logo search
Готовимся к экзамену

Рынок и рыночные отношения

Продукт труда, изготовленный для обмена путем купли-продажи на рынке, называется товаром. Свойства товара:

— стоимость — сумма затрат на производство товара (абст­рактный человеческий труд);

— потребительная стоимость — полезность товара; свой­ства — удовлетворять потребности человека и способность обмениваться на другие товары.

С зарождением товарных отношений товары обменива­ются друг на друга. Для упрощения процесса обмена появил­ся всеобщий эквивалент стоимости товаров, упрощающий процесс обмена, — деньги. Весь товарный мир — это товар и деньги. Деньги тоже товар, на производство которого затра­чен абстрактный человеческий труд, но в то же время — ме­рило стоимости. Товар — результат конкретного, частного тру­да, выступающий как потребительная стоимость. Деньги — воплощение стоимости, выражение абстрактного обществен­ного труда.

Потребительная стоимость денежного товара раздваива­ется — золото и серебро служат украшением (деньги изготав­ливаются из благородных металлов) и способны обменивать­ся на все прочие товары (специфика денег).

Причины выбора благородных (золото и серебро) метал­лов в качестве денег:

— качественная однородность;

— легкая делимость и соединяемость без потери веса и сто­имости;

— портативность, т. е. высокая стоимость при малых объе­ме и весе;

— сохраняемость.

Функции денег:

— мера стоимости, с помощью денег можно выразить сто­имость любого товара;

— средство обращения, деньги выступают посредником в реальном товарном обмене;

— средство платежа, если продажа товара и его оплата раз­рываются во времени: кредит, вексель, заработная пла­та, налоги;

— средство образования сокровищ, при этом деньги выпа­дают из обращения;

— мировые деньги, главным образом золото. Количество денег, находящихся в обращении, должно

соответствовать сумме цен имеющихся товаров. При нару­шении этого закона денежного обращения наступает инф­ляция.

Инфляция — обесценивание денег в результате превы­шения количества денежных знаков, находящихся в обра­щении, над суммой товарных цен, и появление массы денеж­ных знаков, не обеспеченных товарами.

Виды инфляции:

— гиперинфляция (до 1000% в год);

— галопирующая (цены растут на 100-150% в год);

— ползучая (до 100% в год);

— подавленная, государство регулирует цены, это вызыва­ет дефицит товаров;

— открытая, цены не регулируются, дефицит денег. Последствия инфляции:

— диспропорции в экономике;

— перераспределение доходов в обществе;

— нарушения в механизме действия денежной, финансо­вой, кредитной системы;

— падение реальных доходов населения. Государство либо приспосабливается к инфляции и про­водит индексацию доходов населения; либо ведет борьбу с инфляцией, проводя жесткую денежно-кредитную политику, сокращая бюджетные расходы.

При товарном производстве продукт труда частного про­изводителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабо­чем времени. Эти затраты выражаются через стоимость по­средством обмена, затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Это объективная необходимость товарного производства, выраженная в законе стоимости.

Закон стоимости — это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в за­висимости от количества воплощенного в них абстрактно­го общественно необходимого труда. Это экономический за­кон товарного производства, закон эквивалентного обме­на, т. е. обмениваемые товары должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно необхо­димого труда.

. Функции закона стоимости:

— регулирует распределение средств производства и рабо­чей силы между отраслями производства;

— стимулирует технический прогресс и развитие произво­дительных сил;

— способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей.

Общественные связи между товаропроизводителями про­являются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Рынок — это система экономических отношений по поводу купли-прода­жи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них.

Рынки различаются по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

— рынок товаров и услуг;

— рынок средств производства;

— рынок труда;

— рынок инвестиций;

— финансовый и денежный рынок;

— фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

— рынок иностранных валют;

— рынок научно-технических разработок.

По географическому положению:

— местный;

— национальный;

— региональный;

— мировой.

По степени развития конкуренции:

— рынок свободной конкуренции;

— монополистический рынок;

— олигоцолистический. Субъекты рынка:

— домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности;

— предприятия, используют факторы производства для из­готовления и продажи своей продукции, стремятся к мак­симально высокой прибыли;

— финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслу­живают движение денежной массы;

— государство, правительственные учреждения, осуществ­ляющие контроль над рынком для реализации обще­ственных целей.

Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация. Классическая модель рынка:

— множество независимых товаропроизводителей, самосто­ятельно решающих, что производить и как реализовы вать продукцию;

— множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать;

— эквивалентный обмен по стоимости;

— установление цен на основе спроса и предложения;

— наличие конкуренции.

Важнейшие категории рынка: спрос и предложение.

Спрос — отношение между ценой товара и его количе­ством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса — чем ниже цена товара, тем большее количество по­купателей хотят и могут его приобрести.

Закон спроса не действует:

— для некоторых редких и дорогостоящих товаров, явля­ющихся средством вложения денег;

— при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повы­шения цен;

— при переключении спроса на более качественные и доро­гостоящие товары.

Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, на­зываемые параметрами спроса:

— величина доходов потребителей;

— цены на дополнительные товары;

— ожидаемые изменения цен в будущем;

— демографические факторы;

— вкусы и предпочтения потребителей. Предложение — связь между ценой товара и его количе­ством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон пред­ложения — при прочих равных условиях чем выше цена то­вара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке.

