logo search
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан

Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в предупредительной деятельности — одно из исходных положений советской системы предупреждения преступности.

В основе предупредительной деятельности общественных организаций (коллективов) лежит метод убеждения, однако в необходимых случаях ими используются меры воздействия, предусмотренные уставами общественных организаций, локальными нормативными актами коллективов (см. ниже). Наряду с этим представителям общественности делегируется в определенных законом случаях и пределах право применять меры, включающие элементы государственного принуждения. Например, меры по пресечению

73

преступлении и задержанию преступников, вытекающие из законодательства о необходимой обороне, о деятельности народных дружин; имущественные меры воздействия на правонарушителей (в том числе освобожденных от уголовного наказания с передачей материала в товарищеский суд); меры контроля за лицом, переданным на поруки. Причем закон или подзаконные правовые акты определяют не только содержание и пределы действий представителей общественности, связанных с применением принуждения к правонарушителям, но и в целом профилактических действий, порождающих правовые последствия. Например, проведение рейдов, проверок и т. д.

Общественные организации14, коллективы нельзя рассматривать только как субъекты индивидуальной профилактики, хотя их особое значение в этой сфере бесспорно, поскольку они обычно значительно раньше, чем государственные органы, сталкиваются с фактами (еще малозначительными), указывающими на начавшуюся деформацию личности, и могут своевременно принять воспитательные меры. Общественные организации, трудовые коллективы, граждане участвуют в правовом регулировании предупредительной деятельности, ее планировании и координации, в непосредственной предупредительной деятельности (по устранению на различных уровнях причин и условий, способствующих преступлениям определенных видов или в среде определенных контингентов; по предупреждению конкретных преступлений).

Во всех этих случаях и на всех уровнях их предупредительная деятельность осуществляется: а) самостоятельно (в частности, на более раннем этапе, нежели становится необходимым вмешательство государственных органов) и в присущих общественности формах; б) путем совместных с государственными органами мероприятий; в) путем непосредственного участия в предупредительной деятельности государственных органов (например, в процессуальной).

Участие общественности в предупреждении преступности как составная часть реализации ленинского положения о воспитании масс в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их в надзоре за соблюдением законности представляет собой одну из перспективных линий дальнейшего развертывания социалистической демократии. Оно способствует демократизации и гуманизации борьбы с преступностью, позволяет экономить меры государственного принуждения, формирует и повышает социальную активность трудящихся в этой сфере.

Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в предупреждении преступности развертывается на уровне страны в целом; крупных регионов; входящих в них территориальных единиц15; объектов (микрорайонов, предприятий и т. п.) и их объединений. Оно осуществляется либо «попутно» с выполнением основных социальных функций; либо с частичной специализацией; либо с полной специализацией (когда общественная орга-

74

низация, коллектив формируют специальные структуры для этой деятельности).

Теперь более подробно рассмотрим некоторые особенности участия в предупредительной деятельности соответственно общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Общественные организации, участвующие в предупреждении преступности, могут быть разделены на группы, исходя из территориального масштаба их деятельности, из того места, которое занимает профилактическая деятельность в числе основных задач и функций, из компетенции общественной организации в этой сфере.

По первому признаку могут быть выделены организации:

а) комсомол, профсоюзы и др., имеющие вертикальную и гори зонтальную структуры и действующие в масштабах как страны в целом, союзных республик, так и отдельных областей, городов, районов, объектов (предприятий, микрорайонов и т. д.);

б) народные дружины, советы по профилактике, товарищеские суды и др., имеющие вертикальную и горизонтальную структуры, но действующие только в локальном масштабе (объект, населен ный район, пункт, район, область);

в) советы общественности, родительские, домовые, уличные ко митеты, общественные пункты охраны порядка и другие, не имею щие многозвенной структуры и действующие только в локальном масштабе (объект, населенный пункт).

По второму признаку могут быть выделены общественные организации, для которых предупредительная деятельность произ-водна от их основных задач и функций, направленных на повышение социальной активности трудящихся в основных сферах государственной и общественной жизни17, и организации, для которых эта деятельность представляет основную задачу и функцию.

По третьему признаку могут быть выделены общественные организации: а) имеющие внешний (ориентированный на предупреждение преступности в среде тех общностей людей и на тех территориях, где функционирует данная организация) и внутренний (нацеленный на предупреждение правонарушающего поведения своих членов) аспекты деятельности и имеющие только внешний аспект; б) участвующие в разработке, планировании, управлении и непосредственном осуществлении всех или большинства направлений предупредительной деятельности и участвующие лишь в некоторых из этих направлений: в охране общественного порядка, охране социалистической собственности; контроле за исполнением правил торговли, правил безопасности труда, дорожного движения и т. д.

