§ 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
В представлении большинства жителей как Украины, так и России, к сожалению, образ адвоката скорее негативный. Средства массовой информации, кино, документальная и художественная литература практически не содержат положительных образов адвокатов, описаний их нелегкого труда и тех успехов, достижений, которых добились лучшие представители отечественной адвокатуры, выросшей из СССР.
Приходится констатировать, что адвокаты не имеют союзников и являются «нежелательными персонами» как для граждан, так и для представителей власти, работников правоохранительных органов и судов. Они чужие для всех, раздражают всех, им завидуют, их презирают, им не верят в конце концов.
В чем причина такого негативного отношения к людям, которые взяли на себя непростую задачу защиты прав, свобод, имущества, а порой и жизни людей. Как сложился такой образ, что явилось причиной такого негатива и как нам можно исправить это положение. Практически во всех государствах, возникших на постсоветском пространстве, в отличие от развитых западных стран, адвокатов воспринимают как дельцов, ловкачей и проходимцев, которые думают только о наживе, требуют оплаты им «непомерных» гонораров за не очень понятный труд, который порой не виден, за те «бумажки» которые он написал и которые порой не дали того результата, на который рассчитывал клиент, при этом уверяют своих клиентов что правоохранительные органы и суды у нас сплошь коррумпированные, что законными способами доказать истину практически невозможно, а поэтому необходимо заплатить взятку, подкупить людей от которых зависит решение того или иного вопроса? Как получилось что вместо того, чтобы выявлять нарушения процессуального закона, умело строить линию защиты, собирать доказательства, многие адвокаты превращаются в посредников в получении и даче взяток?
184
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
К сожалению, причины этой ненормальной ситуации действительно существуют и все они порождены и нашей ментальностью, и общей правовой неграмотностью, и коррумпированностью правоохранительных органов и судов. Наряду с объективными факторами (как-то вековая традиция «подмазывать» нужным людям и давать взятки и т. п.), считаем, что особое место принадлежит информационной составляющей, в том числе неверно сформированной масс-медиа. В результате общество не сильно осуждает адвокатов-взяточников, большинство людей сами привыкли это делать и уверены что если «специалисты» берутся за дело и решают твой вопрос, то это нормально. Осуждают лишь тех, кто либо взял и не сделал (т. е. просто обманул), либо взял очень много и вообще сильно разбогател.
В глазах большинства людей защита виноватых, особенно убийц, грабителей, насильников и извращенцев, дело весьма постыдное, неправильное с точки зрения «морали и нравственности». Что тут говорить о зашите таких людей еще и за деньги? — смягчение наказания в таких случаях воспринимается чуть ли не как предательство «всего святого» и общечеловеческих ценностей. Это и есть информационно-психологический фактор.
Человеческая природа такова, что люди, выбирая среди адвокатов кому доверить свою проблему, предпочитают обратиться к знаменитым (если им позволяет их финансовое положение), известным либо просто преуспевающим специалистам, интуитивно и мудро полагая, что раз он востребован и имеет богатую адвокатскую практику, значит он хороший профессионал.
Ситуация, складывающаяся в последние годы в сфере адвокатской деятельности, выглядит столь пессимистично, что впору ставить вопрос о том, быть ли профессии или она безвозвратно уходит в прошлое под напором современных коррупционных реалий. Адвокаты-практики обсуждают проблему несколько в иной плоскости. Они обеспокоены не столько соответствием моральным принципам сложившейся веками адвокатской этики, сколько вопросами профессионального выживания (или приспособления к «новому правосудию»).
Имидж (образ) — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
При всех различиях в постановке проблемы сохранения «лица» адвокатуры теоретиками и практиками, очевидно, что выход из ситуации возможен только посредством осознания самими адвокатами себя как особого социального института, призванного оказывать всем нуждающимся помощь и защиту, но исключительно правовыми средствами.
185
МОДУЛЬ 1
К великому сожалению, в последние годы в Украине не могло сформироваться уважительного отношения к закону как правовому условию выработки общественного согласия. И подтверждений этому воз и маленькая тележка. Важнейшим элементом формирования новой адвокатуры сегодня является наряду со многим, прежде всего, информационная культура адвоката как таковая!
Теперь, в наступившем втором десятилетии XXI века структура информационной культуры адвоката существенно отличается от прошлых периодов. В условиях информатизации большинство юридических специальностей требует технологического переформатирования, поэтому содержательное наполнение информационной культуры юриста сегодня отражает: 1) степень информационных знаний (информационно-технологических и информационно-правовых); 2) осознания их юридической ценности и процессуальной необходимости; 3) технологические навыки эффективно использовать информационные знания в отдельных видах юридической деятельности.
Все это дает основание утверждать, что определить единые алгоритмы информационной политики адвокатской деятельности достаточно непросто. Определить их. тем не менее, необходимо — во имя формирования эффективного адвокатского воздействия на власть. Поставленная задача требует создания универсальных информационных подходов, которые могут использоваться в адвокатской практике независимо от специфики существования СМИ.
Информационная культура адвоката имеет две стороны: информационно-технологическую (знание национальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе Интернета, их использование) и информационно-правовую (своевременная информированность о новейших законах и иных правовых актах).
Содержание информационной культуры адвоката выражается в следующих теоретических и практических аспектах: 1) информационное сознание(информационные знания, умения и навыки, информационная компетентность); 2) информационные отношения (информационный режим, информационный конфликт, информационные процессы, обмен информацией и т. п.); 3) информационное поведение (информационная услуга, информационная деятельность, информационный запрос, информационные последствия и т. д.).
