71.Социальная характеристика города Москва.
В отличие от ситуации в большинстве субъектов РФ, население города Москвы растет за счет многолетней и масштабной миграции, наблюдающейся на фоне постепенного смягчения проблемы естественной убыли населения в результате роста рождаемости и снижения смертности. Население Москвы – 11,5 млн. человек. В миграционном притоке доминирует трудоспособное население, в результате чего доля людей трудоспособного возраста в городе Москве выше (63,1%), чем в среднем по стране (62,3%). В то же время ускоряется процесс старения населения города Москвы. Доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 23,9% (в среднем по РФ – 21,6%). Особенно высока доля граждан очень пожилого возраста, в частности пожилых женщин. В этой связи обостряется проблема социального неравенства между трудоспособными и нетрудоспособными категориями граждан. Доля детей в структуре населения Москвы составляет 13,0% по сравнению с 16,1% в среднем по РФ. В городе Москве развиваются типичные для современного мира социально-демографические процессы. Растет число нерегистрируемых союзов и неполных семей с детьми, происходит ослабление межпоколенческих связей. Большой миграционный приток обостряет проблему сиротства. Специфика социально-демографической структуры населения города Москвы проявляется и в высоком удельном весе инвалидов в общей численности населения. В настоящее время 11,6% пенсионеров являются получателями пенсии по инвалидности, в то время как для РФ в целом этот показатель составляет 9,7%. До сих пор остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Люди с ограниченными возможностями здоровья составляют почти десятую часть населения города Москвы – около 1, 190 млн. человек, в том числе: инвалиды, применяющие при передвижении различные опоры – свыше 22 тысяч (среди них инвалиды-колясочники – 7,3 тысяч), детей-инвалидов – более 27 тысяч, слабовидящие и слепые – свыше 15 тысяч, глухие и слабослышащие – 6,5 тысяч.
Благодаря экономическому развитию город Москва имеет высокие душевые доходы населения и самую высокую в РФ покупательную способность денежных доходов, в 6 раз превышающую прожиточный минимум при среднем соотношении по РФ 3,3 раза. В городе Москве самый низкий уровень безработицы среди субъектов РФ. Спецификой московского рынка труда стала высокая и постоянно растущая доля работающих пенсионеров по сравнению с другими субъектами: более половины москвичей «молодого» пенсионного возраста (55-59 лет для женщин и 60-64 лет для мужчин) продолжают работать. Высокий уровень образования и занятость преимущественно умственным трудом позволяют дольше сохранять работоспособность и отсрочить время выхода на пенсию.
Прожиточный минимум в Москве – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, является государственной гарантией получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты населения граждан РФ, определяется на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Величина прожиточного минимума в Москве для трудоспособного населения – 10 417 рублей; для пенсионеров – 6 254 рублей; для детей – 7 866 рублей. Минимальный размер пенсии в 2011 году составлял 11 тысяч рублей, а с 1 января 2012 года минимальный стандарт для пенсионеров вырос до 12 тысяч рублей. Средний размер городской доплаты к пенсии составляет 4 тысячи рублей. В городе Москве доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в городе Москве в настоящее время составляет 11,6%. Длительный период Москва отличался самым низким уровнем бедности, однако в последние годы ситуация изменилась, и ряд субъектов РФ обогнали город Москву по темпам снижения бедности. Город Москва стал шестым в рейтинге бедности. Поэтому для системы социальной поддержки населения города Москвы задача снижения уровня и глубины бедности сохраняет особую актуальность в общей системе приоритетов. Среди бедных в городе Москве преобладают семьи с детьми, но самыми высокими рисками бедности отличаются многодетные и неполные семьи, имеющие детей-инвалидов.
Город Москва отличается самой высокой дифференциацией доходов. Средняя зарплата в Москве по итогам 2011г. составила около 43 тысяч рублей.
