logo search

Кодификация законодательства

Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки принятия нового нормативного правового акта.

Особенности кодификации. Как вид систематизации, кодификация характеризуется тем, что:

  1. осуществляется только компетентными органами,

  2. производится периодически и рассчитана на длительный срок,

  3. вносит элемент новизны в правовое регулирование,

  4. предметом ее воздействия являются нормативные предписания и институты,

  5. результатом кодификации является кодификационный акт.

Кодификация – это не только закрепление определенных действующих норм прав и их систематизация, но одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Главная функция кодификации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Из других признаков кодификации ученые называют следующие:

Особенности кодификационного акта. Они во многом совпадают с особенностями кодификации в целом. Кодификационный акт:

  1. акт сводного характера;

  2. новый по содержанию;

  3. как правило, значительный по объему;

  4. логически завершенный и системный;

  5. регулирует определенную сферу общественных отношений;

  6. акт с высокой степенью стабильности материала.

Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму:

Некоторые авторы к кодификационным актам относят и свод законов.

Основы законодательства – это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов федерации. Они отличаются тем, что:

Кодекс – это нормативный акт, который содержит правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других. Он отличается тем, что:

Устав – это комплексный нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности. Не все уставы и положения можно считать кодификационными актами. К ним не относятся уставы и положения индивидуально-определенных органов, которые не имеют обобщающего характера.

Положение – сводный нормативно-правовой акт, достаточно всеобъемлюще и детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения).

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

Регламенты – кодификационный акт, который регламентирует вопросы правого статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.

Виды кодификации. Обычно в юридической литературе и практике различаются:

  1. всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и как следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы актов типа "кодекса законов";

  2. отраслевая кодификация – охватывает законодательства той или иной отрасли (Гражданский, Уголовный, Кодекс законов о труде и т. д.);

  3. специальная (комплексная) кодификация. Это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т. д.).

Некоторые авторы выделяют комплексную кодификацию. Она состоит в кодифицировании комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик).