24. Система органов государственной власти в рф.
Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации – система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции: 1) принцип суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии; 2) принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства; 3) принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации; 5) право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти; 6) принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности органов государственной власти; 7) принцип разделения властей. Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы государственной власти характеризуются следующими чертами: 1) наделены государственно-властными полномочиями; 2) образуются и действуют в установленном государством порядке; 3) уполномочены государством осуществлять его задачи и функции; 4) являются составной частью единой системы органов государственной власти.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти.
Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации, законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов. В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ в Совет Федерации ФС РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен ФЗ от 5 августа 2000 года №№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ». Палата состоит из 166 представителей субъектов РФ, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и назначенных высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, при этом полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором он был избран (назначен) член. С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат. Председатель СФ – Матвиенко Валентина Ивановна.
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).Государственная Дума и, соответственно, депутаты избираются сроком на 5 лет. До 2008 года этот срок был меньше - 4 года. Также с 2005 года повышен проходной барьер до 7%, который помогает отсеивать мелкие партии, а с 2008 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах. Председатель ГД РФ – Нарышкин Сергей Евгеньевич. Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других федеральных законов. Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет, с 2009 года — 5 лет. По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Государственная Дума и Совет Федерации проводят заседания раздельно. Они избирают из своего состава Председателя его заместителей, в обязанности которых входит проведение заседаний и установка внутреннего распорядка. Несмотря на то, что Конституция РФ закрепляет разделение властей, некоторые рычаги влияния на исполнительную и судебную власть все же остаются. Законодательная власть может влиять на высшую судебную власть, Счетную палату, исполнительную власть путем назначения высшего руководства этих властей или выражения недоверия. Депутаты являются одним из самых многочисленных звеньев в цепочке принятия законов. Депутатом может стать любой гражданин РФ старше 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Члены Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, получают жалования и другие преференции, связанные с их работой. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. Получая статус депутата или члена Совета Федерации, человек приобретает неприкосновенность (право на защиту от уголовного и административного преследования). Лишить депутата или члена Совета Федерации неприкосновенности может только соответствующая палата по представлению Генерального прокурора. Представители региональных, муниципальных парламентов таким правом не обладают. К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России».Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации. Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, то есть могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом. Органы исполнительной власти подразделяются на: 1) органы общей компетенции (Правительство РФ, правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.); и 2) органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).
Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями. Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства. Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели, затем проводится тайное или открытое голосование. Для утверждения кандидатуры необходимо большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу. После получения согласия Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту. Назначения производит он, издавая указ о составе Правительства РФ. На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
2) обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3)обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
4) осуществляет управление федеральной собственностью; 5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; 6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Система органов исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ определяется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"*(73), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Этот орган обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование данного органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Указанный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному — президент Республики, председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа), глава города федерального значения. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации по представлению Президента России. В случае нерассмотрения или неоднократного отклонения кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президент России имеет право распустить высший законодательный орган субъекта Российской Федерации и назначить исполняющего обязанности высшего должностного лица.
Третьей отраслью власти является судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. В соответствии с федеральным конституционным законом «о судебной системе в Российской Федерации» судебная система РФ включает в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды. Прокуратура не является частью судебной власти или ее отдельным институтом. Ведь в самой же Конституции говорится о том, что "правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ст. 118 ч.1), а, следовательно, не прокуратурой. Одной из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за исполнением законов участниками общественных отношений.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.