§ 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
Сегодня фактически начался процесс революционных технологических преобразований в правоприменительной деятельности, что является признаками создания цифровой юстиции. Отметим, что цифровая юстиция и электронная юриспруденция являются понятиями хотя и близкими по смыслу и взаимосвязанными, но в связи с разным структурным построением эти новые термины нельзя отождествлять.
Под термином «юриспруденция» (лат. juris-prudentia — правоведение) понимают несколько взаимосвязанных понятий, основными из которых являются: 1) правовая комплексная наука, предметом которой является изучение содержательных свойств государства и права, 2) совокупность правовых знаний и система специальной подготовки юристов, 3) практическое применение юридических знаний и практическая деятельность юристов. Таким образом, совокупность наук о праве и есть юриспруденция, стало быть, данный термин тождественен термину «правоведение».
В общем смысле под термином «юстиция» (лат. justicia — справедливость, от лат. jus — право) понимают систему органов правосудия, поскольку этот вид правоохранительной и правоприменительной деятельности, в котором реализуется судебная власть. С таким подходом, станет понятным, что форма реализации судебной власти не может быть цифровой, электронной, высокотехнологичной и т. п., поскольку имеет другую природу. Но этот термин также имеет другое определение как система судебных учреждений или судебное ведомство. Кроме того, в зависимости от сферы судопроизводства определяют уголовную юстицию, гражданскую, конституционную, международную, военную, ювенальную и т. п. Отсюда по последней классификации практика применения нового термина «цифровая юстиция» особого возмущения вызвать не может.
Определим основные функции, которые могут переходить от цифровой юстиции к электронной юриспруденции и наоборот: 1) электронный учет всех уголовных дел (а впоследствии — юридических дел всех категорий), поступив в суд, с обозначением даты, основных реквизитов (обвиняемый,
175
МОДУЛЬ І
мера пресечения, последствия судебного разбирательства, апелляции); 2) возможность отправлять участниками судебного разбирательства электронные сообщения, электронные жалобы (программа е-жалоба) и электронные ходатайства (программа е-ходатайство) и своевременное получение электронных ответов; 3) в судебной системе перейти к реализации программы создания департамента информационного учета и электронной фиксации судебных процессов, функционально сможет заменить секретарей судебных заседаний, поскольку ход судебных заседаний полностью будет фиксироваться специалистом в области информационных технологий на оптический диск, приобщаться к делу в запечатанном конверте, например, как паспорт; 4) судебная канцелярия превратится на судебную электронную канцелярию.
Отсюда можно утверждать, что электронная юриспруденция формируется как новый институт информационного права, в рамках которого исследуются правовые идеи о возможности внесений прогрессивных изменений в механизм и способы регуляции информационного общества в условиях развития высоких технологий.
Также в структуру электронной юриспруденции органически входит инновационная система высокотехнологичной подготовки юристов и практическая деятельность последних, что происходит с широким использованием информационных технологий в электронном формате. Одной из характерных особенностей тенденций развития современного информационного общества является экспоненциальный рост объема новых знаний и технологических достижений во всех областях науки и техники. Отсюда, можно спрогнозировать, что в ближайшие времена наличие профессиональных знаний юриста в области информационных технологий станет не факультативным, а обязательным основанием для профессионального занятия юридической деятельностью.
Новый Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (2010) ввел ряд нормативных положений по автоматизации системы документообраще-ния в суде, что вызвало необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Так, в частности, в Кодексе про административные правонарушения Украины, ХПК Украины (ст. 2!), в ГПК Украины (ст. IIі) и УПК Украины (ст. 162).
В судах общей юрисдикции, административных и хозяйственных судах Украины функционирует автоматизированная система документооборота, обеспечивающая: 1) объективное и беспристрастное распределение дел между судьями с соблюдением принципов очередности и равного количества дел для каждого судьи; 2) предоставление физическим и юридическим лицам, участникам хозяйственного процесса информации о состоянии рас-
176
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
В
смотрения дел, участниками процесса которых они являются и в которых они участвуют; 3) централизованное хранение текстов приговоров, постановлений, определений, судебных решений и других процессуальных документов; 4) подготовку статистических данных; 5) регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее движения; 6) выдачу приговоров, постановлений суда и исполнительных листов, судебных решений и приказов хозяйственного суда на основании имеющихся в автоматизированной системе документооборота данных относительно судебного решения и регистрации заявления лица, в пользу которого оно принято; 7) передачу дел в электронный архив.
Уголовные дела, жалобы, представления, исковые заявления, жалобы и иные предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в суд или хозяйственный суд и могут быть предметом судебного разбирательства, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда, осуществляемой работниками аппарата соответствующего суда в день поступления документов.
