2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
Виды жилищного строительства (по принципу разделения территории, на которой строится жилье):
1) Жилищное строительство по городскому заказу - жилищное строительство, осуществляемое за счет средств городского бюджета в районах массовой застройки, в районах комплексной реконструкции пятиэтажного, малоценного ветхого фонда, в том числе в центральной части города.
2) Коммерческое жилищное строительство - жилищное строительство, осуществляемое за счет средств инвесторов на инвестиционно-привлекательных земельных участках, в районах массовой застройки, в районах комплексной реконструкции пятиэтажного, малоценного ветхого фонда, в том числе в центральной части города.
3) Ведомственное жилищное строительство - жилищное строительство, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, а также за счет привлеченных средств на территориях, освобождаемых от строений ведомственной принадлежности, воинских частей, на земельных участках, выделенных городом на эти цели.
Жилищное строительство на территории, высвобождаемой при перебазировании предприятия - жилье, строящееся за счет собственных или привлеченных средств на территории перебазируемых предприятий. Жилищное строительство, осуществляемое на перепрофилированном земельном участке - жилье, строящееся за счет собственных или привлеченных средств на основании имеющихся у инвестора имущественных прав (выкуп права аренды земельного участка, собственность зданий, сооружений).
Москва занимает площадь более 108,1 тысяч га, в которой доля территорий жилых зон составляет 23%. В Москве проживает 11 514 тысяч человек. По данным МосгорБТИ в 2011 году в городе 39 869 жилых домов с общей площадью квартир 215,5 млн. кв. м. В собственности города находится 31,8 млн. кв. м – около 15% всего жилищного фонда города. Объем строительства жилья в Москве за счет всех источников финансирования за период с 2000 по 2011 годы составил 42 млн. кв. м. жилья, в том числе за счет городского бюджета 13 млн. кв. м. Жилищное строительство составляет 1,3% в ВРП Москвы, дает свыше 5% налоговых отчислений.
Строительство жилых домов в последнее десятилетие за счет средств инвесторов является наиболее крупным сегментом жилищного строительства в Москве (около 70%). ИЗ 1304 в 2011 году инвестиционных контрактов к жилищному строительству относится 39,5% (жилые дома, комплексная застройка, смешанное назначение), целесообразность реализации которых анализируется Градостроительно-земельной комиссией города Москвы. На протяжении последних лет усилия органов городского управления были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по решению проблем обеспечения жильем очередников в рамках государственных жилищных программ.
В Москве принята государственная программа «Жилище» на 2012-2016 годы, которая охватывает всю жилищную сферу города. Из бюджета города выделено 724 млрд. рублей, инвестиции вне бюджета – ожидаются на уровне 805 млрд. рублей. В программе учтено и строительство жилья, поступающего в собственность или наем граждан, и управление и эксплуатация жилищного фонда, капитальный ремонт и модернизация жилого фонда, реновация, конструкция. Также учтены гостиничное хозяйство и общежития, то есть все объекты, где проживает население города Москвы. За истекшее десятилетие накопились нарушения градостроительных пропорций с чрезмерной урбанизацией. Объемы жилищного строительства не балансировались с транспортным, инженерным и социальным строительством. Застройка на значительной части территории Москвы переуплотнена. Плотность населения города Москвы превысила 10 тысяч человек на один квадратный километр. В рамках государственной программы «Жилище» планируется ежегодно строить 2,5 млн. кв. метров жилья, из которых около 700 тысяч квадратных метров – за счет бюджета. Также будут решаться вопросы предоставления жилья очередникам, расселения ветхого и аварийного жилого фонда, капитального ремонта жилья, благоустройства дворовых территорий, замены лифтов. В существующих границах Москвы резерв территорий под жилую застройку крайне ограничен, а увеличение плотности застройки усугубит существующие транспортные, инженерные, социальные проблемы. Поэтому ввод жилья — на стабильном уровне, и здесь, в данной программе рассматривается ввод жилья на существующей территории без учета вновь присоединяемых территорий.
Следующий фактор, который влияет на решение проблемы, — это то, что 50% жилищного фонда (108 миллионов квадратных метров) требует капитального ремонта. В том числе 20% (около 43 миллионов квадратных метров) имеет физический износ более 40%. Последним фактором, влияющим на программу, является необходимость завершения программы сноса пятиэтажного жилья первого периода индустриального домостроения, или 406 домов общей площадью около 1,6 миллионов квадратных метров.
