logo
Gosy_vse_otvety

10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.

Под миграцией населения принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран. Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше – сократится.

Особую противоречивость и сложность миграционная политика обретает в постсоветской России. Миграционная ситуация в регионах (субъектах) России контрастна. Ряд территорий страны имеет отрицательный механический прирост населения. К таким территориям относятся Сибирь и Дальний Восток. Другие территории, наоборот, привлекательны для мигрантов. В качестве примеров можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Центральный, Поволжский, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. И южные территории РФ относятся к числу регионов со значительным миграционным ростом населения, большая доля которого является нелегальной.

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. И негативные результаты неконтролируемых миграционных процессов особенно отчетливо видны в России. В первую очередь, целесообразно говорить о незаконной миграции, которая представляет особую опасность для российской государственности. Неконтролируемые миграционные процессы на территории нашей страны приводят к негативным изменениям и отрицательному влиянию на экономическую, социальную и политическую обстановку. Организованные преступные группировки усиливают свои отряды при помощи нелегальных иммигрантов. Сейчас в России нелегально работают около 4 млн. иностранцев. По положению на 01.09.2011 на территории РФ находится более 7 млн. 157 тысяч человек из зарубежья, из них 960 тысяч – те, кто имеет разрешение на работу, 250 тысяч – люди, получившие вид на жительство, разрешение на временное проживание, а остальные – нелегальные иммигранты. По данным МВД, число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства постоянно растет. Незаконные мигранты также формируют свои собственные преступные группировки, выстроенные по этническому принципу. Преступления, которые совершают мигранты, имеют глубокие последствия, так как они могут повлиять на межгосударственные отношения и вызвать большой резонанс. Кроме того, подобные преступления могут привести к росту националистических настроений. Именно такая тенденция сейчас наблюдается в России. В свою очередь, это приводит к возникновению конфликтов на межнациональной почве. К отрицательным факторам также проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

В последние два десятилетия возникла новая поляризация миграционного пространства России. Все территории Европейского Севера, востока Сибири и Дальнего Востока, за редким исключением, стали терять население. В 2007 году основную часть мигрантов аккумулировал Центральный федеральный округ (66,4%). Четыре других европейских округа (включая Урал), взятые вместе, получили значительно меньший (в 1,7 раза) прирост, чем один Центральный округ. Сибирь и Дальний Восток продолжали отдавать население, хотя их потери сокращаются. В условиях сокращения прироста населения России за счет внешней миграции, особенно заметного в начале текущего десятилетия, миграционный баланс всех федеральных округов, за исключением Центрального, приблизился к нулю. Чем ниже миграционный прирост населения России, тем большая часть мигрантов концентрируется в Центральном округе.

Внутри России в 2010 году. сменили место жительства 2,0 млн. человек, или 1,4% населения страны. Вот уже в течение шести лет внутренняя мобильность удерживается на этом уровне. В действительности миграционная мобильность гораздо выше. В стране, по оценкам, около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, как фактически постоянно проживающих не в тех местах, где они прописаны, так и сезонных. Почти во всех региональных центрах есть такие мигранты. Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают основной миграционный прирост за счет переселенцев из СНГ. Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. Почти весь миграционный прирост в межрайонной внутренней миграции получают 10 наиболее привлекательных регионов страны -- 93% в 2007-2010 годов. При этом Московская область и Москва приняли 28 и 26% внутренних мигрантов соответственно, а вместе -- 54%.

Почти весь миграционный прирост в межрайонной внутренней миграции получают 10 наиболее привлекательных регионов страны -- 93% в 2007-2010 годах. При этом Московская область и Москва приняли 28 и 26% внутренних мигрантов соответственно, а вместе -- 54%. Центром притяжения общероссийского масштаба является также Санкт-Петербургская агломерация. Кроме того, на такую роль могут претендовать Краснодарский край и Белгородская область, а с некоторой оговоркой - Калининградская область и Ставропольский край. Мощными региональными лидерами являются Республика Татарстан, Свердловская, Самарская, Ярославская области. К региональным лидерам второго плана можно отнести Карелию, Волгоградскую, Саратовскую, Кемеровскую области, Хабаровский край. Подавляющее же большинство субъектов России теряет население, причем потери по субъектам распределяются довольно равномерно.

За 2007-2010 годы города в целом росли на 62% за счет международной, на 26% -- внутрирегиональной и на 12% -- внутренней межрегиональной миграции. Село потеряло 70% мигрантов в пользу городских поселений своего региона, 30% -- других регионов, при этом международная миграция восполнила потери села на 67%. Мигранты, как внутренние, так и внешние, стремятся в крупные города, где много возможностей для трудоустройства, получения высоких заработков, самореализации. В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Имеют место также переезды из сельских поселений сразу в крупные города, административные центры, но по объему такие потоки оказываются заметно меньшими. Безусловное лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва.

Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в субъектах Центральной России. Как и прежде в большинстве субъектов центрального федерального округа наблюдается миграционный прирост, который частично сглаживает естественную убыль населения, характерную абсолютно для всех субъектов ЦФО. Миграционная убыль по данным на конец 2010 года имела место только в Брянской и Костромской областях. Однако практически во всех субъектах, где наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, межрегиональная миграция характеризуется превышением числа выбывших над числом прибывших. Такое положение дел в Брянской, Владимирской, Ивановской, Орловской, Рязанской и других областях. Понятно, что для большинства внутренних мигрантов ЦФО центром притяжения является Москва и Московская область. В Тверской области ситуация более сложная, что связано с межстоличным положением региона, и фактически он становится донором трудовых ресурсов и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.

В последние годы постоянный приток мигрантов в Москву и Московскую область происходил на фоне высокого экономического потенциала субъекта, высокого уровня старения населения и дефицита рабочей силы в трудоспособном возрасте, что создавало условия для внутренних мигрантов занять существующие вакансии и не оказаться лишними на рынке труда. В настоящее время снижение численности населения трудоспособного возраста происходит на всей территории России. В Москве темпы старения населения самые высокие в стране, и для нормального функционирования субъекта ей необходим постоянный приток мигрантов.

В современных условиях миграция объективно становится для РФ фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны  ослабить ее общественно-политическое единство.

Состояние миграционных дел в РФ показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся  вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным ФСМ только за один год в РФ взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем.  В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов.

По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Немалая часть этих денег оседает в карманах наших коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на многочисленные нарушения со стороны мигрантов. Данная ситуация не нормальна,  когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.