logo
Синеокий Адвокатура Украины 2012 г

§ 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты

Внутренние противоречия внутри адвокатского сообщества между пред­ставителями «традиционной адвокатуры» и адвокатскими структурами, сформировавшимися в девяностые годы XX века свидетельствуют о потреб­ности кардинального реформирования адвокатской институции и прежде всего в контексте развития инновационного законодательства, появления и внедрения новых форм адвокатских технологий.

Создаваемые общегосударственные и региональные системы и сети информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти предполагают высокую информационную культуру адвоката, его способ­ность оперативно использовать новейшие технологии, высокотехнологичные средства коммуникации, связь и т. д.

В основу формирования информационной электронной культуры адво­ката может быть положена концепция тактически технологической иннова-ционности его профессиональной деятельности.

В последнее время некоторые адвокатские фирмы оказывают бесплатную юридическую помощь по телефону. Впрочем, по ряду обстоятельств такая «технология» адвокатской деятельности является устаревшей и не соответ­ствует требованиям времени.

В Украине уже существуют отдельные проекты адвокатской деятель­ности в электронной форме, в частности «VIP advocate». Но подобные ин­новации остаются доступными в основном для столичной бизнес-элиты. Как же быть рядовым гражданам в случаях, когда срочно необходима юридиче­ская помощь без выхода, например, из дома?

Сегодня уже встречаются единичные специальные «антикризисные» предложения, такие как ежедневные юридические он-лайн консультации, которые предоставляются бесплатно.

Явления, происходящие в теории права называют юридической техни­кой, предлагают правильнее называть юридическими технологиями. Ис­пользуемые некоторыми авторами термины «навыки адвоката» и «навыки адвокатской деятельности» имеют определенное родство и близость к тер-

389

МОДУЛЬ 2

мину «технологии» и указывают на «технологичность» адвокатской про­фессии. Стремительное развитие новых технологий в адвокатской практике детерминировано потребностями в быстрой переработке огромных массивов информации, может иметь доказательственное значение.

Одним из направлений адвокатских компаний, которые специализиру­ются в области правового обеспечения электронного бизнеса, становится юридическое сопровождение электронной коммерческой деятельности и за­щита интересов клиентов по любым аспектам деятельности в Интернет-пространстве, правовое сопровождение Интернет-проектов, а кроме того, правовую защиту и представительство по уголовным делам о преступлени­ях в сфере компьютерной информации.

Следует отдельно заметить, что электронные юридические консультации являются новым дополнительным видом адвокатских услуг, а отсюда ни в коем случае не могут претендовать в дальнейшем на постепенное вытес­нение «обычных» вербальных юридических консультаций.

Определим основные преимущества электронных консультаций адво­ката как дополнительных адвокатских услуг: 1) психологический аспект — клиенты, когда излагают свою проблему в письменной форме, более ответ­ственно относятся к формулировкам, точнее излагают факты, перечитывают свое электронное письмо и могут редактировать отдельные неточности до отправки электронной почтой; осторожнее определяют свое намерение; со­вокупность этих факторов дает возможность адвокату, условно называемому «заочным» или «электронным», более качественно оказать юридическую консультацию и точнее очертить дальнейшие перспективы решения юриди­ческого дела; 2) экономический аспект — значительная экономия времени и средств на организацию встреч и посещения адвоката; 3) организационный аспект — мобильное получение по факсу, электронной или обычной почте текстового варианта юридической консультации в полном виде или экспертно-правового заключения, причем в исчерпывающей форме, в нужный срок и в согласованном объеме.

Осуществление правовой помощи связано с совокупностью различных категорий юридических дел как уголовных, так и «неуголовных» — в рамках гражданского, хозяйственного, банковского, авторского, налогового права и др. В этом контексте необходимо определить некий дуализм: 1) юридиче­ские дела различных категорий, где адвокат при осуществлении правовой защиты или оказании юридической помощи широко использует свои знания и навыки в сфере высоких технологий; 2) юридические дела, где предметом рассмотрения предстают отдельные аспекты (договора, нарушения, споры и др.), находящиеся в сфере высоких технологий.

