Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
Социально-экономические и полит-ие процессы — это изменения в общ-ве, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экон-ой стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером соц-ых изменений, в стр-ре которых соц.-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Особенностью социально-экономических процессов явл. их тесная привязка к деят-ти предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.
В основе соц.-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости раб.силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.
Контролируемые и неконтролируемые процессы
Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в завис-ти от потребностей лиц, соц.групп, являющихся активными его участниками. Т.о., можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.
Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость соц.процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и пр. Основными инстр-ами контроля м.б.: создание институтов, структурирующих определенную модель упр-ия обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса. К примеру, экономическая либерализация, развернутая в российском общ-ве в начале 1990-х г., значительно усилила роль банковского сектора и способствовала расширению сферы кредитно-финансовых операций, что потребовало концентрации контрольных функций в руках Центр.Банка РФ, реализованных через институт выдачи лицензий коммерческим банкам и разработку системы их финансовой и бухгалтерской отчетности. Другим примером может служить предписываемая законом обязанность соискателей госуд-ых должностей подавать сведения о составе собств-ти и декларации о доходах, что позволяет сохранить прозрачность и публичность в политической деят-ти этих лиц, обеспечивая легитимность в выборе органов власти.
Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия соц.субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в общ-ве процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.
Сложные и простые процессы
С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.
Простыми следует именовать такие процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.
Сложными же можно назвать такие изменения в обще-ве, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными явл. такие процессы, кот. состоят из совок-ти простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.
Разумеется, что жестких границ между сложными и простыми процессами нет: они опред-тся, главным образом, местом и квалификацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем.
Обратимые и необратимые процессы
Важнейшей характеристикой соц.процессов явл. обратимость.
Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении соц.-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зрения о том, что ничего повторяющегося в становлении общ-ва нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с пом. универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.
Инерционные и направленные процессы
Свойство соц.процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов опред-тся непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора.
Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы
Процессы подразделяются в соотв. со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные. Вряд ли целесообразно закреплять за каждой из выделенных разновидностей количественное значение. Конкретный диапазон значений продолжительности процесса, соответствующий каждой разновидности, м.б. задан характером процесса, а также целями наблюдения.
Краткосрочный процесс имеет продолжит-сть, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткоср-ым процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значит-ая часть плановых док-ов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период.
Среднесрочный процесс охватывает соц. изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжит-ть среднесрочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в завис-ти от целей инициаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает порог основных регламентирующих док-ов, задающих сроки краткосрочных целей.
Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.
Особое значение соотношение между долгосрочными и кратк-ми процессами имеет в макроэкономике. Краткосрочные временные отрезки обусловливают такое состояние на рынке товаров и услуг, которое предполагает жесткость цен. Предположение о жесткости цен на различные виды материальных благ вызвано тем, что в краткосрочном периоде практика частого пересмотра цен производителями не явл.целесообразной. В долгосрочном периоде для поддержания равновесия между спросом и предложением на различных рынках цены должны постоянно меняться.
Свойства социально-экономических и политических процессов
Многомерность.Соц. процессы явл. чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы соц.процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни. К примеру, осознаваемая наблюдателем тенденция экономического роста вбирает в себя темпы роста доходов у различных категорий населения, динамику и структуру расходов, изменения в производит-ти труда в промышленном секторе, изменение ключевых макроэкономических показателей, процессы политической дифференциации общ-ва и пр. Каждый из составляющих эту тенденцию процессов может по вектору и не совпадать с направленностью процесса в целом, но составлять с ним относительно устойчивую связь.
Динамизм. Динамизм явл.атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении соц. изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающимся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В соц.-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующихтенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития соц.системы. Каждый этап в ее развитии образует особую среду, изменяющую динамические характеристики объекта, способные изменить даже исходные свойства такого объекта. В связи с этим примечательны метаморфозы, произошедшие с капиталистическим и коммунистическим способами производства, политическими режимами И. Сталина, А. Гитлера, Б. Муссолини, Пол Пота и др.
Неравномерность. Динамические свойства соц.систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Соц. процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство соц.процессов передают происходящие в общ-ве революции или крупные экономические преобразования.
Многовекторность (поливариантность). Соц.процессы по своей сути явл.поливариантными, разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося соц. процесса. Направленность соц. процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в т.ч. и совершенно случайных. Поливариантность соц. процессов вполне вписывается в общенаучную парадигму бифуркационных процессов, описанную в трудах И. Пригожина и выражающую свойство систем действовать в режиме равновероятных альтернатив.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.