К автоматизированной системе документооборота суда в обязательном порядке вносятся: дата поступления уголовного дела, жалобы, представления или иные процессуальные документы, информация о предмете хозяйственного спора и стороны по делу, фамилия лица, в отношении которого поданы документы, и их суть, фамилия (наименование) лица (органа), от которого поступили документы, фамилия работника аппарата суда, который осуществил регистрацию, информация о движении судебных документов, данные о судье, который рассматривал дело, и другие данные, предусмотренные Положением об автоматизированной системе документооборота суда, утверждаемым Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины.
Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой документооборота суда при регистрации соответствующих документов по принципу вероятности, учитывающей количество дел, находящихся в производстве судей, запрет участвовать в пересмотре решений для судьи, который принимал участие в принятии судебного решения, о пересмотре которого ставится вопрос, пребывание судей в отпуске, на больничном, в командировке и окончания срока полномочий.
В хозяйственных судах дела распределяются с учетом специализации судей. В судах общей юрисдикции разделения на специализации нет. После определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела, внесение изменений в регистрационные данные по этому делу, а также уда-
177
МОДУЛЬ 1
ление этих данных из автоматизированной системы документооборота суда не допускается, кроме случаев, установленных законом.
Доступ к автоматизированной системе документооборота суда предоставляется судьям и работникам аппарата соответствующего суда согласно их функциональных обязанностей. Несанкционированное вмешательство в работу автоматизированной системы документооборота суда влечет ответственность, установленную законом.
Порядок функционирования автоматизированной системы документооборота суда, в том числе выдачи приговоров, постановлений суда и исполнительных листов, приговоров, постановлений суда и других процессуальных документов, судебных решений и приказов соответствующего суда, передачи дел в электронный архив, хранение текстов приговоров, судебных решений, постановлений и других процессуальных документов, предоставление информации физическим и юридическим лицам, подготовки статистических данных, определяется «Положением об автоматизированной системе документооборота суда».
Для обеспечения судов нормативно-правовыми актами, специальной научной литературой, материалами судебной практики в каждом суде создается библиотека суда. Фонды библиотеки формируют печатные издания и компьютерные базы данных (ст. 152 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»).
Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры порождает ряд новых проблем, связанных с обеспечением цифровой безопасности личности. Существуют также дополнительные подтверждения потребности в подобной модернизации инновационной инфраструктуры в юриспруденции.
Информационные права и свободы составляют основу информационного права, вместе с тем обеспечение гарантий которые возможны используя средства различных юридических отраслей и, прежде всего, адвокатского права. Вектор информатизации на современном этапе должен быть ориентирован на создание системы «электронного правосудия», достижение открытости, доступности и удобства для участников процесса посредством использования электронных инструментов. В частности, планомерный переход судов к использованию новейших коммуникационных систем и компьютерных средств связи, например, таких как системы видеопротоколирования судебных заседаний, значительно повысит качество судебных решений.
Внедрение информационных электронных технологий позволит публиковать информацию о движении дел и результатах судебного разбирательства на Интернет-сайте соответствующих судов.
178
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Итак, определим, что цифровая юстиция — это особый вид правоохранительной и правоприменительной деятельности по обеспечению реализации цифровых прав человека, основной формой чего является фиксация судебных процессов с использованием цифровых средств, оптических приборов и электронной техники, предоставление и рассмотрение доказательств, свидетельств и других фактов, которые могут иметь значение при рассмотрении юридического дела, с помощью высоких технологий.
Электронная коммуникация как явление социально-культурной жизни развивается в Украине в русле общемировых тенденций. Вместе с тем, для более эффективной реализации национальных задач в данной области необходимо формирование соответствующих внутренних условий, призванных обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для российских пользователей, охватывать широкий спектр вопросов обучения и доступности к Интернету широких слоев населения, разработки новых научных направлений по изучению специфики электронного общения.
Функции электронной коммуникации в юриспруденции заключаются в том, что юрист должен уметь не только пользоваться информационными услугами, но и предоставлять такие услуги лично как специалист в области права: в частности, информировать клиентов о новых нормах права, касающиеся юридических дел, находящихся в его рассмотрении.
Особую информационную дееспособность имеют сотрудники суда, правоохранительных, контрольно-ревизионных и налоговых органов, исполняющих служебные задачи.
Закон Украины «О доступе к судебным решениям» предусматривает, что судьи имеют право на доступ ко всем информационным ресурсам Реестра, в том числе в сведениям, позволяющим идентифицировать физическое лицо. Доступ судей к государственной тайне, содержащейся в судебных решениях, обеспечивается в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне». Право доступа к информационным ресурсам Реестра имеют должностные или служебные лица, определенные порядком ведения Реестра.