В соответствии со спросом и предложением устанавли­вается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца, и покупателя.

Неценовые факторы предложения:

— цены на рабочую силу, материалы и другие издержки производства;

— ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары;

— число продавцов на рынке. Признаки рынка:

— нерегулируемое предложение;

— нерегулируемый спрос;

— нерегулируемая (свободная) цена.

Законы, регулирующие рынок: закон стоимости; закон спроса и предложения.

Преимущества рынка:

— высокая эффективность использования ресурсов;

— высокая степень приспосабливаемости к изменившимся условиям;

— свобода выбора действий производителя и потребителя;

— активное использование достижений НТР;

— способность удовлетворять разнообразные потребности.

Негативные стороны рынка:

— неэффективное использование невосполнимых ресурсов;

— отсутствие полной занятости и стабильности цен;

— игнорирование негативных последствий от принимаемых решений;

— нестабильность развития (кризисы, инфляция). Нестабильность развития вызывает необходимость со­циальной защиты — системы мер защиты граждан от эконо­мической и социальной деградации в результате безработи­цы, инфляции, инвалидности, старости и т. д.

Меры социальной защиты:

— финансирование различных социальных программ; пособия, дотации, компенсационные выплаты;

— индексация доходов населения;

— государственное и частное страхование;

— организация служб занятости.

Основные функции системы социальной защиты населе­ния — создание равных условий воспроизводства личности в условиях данного региона или страны.

Необходимым атрибутом рынка является конкурен­ция — соперничество между участниками рыночного хозяй­ства за лучшие условия производства, купли и продажи това­ров. Конкуренция — объективный закон рыночного хозяй­ства. Различают два основных типа конкуренции:

— совершенная, под которой понимают состязательную борь­бу между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незна­чительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдель­ному производителю господствовать на рынке и оказы­вать существенное влияние на рыночную цену товара;

— при несовершенной конкуренции на рынке господствует несколько (две—четыре) крупных фирм, которым при­надлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на ры­ночную цену товара.

Основные виды конкуренции:

— простых производителей;

— единоличных капиталистов;

— монополий;

— национальных капиталов;

— интернациональных капиталов.

Соперничество ведется ради получения большей прибы­ли, которая составляет разницу между стоимостью продук­ции и издержками на ее производство.

Внутриотраслевая конкуренция — соперничество пред­приятий одной и той же отрасли за господство на рынке дан­ного товара. Межотраслевая конкуренция — борьба за наи­более выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Конкуренция ведется среди продавцов, среди покупа­телей, среди продавцов и покупателей.

Методы конкуренции:

— ценовая — ведется посредством «сбивания» цен;

— неценовая — усовершенствование техники и организа­ции производства, снижения стоимости, повышения ка­чества товаров.

Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия — исключительное право производства, промыс­ла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству.

Абсолютная монополия полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Естественной монополией обладают собственники и хо­зяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении ред­кие и свободно не воспроизводимые элементы производства.

Искусственная монополия — сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта:

— случайная — принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;

— устойчивая — принадлежит крупным фирмам, объедине­ниям предприятий, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции. Всеобщая форма монополии развивается тогда, когда

объединения предприятий всесторонне с помощью государства подчиняют себе экономику и оказываются на большин­стве рынков и основными продавцами, и основными покупа­телями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы (например, ВПК). Сегодня в результате НТР произошло повышение роли малых и сред­них технически передовых предприятий. Виды монополий:

— картель — объединение производителей однородной про­дукции, сохраняющих производственную и коммерчес­кую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства, ценах и рынках сбыта;

— синдикат — объединение предпринимателей, которое бе­рет на себя осуществление всей коммерческой деятель­ности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий;

— трест — объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельность, подчиненных единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются в пайщиков (акционеров);

— концерн — форма монополистического объединения с вы­соким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей про­мышленности, транспорта, банки и т. д.;

— холдинг — компания, владеющая контрольными паке­тами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.

Монопольная цена — особый вид рыночной цены, кото­рая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости то­вара в целях получения монопольного дохода (чаще всего монопольной сверхприбыли).

Возникновение монополий не устраняет конкуренции, борьба идет уже между монополиями. Монополия порожда­ет конкуренцию, конкуренция приводит к возникновению мо­нополии. Конкуренция и монополия являются двумя сторо­нами рыночного взаимодействия.

Рыночная экономика развивается циклически: от подъе­ма к кризису и обратно. Период развития от одного кризиса до другого называют экономическим циклом. Он включает в себя четыре фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем. Кризис — резкое падение объемов производства, разорение предпринимателей, безработица, падение уровня жизни. Деп­рессия — невысокий стабильный уровень производства, вы­сокий уровень безработицы. Оживление — медленное повы­шение уровня производства, сокращение безработицы. Подъем — быстрый рост производства, превышение уровня производства предыдущего цикла, сокращение безработицы до минимума, рост спроса и доходов.

Важнейшей задачей развития общества является эконо­мический рост — количественное и качественное развитие про­изводства.