В настоящее время наблюдается и тенденция возникновения и развития в сфере предупредительной деятельности: а) массовых общественных движений, объединяющих усилия нескольких общественных организаций (например, за укрепление правопорядка в районе, городе, области); б) органов, формируемых на основе совместного представительства государственных и общественных

75

субъектов предупредительной деятельности, совмещающих в себе черты государственных и общественных органов (советы по профилактике, комиссии по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством, наблюдательные комиссии и т. д.).

Предупредительная деятельность общественных организаций осуществляется в соответствии с их задачами и компетенцией. Это дифференцированная правовоспитательная работа:

по ускорению социальной адаптации лиц и групп с ослабленными социальными связями;

по выявлению семейно-бытовых конфликтов и воздействию на их причины;

по организации досуга с целенаправленным вовлечением лиц с отклоняющимся поведением в работу кружков, секций, клубов по интересам.

Деятельность общественных организаций в рассматриваемой области включает в себя и такие мероприятия, как:

обсуждение вопросов предупреждения преступности; участие в перспективном и текущем планировании предупредительной деятельности, в закреплении ее задач, форм в социалистических обязательствах, коллективных договорах, совместных с правоохранительными органами нормативных и методических документах;

использование мер общественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением (злоупотребляющих алкоголем, проявляющих недобросовестность, нарушающих трудовую и общественную дисциплину и т. п.) с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию и обеспечить своевременную коррекцию их поведения;

индивидуальные и групповые беседы, обсуждение поведения на собраниях, на заседаниях выборных органов, помещение заметок и фотографий на стендах, в стенных газетах, интенсификация общественного и социального контроля за поведением;

меры общественного контроля за соблюдением требований законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране социалистической собственности, о борьбе с пьянством (в том числе правил отпуска спиртных напитков) и т. д.;

рейды, патрулирование в общественных местах в целях предупреждения и пресечения нарушений порядка.

Направляя предупредительную работу общественных организаций в рассмотренных и иных формах (дать их исчерпывающий перечень не позволяет сама сущность общественной деятельности по предупреждению преступности), вышестоящие органы профсоюзов, комсомола функционируют в то же время в качестве звеньев управления предупредительной деятельностью, реализуемой в конечном счете в двух основных сферах: по месту работы (учебы) й месту жительства (досуговой, бытовой, семейной жизни). Ир" этом в соответствии с постановлением ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонаруШ6' ниями» ВЦСПС, центральные комитеты и советы профсоюзов со*

76

лоточивают усилия на том, чтобы повысить роль профсоюзных низаций в деле предупреждения правонарушений, использо-для этого возможности социалистического соревнования, офсоюзные организации и их комитеты имеют действенные едства, чтобы в трудовых коллективах создавать обстановку не-опимости к правонарушителям, принимать меры, обеспечиваю-ие неотвратимость их моральной, материальной и -'иной ответ-венности, проявлять заботу об организации досуга и правильном использовании свободного времени трудящимися. ЦК ВЛКСМ и ПК ЛКСМ союзных республик, комитеты комсомола направляют силия на поднятие роли комсомольских организаций в борьбе с правонарушениями, на вовлечение каждого комсомольца в работу по укреплению правопорядка, на усиление участия комсомола в изучении причин правонарушений несовершеннолетних и молодежи и принятие конкретных мер по их устранению.

Значительный теоретический и практический интерес представляют в этой связи проблемы, связанные с механизмом участия вышестоящих звеньев общественных организаций в управлении предупредительной деятельностью. Внутренний их аспект — управление воспитательно-профилактической работой своих нижестоящих организаций — является предметом деятельности профсою-

I Й \ Т "

зов, комсомола . Участие же общественных организации в управлении предупреждением преступности в целом требует специального рассмотрения, особенно в рамках криминологической теории координации и комплексного планирования борьбы с преступностью. Конституционное положение об участии общественных организаций «в соответствии со всеми уставными задачами... в управлении государственными и общественными делами» (ст. 7) в полной мере распространяется и на эту сферу.

В специальной литературе эта проблема І либо вообще не ставится , либо участие общественных организаций только обозначается (без какой-либо фиксации специфики)20, либо такие общественные организации, как профсоюзы и комсомол, рассматриваются в качестве руководящих и направляющих субъектов системы предупреждения преступности в одном качестве с партийными органами и Советами народных депутатов.

