В. Скотт, Д. Мад-зини и Л. Кошут, М. Ганди и Б. Хуарес, оставили яркий след в мировой истории и культуре.

К XIX в. окончательно утвердилось дополнительное условие о допуске к адвокатской профессии — наличие практического стажа юридической работы или стажировки [41; 42; 44; 51; 52; 55; 80; 158; 161; 175; 215; 222 и др.].

Ключевые слова

Судебное красноречие, древнегреческая и римская адво­катура, французские королевские адвокаты, барристе­ры, солисторы.

49

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

"Кздавая за^рн, ставь себя на место того, Кто долщн ему подчиняться.

<Екатерина II (1729-1796), российская императрица