390

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

Интернет не является организацией или юридическим лицом, не явля­ется каким-либо объединением юридических или физических лиц, то есть не выступает субъектом права. К такому выводу приходят абсолютное боль­шинство исследователей.

Интернет не имеет собственного обособленного имущества, так как ис­пользуемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам.

Но нас интересует не столько техническое понимание сети Интернет, а, сколько организационно-правовая природа Интернет-адвокатов.

Адвокаты, представляющие юридические услуги в сети Интернет или представляющие себя в Интернет не олицетворяют собой Интернет. Услуги Интернет-адвокатов имеют трансграничный, зачастую вненациональный характер, что говорит о повышенном уровне квалификационных требований к юристам данного типа.

Термин «Интернет-адвокат» можно воспринимать двояко: 1) как «обыч­ных» адвокатов, специализирующихся по оказанию юридической помощи различным субъектам различных видов деятельности, которые так или ина­че связаны с Интернетом в своей правовой проблеме, которую берется раз­решить такой Интернет-адвокат; 2) как «электронных» адвокатов, оказы­вающих платные и/или бесплатные юридические услуги при помощи Ин­тернета. Все адвокаты могут имеють свои Интернет-сайты, но последние просто обязаны, поскольку подобный сайт будет не только визитной карточ­кой адвоката, но и его основным рабочим местом.

Первые юридические он-лайн-сервисы возникли в русско- и украино­язычном Интернете в 1990-е годы. И с тех пор новые проекты появляются чуть ли не ежедневно.

Для лучшего понимания рынка специалисты в этой сфере предлагают разделить юридические сайты на категории, отражающие цели их созда­ния.

Цель создания бесплатных и условно-бесплатных ресурсов — не при­влечение пользователей к своим сайтам, а потом — поиск клиентов, посред­нические услуги, практика для молодых юристов, начало построения репу­тации юриста. Набрав со временем достаточную аудиторию и популярность, владельцы таких ресурсов переходят на платную основу. Отдельную кате­горию таких консультационных сервисов составляют ресурсы правозащит­ных организаций и различные организаторские проекты (например, по поддержке предпринимательства), ориентированные на оказание помощи в узкой сфере. Безвозмездные он-лайн-консультации предоставляются в основном из несложных вопросов, не требующих индивидуального под-

391

МОДУЛЬ 2

хода, достаточно четко и однозначно трактуются с позиций законодательства без детального рассмотрения ситуации.

Как говорят практики (Н. Фроня — далее цитирование), желающих по­лучить услуги даром — множество. Существуют и те, кому действительно нужна помощь. Высокая стоимость юридической помощи для многих людей побуждает искать дешевую или бесплатную юридическую консультацию. Большинство людей обращается к Интернет-источникам, чтобы попытаться получить бесплатные юридические консультации.

Целью создания платных ресурсов является поиск и сопровождение кли­ентов и одновременно укрепление репутации. Чаще всего предлагаются те же консультации, однако перечень предоставляемых сервисов ими не ограничи­вается. Значительно шире, чем в случае с бесплатными сервисами, представ­лены предложения для корпоративных клиентов. Кроме консультаций, эти сервисы берут Интернет-заказ на разработку и подготовку проектов различных документов (договоров, контрактов, соглашений, исковых заявлений, жалоб и т. д.), а также предлагают абонентское обслуживание с ограниченным коли­чеством вопросов или неограниченным, но разумным их количеством.

