40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
Государственная экономическая политика (ГЭП) является одной из отраслей экономической науки и представляет собой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро и микро-уровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии определенным общественным строем. Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические (денежно-кредитные инструменты, бюджетные, государственный сектор в экономике).
Административные инструменты базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов, то есть определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования. Классические виды административных инструментов подразделяются на три группы: запрет, разрешение и принуждение. К основным формам административных методов также относятся: установление квот, лицензирование, контроль за ценами, введение обязательных стандартов, антимонопольные меры, установление минимально допустимых параметров жизни населения. Например, государственные органы могут запретить импорт того или иного товара (оружия, лекарств, алкоголя). Запрет и разрешение осуществляются путем выдачи или отказа в выдаче лицензий, принятия законов и подзаконных актов. Принуждение занимает особое место в арсенале административных средств ГЭП. В законодательстве некоторых стран оно оговорено как инструмент государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений. Например, государственные органы многих развитых стран обязывают фирмы использовать определенные очистные сооружения для производственных отходов, предоставлять занятым на них как минимум фиксированный набор социальных услуг, организовать профессиональное обучение молодежи.
Типичные сферы применения административных инструментов: защита окружающей среды и социальные условия. Особые ситуации, когда административные средства широко применяются государством, - это природные катастрофы, война и необходимость устранения ее последствий, социально-политический кризис, угрожающий существованию общественного строя. Одна из сфер применения административных инструментов ГЭП – распределение и перераспределение доходов в целях ослабления социальной напряженности. Еще одна сфера применения административных инструментов – внешнеэкономические связи, особенно внешняя торговля. Все нетарифные средства регулирования относятся к административным. Административному регулированию подвергаются и другие виды внешнеэкономической деятельности: вывоз и ввоз капитала, миграция, транспортные перевозки, валютные операции.
Одно из средств регулирования, базирующихся на авторитете правительства, - моральное убеждение. Государство использует это средство для объяснения населению целей ГЭП и призывает следовать этим целям в сочетании с административными и хозяйственными мерами. Своеобразными мерами убеждения являются опубликование программ действия Правительства, государственных среднесрочных общенациональных программ, призывы к населению и отдельным социальным группам. Суть этого средства – оказание при помощи призывов и убеждений воздействия на социально-экономическое поведение субъектов. Эффективность морального убеждения в значительной степени зависит от организации и проведении кампании по убеждению хозяйствующих субъектов и населения страны, то есть от способности убедить в необходимости действий в соответствующем направлении объединения предпринимателей, фермеров, профсоюзы, оппозиционные партии, общественные движения, церковь, заручиться поддержкой СМИ. Но главное условие успеха – совпадение интересов собственников капитала и профсоюзов с намерениями и оценками правительством экономической ситуации, проблем, целей и приоритетов ГЭП.
Одно из средств ГЭП, примыкающее к административным инструментам и моральному убеждению, - добровольные соглашения, заключаемые государственными органами с фирмами, объединениями по хозяйственным интересам или с помощью, при посредничестве, прямом участии государства в целях стабилизации социально-экономического положения или решения конкретных проблем.
ГЭП, ориентированная в первую очередь на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской. Ее предпосылками являются развитая рыночная экономика, эффективные инструментальная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология, то есть массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень из зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через ЦБ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:1) операции на открытом рынке; 2) нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования); 3) процентные ставки по операциям ЦБ; 4) Рефинансирование кредитных организаций; 5) валютное регулирование; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.
ЦБ является главным кредитором всех финансовых институтов страны. Процент, под который ЦБ кредитует частные банки, называется официальной учетной ставкой (ставка рефинансирования). Этот процент включается в издержки, воздействует на хозяйственную активность в стране, состояние платежного баланса, устойчивость валюты и служит индикатором направленности ГЭП. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, сокращая приток этих денег в реальный сектор экономики.
Операции на открытом рынке – главный инструмент ДК ЦБ во многих странах. Операции на открытом рынке - сделки по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком на открытом рынке. Под открытым рынком понимается совокупность финансовых посредников (банков, страховых, инвестиционных компаний и пр.), совершающих операции с государственными ценными бумагами. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. В Федеральном законе от 27 июня 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в главе VII статья 39 приводятся следующая формулировка операций на открытом рынке Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России»: «Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».
Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает часть их из обращения. Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса. Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свою кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Перейдем к характеристике другого инструмента денежно-кредитной политики ЦБ – изменению нормы обязательных резервов коммерческих банков. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в ЦБ. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в ЦБ. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
1) если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это взывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
2) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег. Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызвать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.
Помимо экономических методов, посредством которых ЦБ проводит денежно-кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, обычно крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами этой политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. ЦБ под давлением правительства может вступить на опасный путь предоставления коммерческим банкам кредиты на суммы, превышающие его реальные ресурсы. Такой кредит называется инфляционным. Он, как и печатание избыточных денег, подстегивает инфляцию.
Валютное регулирование предполагает использование следующих методов: установление валютного коридора, валютные интервенции, установление ограничений на вывоз валюты из страны, определение нормативов реализации валютной выручки внутри страны, установление курса рубля.
Также ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на 1 заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческим банками. Также ЦБ может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.
Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, ЦБ тем самым понижает их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.