Основные цели программы — создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Повышение комфортности и безопасности условий проживания, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом. Создание комфортных условий временного проживания гостей столицы. Подпрограммы государственной программы «Жилище»:
1) Завершение строительства по инвестиционным контрактам. Сегодня в городе зарегистрировано порядка 500 инвестиционных контрактов, на основании которых в течение пяти лет будет построено порядка 8-9 миллионов квадратных метров жилья. Это там, где уже выдано разрешение на строительство, там, где реально оформлены все документы.
2) Реновация существующей жилой застройки за счет средств бюджета и инвесторов. Она состоит из двух основных блоков. Это завершение сноса жилых домов сносимых серий, это реновация кварталов с домами несносимых серий, это перепрофилирование нежилой недвижимости в жилую, реконструкция отдельных зданий с надстройкой этажей, создание маневренного фонда для переселения и переселение из аварийного жилья.
3) Капитальный ремонт и модернизации жилого фонда. Объем финансирования данной программы составляет 128 миллиардов рублей за счет городского бюджета. Основным итогом данной подпрограммы будет являться капитальный ремонт порядка 23 миллионов квадратных метров жилья.
4) Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий граждан. Введённые бездотационные дома (порядка 424 тысяч квадратных метров) улучшат свои жилищные условия 7,5 тысяч семей, будут сняты с жилищной очереди в результате реализации подпрограмм порядка 30 тысяч семей, проживающих в условиях коммунального заселения.
5) Увеличение количества мест для временного проживания. (Развитие гостиничной отрасли города Москвы). Сегодня в Москве много временно проживающих людей, проживающих как в гостинице, так и в съемных домах. В рамках этой программы планируется построить 177 гостиниц с номерным фондом более 50 тыс. номеров. Основные объемы привлечения ресурсов по данной программе будут инвестиционные.
6) Комплексная застройка земельных участков в Москве, с учетом присоединяемых территорий. Сферой реализации подпрограммы является координация мероприятий по планированию, размещению, предпроектной подготовке, проектированию и осуществлению комплексной застройки земельных участков, привлекаемых под жилищное строительство в Москве и Московской области. В сферу реализации данной подпрограммы входит комплексная застройка земельных участков за счет средств инвесторов по действующим инвестиционным контрактам и договорам на жилищное строительство на реорганизуемых территориях в интересах города.
7) Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в установленном законодательством порядке, в том числе, молодых семей. Сфера реализации этой подпрограммы является строительство по городскому заказу для улучшения жилищных условий граждан в размере свыше 3,8 миллионов квадратных метров жилья, улучшение жилищных условий 75,5 тысяч семей (173,5 тысяч человек).
8) Управление жилищным фондом в Москве, благоустройство дворовых территорий. Основными мероприятиями подпрограммы будут: разработка комплексных мероприятий по созданию системы управлением жилищным фондом в Москве, создание специализированных операторов на рынке строительства, эксплуатации и управления жилищным фондом, развитие электронных способов документооборота, расширение комплексной программы страхования в жилищной сфере, совершенствование системы эксплуатации жилищного фонда, благоустройства дворовых территорий.
В 2007 году Законом города Москвы №52 от 19.12.07 утверждена масштабная программа капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которой за 7 лет (с 2008 по 2014 годы) надлежало комплексно отремонтировать 13,8 тысяч строений общей площадью 117,5 млн. кв. м. За 3 года реализации программы нужные темпы ежегодного ремонта не были обеспечены вследствие объективных причин, связанных с финансовым кризисом: в период 2008-2010 годах отремонтировано 2,2 тысяч строений общей площадью 15,5 млн. кв. м. Затраты на капитальный ремонт финансировались и продолжают финансироваться за счет единственного источника – бюджета города. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах, что, всегда представляло особую актуальность. Речь идет о работах, связанных с ремонтом и реконструкцией лифтового и газового оборудования домов, ремонтом основных конструктивных элементов (кровли, фасадов).
Собственники жилых помещений не принимают достаточного участия в софинансировании работ по капитальному ремонту жилищного фонда. От- отсутствуют кредитные схемы финансирования капитального ремонта. Недостаточное распространение получила практика осуществления ресурсосбере-
гающих мероприятий в многоквартирных домах. Полноценное проведение капитального ремонта невозможно без участия собственников многоквартирных домов. Жилищным кодексом Российской Федерации на собственника возложена обязанность по проведению капитального ремонта, но единовременные сборы средств на капитальный ремонт для большинства собственников в многоквартирных домах являются неподъемной нагрузкой. Отсутствуют законодательство и механизмы долгосрочного финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, которыми могли бы воспользоваться собственники помещений, как на федеральном уровне, так и на уровне Москвы.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.