Главными задачами имиджевых ресурсов являются поддержка суще­ствующей репутации юриста или юридической фирмы, обратная связь с клиентами. Предоставление консультаций в режиме он-лайн распростра­нено во всем мире. Существуют ресурсы всех упомянутых категорий. Так. Victoria Law Foundation (Австралия) создано условно-бесплатный ресурс ttp://www.rurallaw.org.аи.Указанный Фонд является независимой негосудар­ственной организацией, которая осуществляет работу по совершенствованию доступа к системе правосудия. Сайт представляет собой информационный ресурс о праве для сельских жителей, пользуется услугами юридических экспертов по широкому кругу вопросов права, а также содержит ссылки на соответствующие первичные источники информации, в частности это пра­вительственные ведомства и органы. Сайт охватывает более 170 тем права, касающихся сельского Victorians, и обеспечивает независимую информацию простым языком, имеет дополнительные ресурсы, такие как контрольные, тематические исследования, стандартные формы писем. Кроме того, сайт дает доступ к более 1000 юридических, консультативных и вспомогательных услуг и содержит перечень поставщиков соответствующих услуг, которые могут предоставлять консультации и помощь. Непосредственно бесплатно получить юридическую информацию можно с форума, а также пересмотрев имеющиеся дискуссии без регистрации.

К имиджевым ресурсам можно отнести FreeAdvice.com (США), осно­ванный в 1991-м, и ставший с 1996 г. Интернет-лидером, поскольку исполь­зует простую для понимания информацию правового содержания.

392

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

FreeAdvice.com обновляется известными специалистами десятков веду­щих американских юрфирм и высококвалифицированными юристами редак­ции. В редакционный совет входят известные адвокаты, преподаватели права, бывшие высокопоставленные чиновники, партнеры ведущих юрфирм. На форумах сайта потребители могут задавать вопросы и получать ответы и пред­ложения от других потребителей, экспертов и юристов.

Определенные услуги предоставляются в режиме он-лайн многими юридическими компаниями. Так, международная компания Allen & Overy (www.allenovery.com) на своем сайте предлагает автоматическую подготов­ку документов, безопасные веб-решения в виртуальной комнате для отдель­ных соглашений и безопасный виртуальный caseroom для разрешения спо­ров. Именно наличие офисов и клиентов во многих странах, которые раз­деляют тысячи километров, побуждают юристов шире использовать Сеть. Austin Sanders (Великобритания, www.austinsanders.co.uk) предлагает написа­ние завещания он-лайн £ 50 (индивидуальное завещание) или £ 70 (общее завещанne).Bedfords (www.bedfords.co.uk) предлагает твердую цену консуль­тации по электронной почте (£ 35 для лица и £ 75 для предприятий плюс НДС), юридические документы (смена имени и фамилии, составление нотариальных актов о передаче имущества, развод, доверенности и завещания т. п., как пра­вило, £ 30 до £ 65). Британская Dickinson Dees (www.dickinson-dees.com) предлагает документы, которые могут быть в интерактивном режиме с по­мощью серии вопросов и ответов в областях коммерческого права, корпора­тивного и трудового права, судебного разбирательства. Howes Percival пред­лагает сайт drinkslaw.com для он-лайн заказа лицензий на торговлю спиртны­ми напитками. И таких он-лайновых предложений множество.

Почти каждая более-менее серьезная юридическая фирма, которая пред­лагает соответствующие услуги в он-лайне, предоставляет отдельные кон­сультации. Юрфирмы имеют сравнительно либеральную политику по пово­ду ответов на правовые запросы, в пределах того, что разрешается осущест­влять с помощью Интернет.

Известные отечественные юридические компании пока используют преимущества Интернета только для связи с клиентом. Менее известные компании и отдельные адвокаты более освоили Сеть и предоставляют плат­ные и бесплатные услуги он-лайн. Объяснить это можно тем, что они еще работают на репутацию. Способы оплаты таких услуг разнообразны: элек­тронные деньги, банковские переводы, переводы на банковские карты и кар­ты Mastercard и Visa, наличные. Территория предоставления услуг не огра­ничивается пределами города, области и даже страны.

393

МОДУЛЬ 2

Почти не рискуют репутацией поставщики бесплатных юридических консультаций. Потому что обычно консультация оказывается бесплатно физическим и юридическим лицам только по вопросам, не требующим ле­гального изучения законодательства и только «к сведению». Администрация сайта не несет ответственности за действия пользователей, за правильность предоставленных юридических консультаций сторонними лицами. Со временем владельцы правовых Интернет-ресурсов переходят на платную основу.