Полный доступ к судебным решениям имеют: судьи, работники аппарата судов, работники Государственной судебной администрации, сотрудники информационно-технического администратора Реестра в случае предоставления им на один год разрешения на такой доступ с учетом служебных обязанностей и осуществляется путем аутентификации пользователя.
Судьям выплачивается ежемесячная доплата за работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, в размере, который зависит от степени секретности информации: сведения и их носители, имеющие степень секретности «совершенно секретно», — 10 процентов должностного оклада
179
МОДУЛЬ І
судьи соответствующего суда; сведения и их носители, имеющие степень секретности «секретно», — 5 процентов должностного оклада судьи соответствующего суда (ч. 8 ст. 129 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»).
Особый правовой статус имеет и такой представитель правоохранительного органа прокуратуры, как прокурор. Так, Законом Украины «О прокуратуре» установлено, что статистическая и другая информация или их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора и расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право доступа к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и, содержащих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию.
Сотрудникам органов милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Важным средством выполнения обязанности органов государственной власти и местного самоуправления обнародовать информацию о своей деятельности является существование их официальных изданий.
Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного юриста. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Традиционно выделяются внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Но особенно большой интерес в наши дни вызывает электронная коммуникация, опирающаяся на новые технологии и предоставляющая пользователям поистине уникальные возможности для общения, обучения, исследования, ведения бизнеса. Главная особенность виртуального общения связана с особыми отношениями, в которых находятся получатели и отправители сообщений — теми ролями, которые они на себя принимают.
Уровень информационных взаимодействий по юридической тематике в Сети развивается не всегда системно, государство практически не стимулирует онлайновые проекты, если они не касаются государственных
институтов.
Как мы видим, информационные процессы и новейшие информационные технологии находят широкое внедрение в юридической деятельности, становятся предпосылками формирования инновационной инфраструктуры
180
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
И
в юриспруденции. Это проявляется в постепенном переходе к возможности трансляции открытых судебных процессов в режиме «on-line» в Интернете. На первом этапе такие трансляции могут происходить при рассмотрении дел высшими судами, а впоследствии это коснется каждого суда как элемента судебной системы государства. Такой порядок поможет решить целый ряд острых вопросов, в частности стать дополнительным фактором минимизации коррупции в судах.
Коммуникационные преимущества сети Интернет заключаются, в первую очередь, в высокой скорости передачи данных; глобальных характеристиках сети, не имеющих территориальных, государственных границ; «свободе слова»; доступности размещения в Интернет информации; анонимности в Интернет; обширном географическом проникновении сети Интернет, нарастающих темпах роста аудитории Интернет.
Следует подчеркнуть, что электронная коммуникация в юриспруденции предусматривает специфику информационных ресурсов: 1) они имеют особый характер применения — правовую сферу; 2) они не потребляемые и подвержены не физическому, а морально-правовому износу; 3) они не материальные и не зависят от носителя информации; 4) оптимизация структуры их использования в правовой сфере позволяет намного снизить затраты других видов ресурсов, что приводит к значительной экономии средств и времени; 5) процесс их создания является вспомогательным в контексте решения правовых задач, а использование осуществляется особым способом — с помощью компьютерной техники.
При выполнении информационных процессов возникают общественные отношения, которые подлежат правовой регуляции в информационной сфере (точка зрения информационного права), т. е. представляют правовой механизм решения информационных вопросов. Отсюда нормативной основой информационной культуры адвоката являются информационные нормы и информационно-правовые нормы и принципы. Напомним, что информационная культура — это еще и особый стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.
Юридическая компетенция — совокупность юридически определенных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа либо должностных лиц.
Профессиональные навыки адвокатов представляют собой совокупность приемов и умений, позволяющих продуктивно осуществлять адвокатскую деятельность.
Профессиональные умения и профессиональные навыки в использовании права на доступ к информации, составляют информационную компетентность адвоката.
181
МОДУЛЬ І
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Информационное право представляет ту форму, которая позволяет наиболее эффективно и полно осуществлять информационные права и свободы гражданина и человека, имея в виду наиболее качественное и эффективное информационное обеспечение потребителей информации, защиту гражданина, общества, государства от вредной, опасной информации и дезинформации, защиту прав и свобод каждого в информационной сфере.
Сегодня информационное неравенство определяется низким уровнем информатизации, препятствующей широкому внедрению информационных технологий. В условиях технологического отставания и недостаточного развития информационного общества уровень информационного неравенства стремительно возрастает пропорционально увеличению сервисных и информационных возможностей Интернета.
Напомним, что Интернет как глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений, является особым видом электронной коммуникации. Фактически Интернет выступает общедоступным хранилищем информации, всемирной библиотекой, электронным архивом, информационным агентством.