" связи с этим представляется, что: а) профсоюзные и комсо-

'ольские организации, организации общества «Знание» должны

J'Tb применительно к их уставным задачам представлены на всех

ровнях и направлениях координации и планирования воспита-

льно-профилактической деятельности, в том числе решения тех

просов этой деятельности (нормативных, организационных, ре-

сных, методических и т. д.), которые вытекают из их диффе-

Цированных функций в сфере борьбы с правонарушениями, как

Ьев политической системы общества; б) такие специализиро-

5Ые органы и формирования, как комиссии по делам несовер-

'олетних, по борьбе с пьянством, наблюдательные, штабы дру-

> общественные советы по работе товарищеских судов, прези-

77

диумы коллегий адвокатов, задачи которых сближают их с правоохранительными органами, участвуют в координации и планировании воспитательно-профилактической работы во всех случаях участия правоохранительных органов соответствующего уровня ' ; в) такие общественные организации, уставные задачи которых соответствуют лишь некоторым направлениям воспитательно-профилактической работы (спортивные, культурно-досуговые, творческие и т. д.), привлекаются к планированию и координации ее в тех случаях, когда речь идет о разработке и осуществлении мероприятий с их участием.

Что касается формирований, задачи которых состоят в оказании помощи соответствующим государственным или общественно-государственным органам (общественные инспекции, общественные воспитатели и т. д.), то, как представляется, их участие в координации и планировании опосредовано через соответствующие органы22.

Участие в предупредительной деятельности трудовых коллективов, как и участие общественных организаций, основывается на конституционных положениях (ст. 8 Конституции СССР). Значимость воспитательно-профилактической работы в трудовых коллективах специально подчеркивается в материалах съездов коммунистической партии а также в ряде постановлений ЦК КПСС, требующих добиваться, чтобы трудовой коллектив выступал как носитель высокой политической сознательности, социалистической дисциплины труда и организованности, непримиримо боролся против антиобщественных поступков.

Трудовой коллектив — это субъект как общей (социальной), так и специальной предупредительной деятельности. Содержанием его воспитательно-профилактической работы является: разъяснение, убеждение, социальный контроль, общественное воздействие, делегированные формы правового воздействия, принятие мер через администрацию23, правоохранительные органы. При этом исследователями проблемы обычно выделяются два направления предупредительной деятельности трудовых коллективов. Это предупреждение преступлений и иных правонарушений членов коллектива: а) «н<5 рабочем месте»; б) в сфере досуга, быта. Представляется, однако, что первое направление требует в свою очередь дифференциации: его нельзя отождествлять лишь с предупреждением правонарушений рядовых членов коллектива, а надо иметь в виду и предупреждение нарушений трудового законодательства, законодательства о производственной отчетности, качестве продукции, должностных обязанностях представителей администрации и т. д.

Формы воспитательно-профилактической работы в коллективах, как уже отмечалось, в значительной части совпадают с формами этой работы, присущими общественным организациям (и специализированным формированиям общественности), функционирующим в структуре коллектива. Надо лишь дополнительно

78

 

указать на широкие возможности использования и высокую эффективность:

обсуждения вопросов организации и хода воспитательно-профилактической работы на постоянно действующих производственных совещаниях; на общих собраниях рабочих и служащих (в том числе в бригаде); обсуждения на этих собраних конкретных фактов в целях оказания общественного предупреждающего воздей-

24

ствия ;

разработки условий и подведения итогов соцсоревнования с учетом отношения членов коллективов, бригад, участков, отделов, цехов к соблюдению правил поведения на производстве и в быту; их активности в борьбе с антиобщественными явлениями;

решения вопросов по требованию общественности о лишении членов коллектива, совершивших правонарушения, тех или иных льгот, вытекающих из их принадлежности к коллективу ;

осуществления общественного воздействия через специализированные средства массовой информации и правового воспитания, имеющиеся на предприятии, в учреждении; через товарищеские суды коллектива с применением, в частности, мер (основанных на содействии через администрацию и др.), включенных законодателем в компетенцию именно производственных товарищеских судов;

осуществления социального контроля через специализированные формирования, действующие внутри коллектива.

Воспитательно-предупредительная работа в трудовых коллективах дифференцируется, с одной стороны, по контингентам и конкретным лицам, а, с другой стороны — по видам правонарушений и обстоятельств, им способствующих26. «Рубежом», отделяющим ее от общевоспитательной и общехозяйственной деятельности (конечно, в определенной степени условным), является необходимость осуществления «избирательного воздействия» коллектива на носителей взглядов и привычек, создающих фон для перехода к все более серьезным правонарушениям, а затем и преступлениям, а равно на процессы и явления в коллективе, способствующие формированию и проявлению такой позиции.

Задачи и формы воспитательно-профилактической работы в трудовых коллективах, как уже показано, многообразны. Их осуществление потребовало должного информационно-аналитического и методического обеспечения, укрепления гарантий законности; обучения актива, создания организационного центра этой работы в масштабах коллектива. Практика нашла и оправдавшую себя форму такого организационного центра: советы трудовых коллективов по профилактике правонарушений, о содержании деятельности которых говорилось выше.