Предоставление бесплатных он-лайн консультаций является хорошей практикой для специалистов, средством создания клиентской базы, а также помощью людям, которые не имеют средств на оплату юридических услуг.

Мешает привлечению клиентов для юридических фирм через Интернет небольшое количество пользователей за пределами столицы, большое коли­чество сугубо рекламных и неинтересных проектов, злоупотребление бес­платными консультациями неплатежеспособными клиентами, а также уве­ренность в несолидности такого способа привлечения клиентов.

Почти все отечественные сайты отождествляют «юридические консуль­тации» и «правовую информацию». Впрочем, это не одно и то же. Суще­ствует много правовой информации, имеющейся в Сети, по широкому спектру вопросов. Большинство из этих источников достаточно надежны и предлагают аналитические материалы высокого качества. Но документ, предназначенный для обеспечения осведомленности, не является «юриди­ческой консультацией». «Правовые консультации» предоставляются юри­стом с учетом индивидуальных конкретных ситуаций и правовых потреб­ностей.

Именно поэтому большинство иностранных сайтов (как правило, со­зданных для поддержки определенной аудитории — фермеров, малообес­печенных и т. д.) содержат замечания о том, что сайт не является заменой для отдельных юридических консультаций, а также не дают никаких обяза­тельств, что информация, размещенная на сайте, конкретно касается кон­кретной правовой проблемы. Информация, размещенная на таких сайтах, является предметом оговорки об отсутствии юридической ответственности (информация, размещенная на сайте, имеет только общий характер и не предназначена для оценки конкретных обстоятельств отдельного лица или организации; не обязательно является всеобъемлющей, точной и обновлен­ной, не является юридической консультацией; администрация сайта не несет никакой ответственности относительно проблем, которые могут быть свя­заны с использованием сайта) и об авторском праве (воспроизведение мате­риалов разрешается при условии упоминания об источнике, если не преду-

394

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

смотрено иное, для использования материалов в коммерческих целях сле­дует предварительно получить разрешение).

Нужно сказать о существенных рисках и отдельных неудобствах. Так, в Украине, к сожалению, не только не определены понятия «юридические консультации», «правовая информация», «правовая помощь», но и не уста­новлены требования к поставщикам правовых услуг. Действительно, удобно получать ответы на вопросы, не выходя из дома. Особенно если вопрос не­сложный, заочный ответ является оптимальным вариантом. Однако получить юридическую консультацию от неюриста довольно рискованно. Большин­ство сайтов на постсоветском пространстве не гарантирует получение от­ветов от действительно квалифицированных юристов. Хотя и рекламируют высокое качество услуг. Сайты развитых стран обычно не скрывают кон­тактных данных лица, предоставляющего ответ.

Выбирая виртуальную юридическую консультацию, стоит соблюдать меры предосторожности. Как и везде (например, в любом Интернет-магазине), следует обращать внимание на непрофессионально сделанные сайты, бесплатный хостинг, орфофафические ошибки, нехватку базы с ранее поставленными вопросами и ответами, а также нехватку подробной инфор­мации о статусе консультанта в реальной жизни. Но это лишь общие риски, связанные с работой всего Интернет-пространства.

Главным риском является непрофессионализм — как явный (безвоз­мездные юридические консультации, где непонятна оценка профпригод­ности юристов), так и скрытый (когда, обращаясь к эксперту с известным именем, есть риск получить консультацию от любого стажера, который ра­ботает первый месяц в юрфирме). Кроме того, юридические услуги в Укра­ине могут предоставляться любым. А в случае получения некачественной услуги через Интернет восстановить нарушенные права потребителя будет сложно — даже если лицо, которое предоставило услугу, будет установлено, может оказаться, что она находится в другой стране и судебный процесс будет нецелесообразным. Есть риски, связанные с профессиональной эти­кой. Если дело сейчас рассматривается судом, запрос может попасть к адво­кату «другой стороны».

