logo
Gosy_vse_otvety

20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Согласно Конституции РФ (статья 7) Российская Федерация – социальная государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, национальности. На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальное обеспечение в РФ основано на положениях ст. 39 Конституции РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» , Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Положения перечисленных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов. Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам разнообразных пенсий, пособий и более ста вида льгот и услуг. В рассматриваемом федеральном законодательстве, нашли правовое закрепление следующие положения.

1. Всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и путем создания новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, пособий пострадавшим от воздействия радиации и так далее).

2. применение дифференцированного, адресного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения; 3. Использование комплексных мер по социальной защите населения; 4. Стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; 5. Демократизация условий назначения и получения социальных выплат;

6. предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Голикова Татьяна Алексеевна), руководство деятельность которого осуществляет Правительство РФ. В состав центрального аппарата Министерства здравоохранения и социального развития РФ с цель. Решения вопросов, касающихся социальной защиты населения, входят Департамент организации социальной защиты населения и Департамент по делам инвалидов. Также Министерство включает Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляющую непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Министерство РФ координирует деятельность государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования), бюджеты которых формируются автономно от федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет страховых взносов. В каждом субъекте РФ в сфере социальной защиты населения функционируют органы исполнительной власти субъектов. Совместно с федеральными органами исполнительной власти они образуют единую систему исполнительной власти в РФ по вопросам социальной защиты.

Важной положительной чертой законодательства России в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку на приобретение лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг. Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности».

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, то есть деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту, признаются социально значимыми. Принятие в 1995 г. федеральных законов о социальном обслуживании укрепило правовую базу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание основывается на принципах: 1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4) гуманности; 5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальности; 7) профилактической направленности. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.