Структура информационной культуры адвоката заключается в следующем: 1) овладение знаниями в области информатики и информационного законодательства, широкая информированность о жизни информационного
186
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
общества, его закономерностях, правах и обязанностях граждан как участников информационных отношений; 2) убежденность в необходимости служить обществу путем использования услуг, основанных на новейших достижениях в области высоких информационно-телекоммуникационных технологий; 3) участие в информационных отношениях, практическое пользование достижениями в информатике, принципами и нормами информационного законодательства: сохранение персональных данных (личной информации), обеспечение информационной безопасности общества, защите профессиональной тайны, государственных информационных стандартов и др.
Информационная культура адвоката предполагает, прежде всего, его информационно-правовую компетентность, т. е. умение свободно оперировать такими понятиями: «информационная деятельность», «информационный запрос», «информационная продукция», «информационная услуга», «информационные потоки», «информационные барьеры», «информационный потенциал», «информационный режим», «информационные системы». «информационные процессы», «информационный фонд» и др.
Адвокат не может использовать в своей общественной, научной или публицистической деятельности информацию, конфиденциальность которой охраняется Правилами адвокатской этики, без согласия на это лиц, заинтересованных в неразглашении такой информации. В своих публицистических материалах адвокат не должен распространять сведений, которые не отвечают действительности или изложены неправдиво, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию других адвокатов или престиж адвокатуры как таковой, а обоснованную критику отмеченных лиц или адвокатуры в целом должен излагать в корректной форме.
Таким образом, успех юридической деятельности современного адвоката в значительной степени определяется уровнем его информационной культуры.
Важными элементами создания информационной культуры адвоката нового типа являются маркетинговые приемы в адвокатской деятельности.
Прежде всего, это фирменный стиль как совокупность постоянных изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых адвокатская фирма подчеркивает свою индивидуальность.
Задачи фирменного стиля таковы: создание визуального образа адвокатской фирмы, выделение адвокатской фирмы из множества подобных фирм, определение принадлежности к фирме всего, что действительно имеет к ней отношение, демонстрация деловым партнерам и клиентам о современности взглядов адвокатской фирмы.
187
МОДУЛЬ 1
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Элементы фирменного стиля следующие: логотип, слоган, визитная карточка, бланки адвокатских документов, печать, конверт. Существуют ошибки, встречающиеся при формировании фирменного стиля адвоката.
Таким образом, уже не вызывает сомнений, что существует острая потребность в переосмыслении и информационной подаче многих положений и критериев профессиональной деятельности адвокатов. В этой связи нужно проводить целевые мониторинги и маркетинговые исследования для формирования инновационных направлений адвокатской деятельности, с одной стороны, а с другой — для формирования нового информационного образа современного адвоката [7; 8; 9; 10; 18; 21; 132; 133; 134; 165; 174; 219; 224 и др.].
Ключевые слова
Имидж, фирменный стиль, маркетинговые приемы, информационная культура адвоката, информационная деятельность, информационный запрос, информационная услуга, информационные барьеры.
188
'Бесполезные законы ослабляют необходимые.
Шарль 'Монтескье (1689—1755), французский философ
- § 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
- § 3. История отечественной адвокатуры
- § 4. Историко-правовой анализ термина «адвокат». Квалификационные требования к адвокатам в Украине
- § 6. Основные виды и организационные формы адвокатской деятельности. Клиент и доверитель
- §8. Социальные права, гарантии и адвокатов
- § 10. Принципы адвокатской деятельности
- § 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы
- § 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
- § 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
- § 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
- § 15. Основы адвокатской этики. «Сделки с правосудием»
- § 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
- § 17. Ошибки адвоката
- § 18. Конфиденциальность, адвокатская тайна и допрос адвоката
- § 1. Защитная функция адвокатуры как правовая традиция. Защита от обвинения как особый вид адвокатской деятельности. Заключение соглашения об оказании правовой помощи. Адвокат свидетеля
- § 2. Полномочия адвоката на досудебном
- § 3. Источники информации адвоката-защитника. Посещение адвокатами учреждений по исполнению наказаний. Полиграф
- § 4. Организационно-тактические начала планирования защиты
- § 5. Особенности организации адвокатом защиты по делам о дтп. Оценка адвокатом выводов судебных экспертиз
- § 8. Адвокат в судебном процессе. Судебный этикет и актерская культура адвоката при рассмотрении уголовных дел
- § 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
- § 10. Роль и задачи адвоката в апелляционном и кассационном производствах
- § 11. Адвокатское досье и электронное адвокатское производство
- § 12. Электронный архив адвоката
- § 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты
- § 14. Бизнес-адвокаты, адвокат-консалтинг
- § 16. Адвокат в административном
- § 17. Церковное право и церковные адвокаты
- § 18. Военное право и развитие военной юстиции. Военные адвокаты Украины и рф. Военно-морские адвокаты сша
- § 19. Патентные поверенные и налоговые
- § 20. Будущее украинской адвокатуры: новые направления адвокатской деятельности и перспективы развития инновационных адвокатских технологий
- I. Гражданское, семейное, жилищное, трудовое, земельное и гражданское процессуальное законодательство Украины
- II. Хозяйственное, хозяйственно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство
- III. Административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Украины
- II. Правила адвокатской этики
- III. Конституционное законодательство
- IV. Гражданское право
- V. Гражданско-процессуальное законодательство
- VI. Уголовное право
- VII. Уголовно-процессуальное законодательство
- VIII. Хозяйственное законодательство
- IX. Законодательство о труде
- X. Жилищное законодательство
- XI. Семейное законодательство
- XII. Законодательство об административных правонарушениях и административное судопроизводство
- XIV. Законодательство об окружающей среде (земельное, водное,