Опасная потеря важной информации относительно обстоятельств дела — не все споры и правовые проблемы прописаны в учебниках, по каждому конкретному случаю существует огромное количество на первый взгляд маленьких деталей, которые могли бы кардинально изменить направление дела. Выяснить эти детали в течение короткого времени может только про­фессионал и в личной беседе.

К рискам можно отнести нарушение конфиденциальности общения — между компьютером клиента и компьютером юриста существует еще много

395

МОДУЛЬ 2

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

«перевалочных баз» — корпоративные серверы, провайдеры и т. д. Неиз­вестно, какие требования к информационной безопасности есть у всех ин­формационных посредников. К тому же всегда существует опасность зара­жения вирусами и получения несанкционированной рассылки спама.

Несвоевременность предоставления консультаций — иногда случаются ситуации, требующие немедленного правового вмешательства. Когда на кону находятся жизнь и свобода, вряд ли возникнет желание обратиться неиз­вестно к кому или ждать несколько дней подтверждения оплаты. Даже если юрфирма достаточно известна, то совершенно неизвестна степень занятости сотрудников в момент обращения к ней.

Недостаточная и правовая база, которая регламентировала бы коммер­ческие отношения в Интернете. «Виртуальные отношения» до сих пор вы­зывают недоверие как у клиентов, так и у юристов. Есть немало спорных вопросов по юридической силе «виртуальных» соглашений, а также ответ­ственности исполнителя за предоставленную дистанционную Интернет-консультацию. Есть определенные сложности с платежами за оказанные услуги — системы Интернет-расчетов для дистанционной оплаты услуг еще недостаточно развиты в Украине, но чтобы воспользоваться микроплатежа­ми с помощью виртуальных валют, клиенту нужно сначала научиться поль­зоваться этими платежными системами.

Преимущество получения консультаций в офисе с заключением пись­менного договора заключается в том, что нельзя полагаться на предостав­ленные советы. А если советы предоставлены небрежно — получить воз­мещение. Кстати, согласно ст. 906 ГК Украины убытки, причиненные неис­полнением или ненадлежащим исполнением договора о безвозмездном предоставлении услуг, подлежат возмещению лишь в размере, не превы­шающем двух необлагаемых минимумов доходов граждан, если иной размер ответственности исполнителя не установлен договором.

Говорить о формировании в отечественном сегменте Интернета полно­ценного юридического Интернет-рынка преждевременно. Однако появля­ются новые проекты, которые активно используют классические ресурсы электронной коммерции. Подобный бизнес в перспективе может стать не менее обычным, чем продажа книг или компакт-дисков в Интернет-магазине. Уже сегодня тестируются сервисы, к преимуществам которых можно отнести следующие. Во-первых, клиент может получать консульта­цию тогда, когда ему это нужно (24 / 7), ему не приходится ждать более трех минут — это вроде вызова юрфирмы, когда через секретаря и помощника через несколько минут клиенту ответит сам адвокат. Во-вторых, оплата юридической консультации происходит в режиме реального времени, т. е.

396

адвокат не просит предоплаты и не ждет конца месяца, чтобы выставить счет. В-третьих, связь идет по специальным закрытым протоколам, дает до­полнительные гарантии конфиденциальности отношений «клиент-юрист». Клиент может записывать консультацию для последующего изучения или даже для выдвижения претензий в случае недоброкачественной правовой помощи.

Покаже потенциальным заказчикам юридических он-лайн-консультаций можно посоветовать не перекладывать живое общение с юристами и адво­катами на Интернет-переговоры. Целесообразно также задать вопрос не­скольким юристам, получить несколько вариантов ответов, а потом уже выбрать, с кем дальше работать.

На наш взгляд, эта новая категория Интернет-адвокатов может полно­ценно работать в автономном режиме по достаточно ограниченной категории юридических вопросов, основных из которых два — заочные, в т. ч. он-лайн-консультации и составление юридических документов.

