70. Экономическая характеристика города Москвы.
Москва является одним из крупнейших промышленно-экономических центров страны — мегаполисом с широко диверсифицированной в отраслевом плане экономикой. За годы экономических преобразований в Москве большая часть предприятий торговли, промышленности и сферы услуг была приватизирована, причем процесс приватизации в столице проходил с существенными отличиями и носил более социально-ориентированный характер, чем в других регионах страны. В этот период мощное развитие получили предприятия в оптово-розничной торговле и сфере услуг. Кроме того, Москва превратилась в центр современной кредитно-финансовой системы России.
Экономика Москвы — крупнейшая экономика среди субъектов Российской Федерации по объёму валового регионального продукта. Основные аналитические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие города Москвы:
1) Объем ВРП в текущих ценах в 2011 году, млрд. рублей – 8 400; 2) занято в экономике города Москвы, тысяч человек – 6 284,9; 3) ВРП на душу населения (среднегодовую численность) – 729 793,8 рублей; 4) ВРП на 1 занятого - 1 336 536 рублей; 5) объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, млрд. рублей - 1 700,8; 6) Оборот розничной торговли, млрд. рублей – 2 882,4; 7) платные услуги населению, млрд. рублей – 955,3; 8) инвестиции в основной капитал, млрд. рублей – 630,7; 9) Среднемесячная заработная плата – 38 410,5 рублей (среднемесячная заработная плата в РФ в 2011 году – 20 952 рублей).
Промышленность вносит существенный вклад в экономику города Москвы. Город является крупным центром машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов, цветного проката и литья), химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Доля промышленности города Москвы в структуре ВРП за 2010 год составила 18,1% в целом и 13,4% - по обрабатывающим производствам. По итогам 2010 года московская промышленность обеспечила более 11% от общегородских поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Из них обрабатывающие производства – 9,9%. К сфере промышленного производства относятся 1143 предприятий, расположенных на территории города Москвы, без учета малых и микропредприятий предприятий, в том числе 1051 предприятий обрабатывающих производств. По данным Мосгорстата, в 2010 году в работе промышленных предприятий города Москвы было занято более 756,4 тысяч человек, что составляет 11,9% от общего числа занятых в экономике города Москвы, в том числе на предприятиях обрабатывающих производств - 678 тысяч человек. В Москве сосредоточен основной научный потенциал страны. В столице и столичном регионе работает около 250 тыс. научных работников, что составляет почти треть всех научных работников страны. В их числе 11 тыс. докторов наук и 33 тыс. кандидатов. Кроме того, в Москве обучается более миллиона студентов и около 50 тыс. аспирантов. Доля научных специалистов Москвы, занятых в сфере науки для бизнеса, составляет около 67%, в государственных научных учреждениях — около 26%, в сфере высшего образования — около 7%.
По объемам строительства жилой, коммерческой и офисной недвижимости Москва является безусловным лидером среди регионов России, где ведется крупномасштабное капитальное строительство. За время экономических преобразований строительный комплекс столицы был не только модернизирован, но и превратился в локомотив развития экономики города, использование которого позволило решить многие социальные проблемы. За последние двадцать лет в городе было построено около 80 млн. кв. м нового жилья, обеспеченного соответствующими объектами инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктуры, в том числе около 600 детских садов, 420 школ, 147 поликлиник, 60 больниц, многие десятки торговых комплексов. Также были возведены крупные спортивные сооружения, такие, как стадион «Локомотив», ледовый дворец «Мегаспорт» на Ходынском поле, круглогодичный центр горнолыжного спорта под Красногорском, баскетбольный стадион «Динамо» в Крылатском. На московском строительном рынке активно работают более 100 крупных частных российских и зарубежных компаний. Среди крупных отечественных строительных компаний следует отметить такие, как «Дон-строй», «Крост», «Конти», «Строймонтаж», «Обновление», «КВ-инжиниринг», «Баркли», «Перекресток», а среди зарубежных — CODEST, «Аларко и Алсим» и «Сканска».
