5. Международные финансовые и кредитные институты
Международные кредитно-финансовые институты предст. собой международные орг-ии, созданные на основе межгосуд-ых соглашений в целях регул-ия валютно-кредитных и финансовых отн-ий для обеспечения стабилизации мировой эк-ки.
Возникновение междун-ых финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финанс. рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в наст. время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отн-ий и в межгосуд-ом регул-нии этих отношений.
К их числу относят: международные банки развития и инвестиционные банки, напр. Международный банк реконструкции и развития – ныне Всемирный банк, Междун. инвестиц. банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиц. банк; межгосударственные центральные банки, напр., Банк международных расчетов, Межгосуд. банк, Европейский центральный банк, Банк государств Центральной Африки, Восточнокарибский центральный банк; межгосударственные экспортные банки, напр. Междун. банк экономического сотрудничества, Латиноамериканский экспортный банк и другие междун. специализированные банковские учреждения.
Международный валютный фонд (МВФ). Этот орган междун-ого валютного регулир-ия был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деят-ть, в его составе насчитывалось 39 стран. В наст. время в число его членов входит 183 страны мира.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деят-ти явл-ся: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста междун-ой торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами – членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост междун-ой торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничит-ых мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран – членов МВФ.
МВФ явл. межправительственной валютно-финансовой орг-ей, членом кот. может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязательные условия – уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по междун-ым торговым расчетам и предоставление инф-ации об экономическом и валютном положении страны.
Размер подписной квоты (членского взноса) определяется экономическим значением страны в мировой торговле. При расчете квоты учитываются следующие макроэкон-кие показатели: ВНП, средний ур-нь золотовалютных резервов страны, междун-ые поступления и платежи по текущим операциям. Уставный капитал формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Квоты пересматриваются каждые пять лет и корректируются в зависимости от изменения экономического положения страны, а также исходя из достаточности имеющихся у МВФ ресурсов для решения его уставных задач. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ, ею определяется максимальная сумма финансирования, которую страна может получить от этой орг-ии; пропорционально величине квот среди стран распределяются СДР.
В наст. время уставный капитал составляет около 217 млрд СДР ((специальные права заимствования) на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США).
Самым большим кол-ом голосов в МВФ обладают: США — 17,5 %; Германия — 5,53 %; Япония — 6,3 %; Великобр. — 4,98 %; Франция — 4,98 %; Саудовская Аравия — 3,45 %; Италия — 3,09 %; Россия — 2,8 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Орг-ии экон-ого сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совок-ти 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % кол-ва членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.
Всемирный банк (ВБ) как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов явл.содействие стабильному развитию мировой эк-ки. Их деят-ть явл. взаимодополняющей. Этот банк явл. специализированным учреждением ООН, деят-ть которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономич-му росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансир-ие за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хоз-ва, защиты окр. среды, улучшения образования и здравоохр., увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д.
Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций:
- Международного банка реконструкции и развития (МБРР)
- Межд-ой финансовой корпорации (МФК)
- Межд-ой ассоциации развития (МАР)
- Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ)
- Межд-ого центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)
Правом членства в ВБ обладают только страны, являющиеся членами МВФ. Каждая страна-член ВБ вносит свой вклад в капитал ВБ, при этом ее доля в капитале банка зависит от величины ее квоты в МВФ.
Членами Междун-ого банка реконструкции и развития (МБРР) явл.184 государства, т.е. почти все страны мира. В Междун-ую ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Междун-ую финансовую корпорацию (МФК) — 175 гос-в, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — 158 гос-в, а в Междун-ый центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 гос-ва.
Государства-члены управляют Группой Всемирного банка через Совет управляющих и Исполнительных директоров.
Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деят-ти Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналит-их и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному соц.-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правит0ом страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). основное кредитное учреждение групп Всемирного банка, широко известное как Мировой банк. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые явл. одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на междун-ых рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации.
В отличие от МВФ Мировой банк предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным
Международная ассоциация развития (MAP). Это дочернее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР явл. одновременно президентом MAP. Деят-ть обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов.
Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.
Международная финансовая корпорация (МФК). Эта орг-ия создана в 1956 г. в целях содействия экономич-му росту в странах-участницах путем стимулирования развития предпринимат-ва в производственной сфере. Основное внимание в ее деят-ти уделяется поддержке частного предпринимат-ва и стимулированию притока частных иностранных инвестиций в кредитуемые страны.
Ресурсы МФК формируются главным образом за счет взносов государств-членов в уставный капитал, кредитов МБРР, отчислений от прибылей, средств возвращенных кредитов, а также займов на междун-ых финансовых рынках.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. в целях содействия иностранным инвестициям на производственные цели в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков.
МАГИ помогает стране сформировать благоприятный инвестиц-ый климат и страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как: невозможность конвертирования местной валюты в иностранную для ее перевода из страны; экспроприация правительством страны инвестированных средств; войны и политические перевороты; отказ правит-ва страны от выполнения обязательств по контракту.
В наст. время (по сост. на 1 сентября 2008 г.) в МИГА представлена 172 страна, в том числе РФ. Уставный капитал МИГА превышает 1 млрд долл. США. Конвенция об учреждении МИГА подписана в Вашингтоне 11 октября 1985 г. Штаб-квартира МИГА находится также в Вашингтоне.
Источником финансирования МАГИ явл. его капитал, сформированный из взносов стран-участниц.
МАГИ предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны, являющиеся его членами. Срок гарантий – 15-20 лет, они покрывают до 90% общего объема инвестиций. МАГИ также осущ-ет операции по совместному страх-ию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страх-ия и координирует свою деят-ть с национальными страховыми компаниями.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Создан в 1966 г. и с тех пор выполняет функции междун-ого арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и странами-заемщиками.
Для этого МЦУИС осущ-яет согласования или арбитражные разбирательства между сторонами. В наст. время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС явл. стандартным пунктом междун-ых инвестиционных соглашений и договоров.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – инвестиционный механизм, созданный в 1991 60 странами и двумя междун-ыми организациями для поддержки рыночной эк-ки и демократии в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
Орг-ия возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии.
ЕБРР явл. крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значит-ые объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и явл. представители гос-ва, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с госуд-ыми компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства.
Банк международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и явл. старейшим междун-ым финансово-кредитным институтом, деят-ть которого направлена на развитие междун-ого сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В наст. время его членами явл. 34 гос-ва. Месторасположение БМР – Базель (Швейцария).
Основными целями деят-ти МБР явл. содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для междун-ых финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.
Региональные банки развития Азии, Америки и Африки. Эти банки были учреждены в 60‑е годы XX в. после распада колониальной системы. Причинами их образования послужили изменение роли развивающихся стран в связи с обретением ими политической независимости и необходимость коллективного решения национ-ых и регион-ых проблем развития.
В число региональных банков развития входят Азиатский банк развития, Америк. банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Карибский банк развития, Восточноафриканский банк развития, Банк развития государств Центральной Африки и др.
Членами регион-ых банков развития явл. как гос-ва региона, так и нерегион-ые гос-ва, в том числе промышленно развитые.
Целями деят-ти регион-ых банков явл. содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, улучшение положения женщин, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования.
Операции банков направлены на финансовую поддержку всех направлений экономич-ого развития, но приоритетным явл. финансирование развития экономической и соц-ой инфраструктуры (энергетики, транспорта, коммуникаций, городского хозяйства и т.д.), а также сельского хоз-ва. Довольно существенная часть ресурсов банков направляется на кредитование промышленности.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.