Итак, Интернет не является объектом права или правового регулирова­ния, регулироваться должны отношения, возникающие в сети Интернет (с помощью или посредством сети Интернет).

Учитывая вышесказанное Интернет-адвокатов можно определить как специфический вид адвокатской деятельности, основанной на коммуникаци­онных возможностях Интернет-сети посредством технических устройств.

За последний год в русскоязычной Интернет-сети в рамках создаваемых проектах — он-лайн юридических консультаций появились предложения об услугах юристов-фрилансерах. Мы уже касались такого новшества, когда вели речь о журналистике.

Напомним, что фрилансерами (англ. freelancer свободный копьеносец, наемник; в переносном значении — вольный художник) называют людей, выполняющих работу без заключения долговременного договора с работо­дателем, а нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ, то есть фактически внештатных работников. Причем это касается различных сфер деятельности: журналистика и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов, компьютерное программирование и дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, разного рода консультационная деятельность и т. п.

Такая специализация как фриланс-юрист является в равной степени редкой и востребованной. Ведь штатная работа в компании — это не только стабильность, но еще и корпоративные правила, опасность быть уволенным, необходимость ежедневно посещать офис. Возможна альтернатива офисной жизни — фриланс. Дело в том, что юристы, работающие как удаленно, так

397

МОДУЛЬ 2

и специализирующиеся на фриланс делах, практически не встречаются на биржах. Причин этому достаточно много, начиная от несформированной до конца аудитории, так как далеко не все фрилансеры сегодня готовы пользо­ваться подобными услугами и оплачивать труд фриланс-юриста, и заканчи­вая отсутствием перспектив и карьерного роста. Если же вам необхо­дим фриланс-юрист, то, наверное, самым подходящим вариантом будет воспользоваться предложением одной из фирм.

Приведем пример подобного объявления, где расписаны все условия и описан алгоритм работы: 1) контакт с клиентами происходит на сайте; 2) клиентом формулируется вопрос юристам или его помощникам (менед­жерам), оценивается стоимость ответа; 3) при договоренности вопрос ме­неджером переадресовывается конкретному юристу-фрилансеру для начала работы; 4) перед непосредственным началом работы (например, подготовкой проекта юридического документа или началом поиска решения по постав­ленной проблеме) клиент оплачивает Интернет-деньгами предоплату;

5) проведение самой юридической работы (ответ на вопрос по e-mail), при необходимости с дополнительным вербальным (телефонным) разъяснением;

6) получение остальной суммы от клиента по договоренности.

Или более простая налаженная и отработанная схема: задания получа­ются по Интернету и телефону — готовые договоры, справки и прочие до­кументы отсылаются также по Интернету.

К сожалению, нужно учитывать, что чаще всего обманывают именно фрилансеров: заказчики (клиенты) исчезают с выполненной работой или получив необходимую консультацию, ничего не заплатив или, в лучшем случае, отделавшись авансом (предоплатой). Безопасная сделка значительно уменьшает риск быть обманутым: работодатель в самом начале сотрудни­чества перечисляет все оговоренные деньги на счет фрилансера, демонстри­руя желание и возможность заплатить за работу.

Посредником между ними выступает биржа удаленной работы (в нашем случае это может быть своеобразный юридический или адвокатский менеджмент-офис), где контролируется оплата и оказывается помощь в слу­чае конфликта. За пользование «безопасным» сервисом берется небольшая комиссия (1-5 % от сделки).

Сложность и неудобство состоит в том, что в процессе адвокатской ра­боты необходимо не только писать проекты документов, но и «бегать» по судам, милициям, органам власти с переговорами и договоренностями, а на­нимать второго «бегающего» юриста, поскольку фрилансер находится на расстоянии, экономически невыгодно (фактически за один вопрос платить дважды). 398

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

Понятно, что фриланс получил широкое распространение с развитием Ин­тернета — сопутствующие информационные технологии позволили, в част­ности работникам юридического профиля, уменьшить частоту появления в офисах, а то и полностью перейти на надомную/удаленную работу.