На данный момент Москва — крупнейший, в общегосударственном масштабе, финансовый центр и центр управления большой частью экономики страны. Так например, в Москве сосредоточены более половины банков зарегистрированных в стране. Кроме того большая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может полностью располагаться за тысячи километров от столицы. По данным за 2010 год, в столице зарегистрировано порядка 6537 компаний с иностранным участием с уставным капиталом свыше 1 трлн. рублей, в которых задействовано свыше 480 тыс. человек (без учета работающих по договорам и совместителей). Удельный вес Москвы в общем объеме инвестиций оценивается на уровне 40-45%, что свидетельствует о системообразующей роли столицы в сотрудничестве России с зарубежными инвесторами. Так, только в 2009 году в экономику Москвы поступило $ 40,3 млрд. иностранных инвестиций, что составило более 50% всех инвестиций в российскую экономику, из них объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил $5,6 млрд. Наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов в сфере экономики Москвы являются ориентированные на потребительский спрос оптовая и розничная торговля, а также операции с недвижимостью и финансы. Предприятия и организации города осуществляют экспортно-импортные операции с более чем 190 странами мира. Основными торговыми партнерами Москвы являются Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Япония.
Необходимо отметить, что финансовый кризис 2009-2010 годов сказался на экономике города Москвы в большей мере, чем на экономике страны в целом. В 2010 году ВРП сократился на 12,8% (ВВП РФ сократился на 7,8%). Значительно сократилась добавленная стоимость, формируемая промышленностью, строительством, торговлей, операциями с недвижимостью. В 2010 году экономика Москвы восстанавливалась очень медленно и пока эта тенденция продолжается. Восстановлению темпов развития экономики города Москвы до ранее достигнутого уровня препятствуют ряд факторов. Наряду с внешними факторами (ограничение роста финансовых ресурсов за счет роста цен и объемов экспорта энергоресурсов) развитие ограничивают диспропорции, возникшие в городе Москве.
Возрастная структура населения такова, что в последующие 15 лет численность собственного трудоспособного населения города Москвы будет сокращаться на 5-7% каждые 5 лет. Вместе с тем в последние годы уменьшился прирост населения за счет прибывших. Следует отметить, что вследствие увеличения численности населения города Москвы за счет миграции плотность населения города Москвы становится чрезмерной, при этом значительно сокращается площадь рекреационных зон. В настоящее время плотность населения города Москвы 1 2 раза превышает плотность населения городов Нью-Йорка, Лондона, Парижа или Токио. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте уменьшает возможности экстенсивного роста экономики города Москвы, за счет которого в предыдущие годы было получено около 30% прироста ВРП.
Вместе с тем в сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики города Москвы могут быть обеспечены лишь путем реструктуризации и диверсификации имеющихся отраслей экономики, расширением сферы услуг, созданием новых, высокоэффективных направлений занятости населения, сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением трудовых ресурсов по секторам экономики. В связи с этим необходимо добиться восстановления объема инвестиций в модернизацию и создание новых основных фондов, который за два последних года сократился на одну треть. Но и до кризиса расходы бюджета на инвестиции последовательно сокращалась с 45% от общего объема расходов в 2000 году до 25% в 2010 году.
Доля частных инвестиций в развитие экономики города Москвы не превышала 55% их общего объема. По данным исследования «Ведение бизнеса-2011: улучшение условий доля предпринимателей» город Москва в рейтинге экономик мира занимает 123 место из 183 по показателю «легкость ведения бизнеса» (каждая страна в исследовании была представлена своим крупнейшим городом). Бизнес справедливо предъявляет претензии, отмечая непрозрачность процедур при отводе земельных участков, многочисленность и длительные сроки всевозможных согласований и получения разрешений, на отсутствие понятных критериев при определении научно-исследовательских работ и производств, получающих поддержку из бюджета города Москвы. Недостаточным было число предложений частному капиталу по участию в развитии инженерной и социальной инфраструктур города Москвы.
Серьезным ресурсом увеличения ВРП с участием частного капитала является реорганизация убыточных предприятий. Их в городе Москве порядка 2,5-3 тысяч, в том числе около 300 в промышленности, 400-500 в оптовой торговле, 150-200 в транспорте.
Правительством Москвы была принята государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы», которая направлена на достижение уровня экономического и социального развития города Москвы, характерного для государств с развитой экономикой. Основной целью Программы является увеличение ВРП на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов. Государственная программа состоит из нескольких подпрограмм:
1) Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы;
2) Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012-2016 годы;
3) Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 годы;
4) Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 годы; 5) «Москва – инновационная столица России» на 2012-2016 годы; 6) Развитие Москвы как Международного финансового центра на 2012-2016 годы;
Бюджет города Москвы на 2012 год составляет: доходы бюджета в сумме - 1, 458,8 триллиона рублей, а расходы – 1,711,7 триллиона рублей. Из бюджета города Москвы на финансирование данной Программы выделено 19 660 772,90 тысяч рублей.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.