Предупредительная функция трудовых коллективов включает в себя не только раннюю профилактику, для чего коллектив обладает большими возможностями, но и совместные с правоохранительными органами меры по устранению причин и условий, уже приведших к преступлению и могущих привести к новым преступле-

 

79

ниям того же лица (если к нему не применены меры, связанные с удалением из коллектива) или других лиц.

Участие в предупредительной деятельности граждан также имеет конституционную основу. В этой связи принципиальное значение имеет включение в характеристику основных обязанностей граждан СССР положения о долге каждого бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (ст. ст. 61, 65 Конституции СССР). Положения советского уголовного права о необходимой обороне (ст. 13 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) закрепляют правомерность соответствующих действий граждан по защите интересов государства, общественных интересов личности или прав отдельных лиц от общественно опасных посягательств. Упоминание о необходимой обороне включено в настоящее время и в административное законодательство (ст. 8 Основ законодательства об административных правонарушениях), что имеет особое значение и для предупреждения преступлений, поскольку пресечение административных правонарушений есть в ряде случаев непосредственная профилактика преступлений, в которые могут сразу же перерасти эти правонарушения или совершению которых впоследствии могло бы способствовать порождение ощущения безнаказанности у лица, совершившего административное правонарушение.

В литературе не всегда упоминаются граждане в качестве самостоятельных субъектов предупредительной деятельности. Высказывалась точка зрения и о том, что субъектами общественного воздействия они могут быть лишь в качестве активистов обще ственных организаций и коллективов, членов (представителей) общественных организаций и других социальных коллективов — носителей общественного мнения.

Для правильного решения вопросов необходимо, как предста вляется, разграничить три формы социальной активности членов общества в сфере предупреждения преступности: а) через участие в деятельности общественных организаций; 6) через участие в деятельности трудовых коллективов27; в) неформализованное,

индивидуальное участие,когда граждане в процессе своей повседневной жизнедеятельности помогают в пределах своих возможностей выявлять и устранять отрицательные явления в сфере труда, учебы, досуга, быта, с которыми лично сталкиваются и которые могут иметь криминогенное значение. Индивидуальное участие граждан в предупредительной деятельности реализуется путем исполнения:

обязанности родителей и других воспитателей детей не допускать аморальных, антиобщественных влияний на детей (ст. 66 Конституции СССР, ст. ст. 18, 19 Основ законодательства о браке и семье);

обязанности опекуна (попечителя) в предусмотренных законом

80

случаях создать нормальные условия жизни и воспитания несовершеннолетних (ст. 26 Основ законодательства о браке и семье);

морального долга способствовать: а) устранению недостатков и нарушений на предприятии, в учебном заведении, учреждении (критика на собраниях и в печати28, товарищеские беседы, сигнализация компетентным органам и лицам и др.); б) предупреждению и пресечению преступлений путем своевременного заявления об известных фактах подготавливаемых и совершаемых преступлений, а также путем использования права необходимой обороны, оказания помощи правоохранительным органам и т. п.;

обязанности: а) дать полные и правдивые свидетельские показания об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; б) обеспечить в предусмотренных законом случаях надлежащее поведение обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения применено личное поручительство (ст. 94 УПК РСФСР) или отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК РСФСР);

морального долга способствовать предупреждению рецидива со стороны осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, условно-досрочно и по отбытии наказания освобожденных, амнистированных, помилованных и т. д.;

морального долга сообщать свое мнение о состоянии воспитательно-профилактической работы при выяснении общественного мнения, исследованиях проблемы и т. п.; участвовать в формировании в ближайшем трудовом и бытовом окружении позиции, осуждающей правонарушения и исключающей возможность получения благ незаконным путем.

Таким образом, участие отдельных граждан в предупредительной деятельности включает в себя как самостоятельные действия, так и содействие правоохранительным органам, а равно и иным органам и общественным организациям в устранении обстоятельств, могущих способствовать правонарушениям, удержании конкретных лиц от неправильных поступков, в пресечении подготавливаемых или начатых преступных действий. Очень важно в этой связи постепенно знакомить граждан с объемом их прав и обязанностей в части предупредительной деятельности, компетенцией различных органов в сфере этой деятельности29, а также использовать стимулы гражданской активности в данной сфере.

Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» специально выделяет задачу привлечения к предупреждению правонарушений широких масс. В этой связи одним из ведущих направлений теории предупреждения преступности становится изучение отношения граждан к борьбе с преступностью в целом и с отдельными ее видами, разработка методов выявления и устранения причин относительно слабой активности в этой сфере применительно к отдельным контингентам населения, регионам, видам преступлений.

81