Обязательными условиями для тех юристов, кто хочет сделать фриланс своим единственным источником дохода, являются профессионализм и само­стоятельность. Поэтому, чтобы было время оценить свои силы, путь в адво­катский фриланс лучше начинать с подработки. Еще одно важное замечание социального характера — юридический фриланс является оптимальной формой для адвокатов-инвалидов либо тех, которые имеют существенные проблемы со здоровьем, но хотят продолжать работать по юридической специальности. Благодаря современным цифровым технологиям такие люди смогут получить возможность принимать полноценное участие в профес­сиональной жизни. К сожалению, современная индустрия не способна мгновенно обеспечить социально-экономический уровень жизни инвалидов. Так, например, в 2009 г. в Уфе слепой адвокат, оказывая бесплатную право­вую помощь бабушке-инвалиду, смог выиграть дело, доказав право 69-летней женщины на долю в квартире. А в Украине работает адвокатом женщина, которую клиенты носят в суд... на руках, что вызывает безмерное уважение и признательность всем таким людям. К тому же законодательство предусма­тривает налоговые льготы для самих адвокатов-инвалидов.

Историческим примером юриста, победившего судьбу, является Яков Петрович Батюк — руководитель Нежинской комсомольско-молодежной подпольной организации, адвокат, инвалид с детства 1-й группы. Герой Со­ветского Союза (посмертно). В раннем детстве, в результате несчастного случая, полностью утратил зрение, но не стал рабом своего недуга, а напро­тив поступил на юридический факультет Киевского университета. Диплом юриста получил в 1940 году и был направлен в Черниговскую область Укра­инской ССР — адвокатом Нежинской городской коллегии адвокатов. За короткое время, серьезный и вдумчивый молодой юрист заслужил авторитет, как у коллег, так и у жителей города.

13 сентября 1941 года Нежин был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Райком комсомола рекомендовал привлечь адвоката, комсо­мольца Якова Батюка к подпольной работе. В ночь с 6-го на 7 сентября 1943 года двумя грузовыми машинами все арестованные подпольщики были вывезены к железнодорожной станции, где у разрушенной водокачки они были рас­стреляны...

Здесь важно, чтобы недуг нетрудоспособного юриста не входил в сферу психических расстройств, потому что, находясь на расстоянии, сидя за ком-

399

МОДУЛЬ 2

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

D

пьютером, такой специалист может «наконсультировать» так, что до вирту­альной встречи с ним «светило», скажем, два года, а после «квалифициро­ванной» консультации клиент получил все пять. Конечно, подобные фокусы не останутся бесследными в дальнейшей карьере подобного юриста, но все же значительный риск в заочной форме консультаций сохраняется.

Интересно и то, что работа адвоката, по своей изначальной сути факти­чески является одним из своеобразных вариантов фриланса, поскольку, как правило, будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Именно на таком принципе в большинстве случаев и построена работа адвоката по разным юридическим делам и с разными клиентами. Но не на расстоянии, а воочию. В этом и состоит разница.

Таким образом, подытожим, что работа адвоката в электронной юриди­ческой консультации, в том числе в смешанном Интернет-режиме и в режи­ме исключительно «фриланс» укладывается в понятие «новые юридические

технологии».

Думается, что на рынке юридических услуг данные подвиды не конку­рируют, а могут вполне сосуществовать параллельно. А потому считаем, что сегодня вполне достаточно оснований для развития в рамках проекта «е-адвокат» или «Л^-адвокат» системной разработки инновационной под­программы «электронный адвокат-защитник» [3; 7; 8; 10; 37; 134; 165; 174; 219; 222; 224 и др.].

Ключевые слова

Электронная культура адвоката, юридические он-лапп консультации, новые юридические технологии, фриланс, Интернет, инвалиды.

400

<Оем судьи при раэборе дел всегда сле­довать правде; дело защитнику иногда за­щищать правдоподобное, дащ если это не вся правда.

Мар\Жуллий Цицерон (106-43 до н. э.)