logo search
Gosy_vse_otvety

15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.

Принятие решения в узком смысле м.б. определено как выбор альтернативы, ориентированной на достижении цели. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения, и м.б. определено как подход к продуманному и рациональному выбору действия при, как минимум, двух альтернативах.

Виханский определяет принятие решения, как «сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим, желаемым состоянием организации».

При принятии решения обычно выделяют три метода: опыт, эксперимент и научные исследования и анализ.

Так же выделяют ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.

Методы —это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. 1) Декомпозиция. Представление сложной проблем, как совокупности простых вопросов.

2) Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3) Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4) Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг - друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности.

5) Метод неспециалиста Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6) Линейное программирование.

7) Имитационное моделирование.

8) Метод теории вероятности.

9) Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.

10) Метод аналогий. Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:

платежная матрица;

дерево решений;

методы прогнозирования.

Платежная матрица. Суть каждого принимаемого руководством решения – выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. Платежная матрица – это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руков-ль должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

Платеж предст. собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу. Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным.

Вероятность той или иной погоды

Туман (0,1)

Ясная погода (0,9)

Стратегия 1: Самолет

Стратегия 2: Поезд

+ $ 2000

+ $ 3000

+ $ 4500

+ $ 3000


В целом платежная матрица полезна, когда:

1) имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.

2) то, что может случиться, с полной определенностью не известно.

3) результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

Кроме того, руков-ль должен располагать возможностью объективной оценки вероятности релевантных событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности. Руков-ль редко имеет полную определенность, но также редко он действует в условиях полной неопределенности. Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Вероятность можно определить объективно, как поступает игрок в рулетку, ставя на нечетные номера. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководителя, который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях.

Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руков-ль почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода допущения необходимы для многих операций планирования. Ясно, что чем лучше руков-ль сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.

Дерево решений – метод науки упр-ия – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

Используя дерево решений, руков-ль может рассчитать результат каждой альтернативы и выбрать наилучшую последовательность действий. Результат альтернативы рассчитывается путем умножения ожидаемого результата на вероятность и последующим суммированием таких же произведений, находящихся правее на дереве решений.

Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соотв-ии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Дерево решений можно строить под сложные ситуации, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений – это полезный инструмент для принятия последовательных решений.

16. Общая характеристика законотворческого процесса в городе Москве.

Законотворчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии:

Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это, как представляется, наиболее сложный и ответственный момент создания правового акта. Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям. По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования. Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить: 1) Создание концепции будущего закона; 2) Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта; 3) Непосредственная работа над текстом проекта; 4) Экспертиза готового законопроекта.

Обсуждение, доработка и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется. Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение. Ряд проектов проходит особые, дополнительные стадии подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение. Подготовка проекта заканчивается решением органа, его готовившего, о направлении законопроекта на рассмотрение законотворческого органа. начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта. Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: 1) внесение проекта на обсуждение законотворческого органа; 2) непосредственное обсуждение проекта; 3) принятие закона; 4) его обнародование (опубликование).Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган. Следующая стадия - это внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании. Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта. Процесс создания закона завершается его опубликованием

В соответствии с Уставом города Москвы (основным законом города) высшим и единственным законодательным органом государственной власти является Московская городская Дума. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Московскую городскую Думу в 30 срок со дня получения Мэром Москвы законопроекта. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проектов закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, заявления, обращения, документы по организации работы Московской городской Думы, если число депутатов, присутствующих (зарегистрированных) на заседании Московской городской Думы, составляет не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы. Устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы. Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Закон города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы»регулирует отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. Законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города Москвы и подписываемые Мэром Москвы. Основным Законом города Москвы является Устав города Москвы, имеющий высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам города Москвы, правовым актам органов местного самоуправления и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует Устав города Москвы. Законом города Москвы: а) утверждаются бюджет города Москвы и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, а также отчет об исполнении бюджета города Москвы и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, представленные Мэром Москвы; б) устанавливаются административно-территориальное устройство города Москвы и порядок его изменения; в) утверждаются Генеральный план развития города Москвы, программы социально-экономического развития города Москвы и городские долгосрочные целевые программы, представленные Мэром Москвы; г) устанавливается порядок проведения выборов в Московскую городскую Думу; д) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Москвы, а также в пределах полномочий Московской городской Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; е) устанавливаются региональные и местные налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению города Москвы, а также порядок их взимания; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью города Москвы; з) утверждаются заключение и расторжение договоров города Москвы; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума города Москвы; к) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными законами города Москвы к ведению и полномочиям города Москвы.

Законы города Москвы подписываются Мэром Москвы, а постановления Московской городской Думы - Председателем Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы. Законы города Москвы, принятые Московской городской Думой, направляются для подписания и обнародования Мэру Москвы в четырнадцатидневный срок. Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы в четырнадцатидневный срок. Документы, не являющиеся законами города Москвы или постановлениями Московской городской Думы, принимаются в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

За годы осуществления реформ, функционирования новой политической системы, действия Конституции Российской Федерации 1993 года в городе удалось создать достаточно прочную и успешно работающую систему законодательства, ядром которой является Устав города Москвы и другие законы, регулирующие важнейшие сферы жизни. Системное плановое формирование московского законодательства осуществляется с 1994 года. За минувшие годы принято 550 законов города Москвы. В настоящее время число постоянно действующих законов города превышает 160.Реализуя конституционные положения о правовом и социальном государстве, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, органы государственной власти города Москвы и местного самоуправления предпринимают настойчивые усилия по динамичному развитию законодательства города, своевременно реагируют на требования жизни, новые реалии и тенденции политического и социально-экономического развития, анализируют и учитывают практику применения правовых актов, оперативно вносят необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство.

К настоящему времени в городе практически решены вопросы организации государственной власти. В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, приняты законы города Москвы "О Правительстве Москвы", "О статусе депутата Московской городской Думы", "О Московской городской избирательной комиссии", "О Контрольно-счетной палате города Москвы". В 2003 году принят Закон города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы", являющийся первым кодифицированным правовым актом, регулирующим отношения по проведению выборов не только на городском уровне, но и во внутригородских муниципальных образованиях.