Примем за основу следующее определение Интернета как глобальной социально-коммуникационной компьютерной сети, предназначенной для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий.
Применительно к Сети электронная коммуникация представляется некоторым авторам сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д.
Итак, присоединяемся к предложению рассматривать электронную коммуникацию как социальную информационную коммуникацию, где каналом коммуникации выступает электронная (цифровая) среда.
В случае использования компьютерных сетей информационная культура адвоката имеет выражение в освоении современных технологий свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы информации.
Учитывая это, новым подвидом информационной культуры адвоката становится его высокотехнологическая культура, где важным показателем является умение ориентироваться на рынке информационных ресурсов, услуг, информационных систем и новых технологий.
Адвокат вправе принимать участие во всех видах информационной деятельности: получении, использовании, распространении и сохранении ин-
182
формации. Умелая информационная деятельность адвоката, выражающаяся в способности выбрать достоверную и точную информацию, своевременно ее получать в необходимом количестве и эффективно использовать, осуществлять надежный режим ее хранения, дабы избежать дезинформации, составляет уровень информационной культуры адвоката [7- 89і 10- 18' 21-134; 165; 174; 219; 224 и др.].
Ключевые слова
Юриспруденция, юстиция, судоустройство, автоматизированная система документооборота суда, электронное правосудие, информационная компетентность адвоката.
183
МОДУЛЬ 1
■Цензура — младшая из двух, гадких, сестер, а старшую зовут "Кнквизиция.
Жоганн Кестроп (1801-1862), австрийский комедиограф
- § 2. Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
- § 3. История отечественной адвокатуры
- § 4. Историко-правовой анализ термина «адвокат». Квалификационные требования к адвокатам в Украине
- § 6. Основные виды и организационные формы адвокатской деятельности. Клиент и доверитель
- §8. Социальные права, гарантии и адвокатов
- § 10. Принципы адвокатской деятельности
- § 11. Политическая культура адвоката как элемент профессионализма адвоката. Информационные (цифровые) права и свободы
- § 12. Электронная юриспруденция и цифровая юстиция. Информационная компетентность адвоката в условиях развития высоких технологий
- § 13. Информационная культура адвоката и основные компоненты формирования его имиджа. Маркетинговые приемы в адвокатской деятельности
- § 14. Адвокатский документ. Адвокатские запросы, ходатайства и жалобы как основные информационные средства адвоката
- § 15. Основы адвокатской этики. «Сделки с правосудием»
- § 16. Проблемы рекламы адвокатской деятельности
- § 17. Ошибки адвоката
- § 18. Конфиденциальность, адвокатская тайна и допрос адвоката
- § 1. Защитная функция адвокатуры как правовая традиция. Защита от обвинения как особый вид адвокатской деятельности. Заключение соглашения об оказании правовой помощи. Адвокат свидетеля
- § 2. Полномочия адвоката на досудебном
- § 3. Источники информации адвоката-защитника. Посещение адвокатами учреждений по исполнению наказаний. Полиграф
- § 4. Организационно-тактические начала планирования защиты
- § 5. Особенности организации адвокатом защиты по делам о дтп. Оценка адвокатом выводов судебных экспертиз
- § 8. Адвокат в судебном процессе. Судебный этикет и актерская культура адвоката при рассмотрении уголовных дел
- § 9. Роль и задачи адвоката-защитника в судебных дебатах
- § 10. Роль и задачи адвоката в апелляционном и кассационном производствах
- § 11. Адвокатское досье и электронное адвокатское производство
- § 12. Электронный архив адвоката
- § 13. Электронные юридические консультации. Интернет-адвокаты и фриланс-адвокаты
- § 14. Бизнес-адвокаты, адвокат-консалтинг
- § 16. Адвокат в административном
- § 17. Церковное право и церковные адвокаты
- § 18. Военное право и развитие военной юстиции. Военные адвокаты Украины и рф. Военно-морские адвокаты сша
- § 19. Патентные поверенные и налоговые
- § 20. Будущее украинской адвокатуры: новые направления адвокатской деятельности и перспективы развития инновационных адвокатских технологий
- I. Гражданское, семейное, жилищное, трудовое, земельное и гражданское процессуальное законодательство Украины
- II. Хозяйственное, хозяйственно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство
- III. Административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Украины
- II. Правила адвокатской этики
- III. Конституционное законодательство
- IV. Гражданское право
- V. Гражданско-процессуальное законодательство
- VI. Уголовное право
- VII. Уголовно-процессуальное законодательство
- VIII. Хозяйственное законодательство
- IX. Законодательство о труде
- X. Жилищное законодательство
- XI. Семейное законодательство
- XII. Законодательство об административных правонарушениях и административное судопроизводство
- XIV. Законодательство об окружающей среде (земельное, водное,