57. Правовое положение города Москва.
Город Москва в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти и городского (местного) самоуправления, свое законодательство, герб, флаг и гимн.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.
2. Законы и иные правовые акты города Москвы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы или иного правового акта города Москвы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.
3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Уникальность Москвы состоит в том, что этот город в соответствии с Конституцией РФ имеет статусы столицы РФ, субъекта РФ и города федерального значения. Город Москва также выполняет функции административного центра Центрального федерального округа Российской Федерации, а также имеет ряд черт, характерных для статуса муниципального образования. Таким образом, система органов государственной власти города строиться с учетом необходимости решения всех задач, стоящих перед органами власти, в том числе несвойственных органам государственной власти других субъектов Российской Федерации.
В соответствии со столичным статусом в Москве находятся резиденция Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Генеральная прокуратура, министерства, агентства и ряд других высших органов государственной власти страны. В городе размещены представительства субъектов РФ, дипломатические представительства иностранных государств. Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Федеральным законом "О статусе столицы Российской Федерации" особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти и органов власти города в связи с осуществлением городом Москва функций столицы Российской Федерации.
Основным законом города Москвы является Устав города Москвы, который наделен высшей юридической силой по отношению к другим законам города Москвы, правовым актам органов власти города Москвы. Устав города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти города Москвы, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.
Устав как Основной закон города, исходя из Конституции РФ, определяет права Москвы на осуществление городского (местного) самоуправления и государственной власти, законодательно закрепляет основные принципы организации и функционирования властных структур: 1),власть осуществляется на основе закона. Цель осуществления власти – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города в интересах населения Москвы; 2) органы власти и их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий; 3) полномочия органов власти обеспечиваются необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами; 4) в пределах своих полномочий органы власти самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность.
В соответствии с Конституцией РФ Устав включает статьи, в которых зафиксированы разграничение предметов ведения РФ и города Москвы, статус и полномочия всех органов власти в Москве, порядок формирования и взаимодействия, правовая и материальная основа их деятельности. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти, является Мэр Москвы. Исполнительными органами государственной власти являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти. Органами судебной власти города Москвы являются Уставной суд города Москвы и мировые судьи. Исполнительная власть имеет свои территориальные органы – префектуры 10 АО и 125 управ районов города.
Правовыми актами города Москвы являются:1) Устав города Москвы, законы о внесении поправок в Устав города Москвы;2) законы города Москвы;3) решения Уставного суда города Москвы; 4) постановления Московской городской Думы;5) акты Мэра Москвы;6) акты Правительства Москвы;7) акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях. Правовые акты города Москвы в своей совокупности образуют систему правовых актов города Москвы. Законы города Москвы в своей совокупности образуют законодательство города Москвы. Правовые акты города Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законодательными актами города Москвы являются и другие законы. Наиболее важные из них, например, такие, как: “О бюджетном процессе в Москве”, “О референдуме города Москвы”, “О территориальном делении г.Москвы”, “О Правительстве Москвы”, “Об обращениях граждан” и др.
Наличие у г. Москвы столичных функций накладывает явный отпечаток на правовое положение и статус города и приносит ему явные выгоды и явные недостатки. Согласно законодательству Российской Федерации, статус г. Москвы как столицы Российской Федерации, является следствием выполнения столичных функций, которые несет город в составе Российской Федерации. Однако это положение представляется спорным. Вместе с тем город Москва сам по себе является столицей Российской Федерации, а не выполняет соответствующих функций. В настоящее время статус города Москвы регулируется Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 г. Вместе с тем федеральный закон не должен вмешиваться в компетенцию города Москвы, устанавливая какие-либо изъятия из нее (например, в отношении принятия Устава города, выборов в его органы власти), регулируя лишь вопросы, связанные с осуществлением городом функций столицы (вопросы собственности федеральных органов власти, иностранных представительств, особенности расходов по осуществлению функций столицы).
Указанный Закон Российской Федерации был принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации и с тех пор не претерпел значительных изменений. Потому действующий Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. в редакции Федерального закона от 18 июля 1995 г - это законодательный акт Российской Федерации, принятый, безусловно, в иных политических, социально-экономических и правовых условиях. Поэтому не представляется возможным считать, что он полностью соответствует Конституции Российской Федерации.
Действующее законодательство о регулировании правового статуса столицы устарело, являются серьезные и сложноразрешимые проблемы в жизни города. Наиболее актуальными являются следующие проблемные вопросы: 1) двойной статус органов власти города Москвы; 2) естественное и необходимое изменение границ города Москвы влечет колоссальную бюрократическую нагрузку на федеральные и местные органы власти; 3) существует разница в подходах налогообложения Москвы-столицы и Москвы как равноправного субъекта федерации; 4) зависимость федеральных органов власти России от Москвы-мегаполиса; 5) также актуальна и проблема расходов города Москвы на выполнение своих столичных функций. Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. - это основа для властей г. Москвы при принятии решений по вопросам полномочий при взаимодействии с федеральным центром. Однако по вопросам полномочий сегодня наблюдается явная диспропорция в сторону, выгодную, на взгляд автора, для города Москвы. Учитывая то, что это ставит федеральные органы в определенную зависимость от Правительства г. Москвы, это не является верным положением дел. Требуется улучшение действующего законодательства Российской Федерации с учетом всех существующих особенностей политико-правовой системы России. К примеру, органы государственной власти города Москвы, объявляя определенное недвижимое имущество своей собственностью и управляя ей соответствующим образом, вовсе не считают, что они тем самым нарушают Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. По их мнению, Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. позволяет решать им проблемы, касающиеся недвижимого имущества в особом порядке.
Вопреки Конституции Российской Федерации и Федеральным Законам законодательство города Москвы раньше предусматривало и предусматривает сейчас необходимость передачи в собственность города Москвы земель, находящихся в еще не разграниченной государственной собственности. Как показывает практика, вмешательство в данную ситуацию Министерства юстиции Российской Федерации и прочих органов власти не решает проблему. Представляется логичным, что по многим сферам совместного ведения все еще требуется детальное разграничение полномочий между Российской Федерацией и городом Москвой путем принятия новых или дополнения уже существующих федеральных законов.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.