Реализация государственной политики в области социальной защиты населения, является одной из основных задач Департамента социальной защиты населения города Москвы. Департамент организует работу управлений социальной защиты населения районов города Москвы и административных округов города Москвы, учреждений нестационарного и стационарного социального обслуживания населения, реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, ресурсного центра для инвалидов, учреждений социальной помощи для бездомных граждан, центра автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите населения города Москвы, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области социальной защиты населения.
Правительство Москвы приняло государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2016 годы. Эта программа не только сохранит все виды и формы социальной защиты для различных категорий населения, но и предполагает индексацию регулярных выплат, компенсаций, пособий. Программа состоит из пяти подпрограмм: социальная поддержка семей с детьми; социальная поддержка ставшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей; социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; профилактика социальной исключенности; модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы. Следует отметить, что наибольший объем средств бюджета города приходится на государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы»: в 2012 году - 338,4 млрд. рублей, в 2013 году - 354,9 млрд. рублей, в 2014 году - 377,4 млрд. рублей. Планируемые ассигнования позволят увеличить размеры социальных выплат отдельным категориям гражданам, повысить эффективность оказываемых реабилитационных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, продолжить формирование комфортных условий для обслуживания населения в учреждениях социальной защиты населения.
За последние годы в городе Москве сформировалась система учреждений социального обслуживания, обеспечивающая различные формы социального обслуживания, обеспечивающая различные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов – это центры социального обслуживания, социальные жилые дома, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические и детские дома-интернаты. В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан в системе Департамента с 1994 года создано и функционирует Государственное унитарное предприятие «Моссоцгарантия», которое на основе договоров пожизненного содержания с иждивением, заключаемых с одинокими гражданами в обмен на передачу в собственность города принадлежащего им жилья, выплачивает ежемесячную компенсацию и осуществляет уход за престарелыми. Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе. В городе открыты социальные учреждения для бездомных и новые типы учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги предоставляют123 центра социального обслуживания и 42 стационарных учреждения. В состав центров социального обслуживания входят: 1) 1174 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых на обслуживании находятся более 133 тыс.пенсионеров и инвалидов. Необходимую им помощь оказывают более15 тыс. социальных работников. Средняя нагрузка на одного социального работника 8,8 чел., что существенно превышает среднероссийский уровень (6,5 чел.); 2) 169 отделений дневного пребывания, в которых граждане получают необходимые социальные услуги, горячее питание и организованный досуг. Ежегодно услугами таких центров пользуется около 60 тыс. чел.; 3) 125 отделений срочного социального обслуживания, которыми ежегодно оказывается адресная социальная помощь 400 тыс. чел.; 4) 12 отделений социального патронажа, в которых на постоянном обслуживании находится 181 человек.
По состоянию на 1 января 2011 года на надомном обслуживании в центрах социального обслуживания состояло 136 тысяч граждан пожилого возраста инвалидов, при этом ежегодно в центры социального обслуживания обращаются около 1 миллиона человек. В городе Москве функционируют 42 стационарных учреждения(9 пансионатов для ветеранов войны и труда, 18 психоневрологических интернатов, Геронтопсихиатрический центр милосердия, 8 детских домов-интернатов, Реабилитационный центр инвалидов, Пансионат для инвалидов по зрению, пансионат «Никольский парк», Социально-реабилитационный центр ветеранов войн, 2 социальных жилых дома на 482 квартиры).В подведомственных стационарных учреждениях проживает более 16 тысяч человек.
Для оказания помощи семьям с детьми в городе также создана сеть учреждений социального обслуживания: 12 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (5 социальных приютов для детей и подростков и 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних); в 123 центрах социального обслуживания всех типов функционирует 135 отделений по работе с семьями и с детьми. При Департаменте функционирует «Горячая линия» по приему информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. В последнее время одной из востребованных форм социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2тыс. детей. Учреждения социальной защиты населения обеспечивают постинтернатную адаптацию выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время на учете в специализированных учреждениях для несовершеннолетних состоит 3034 выпускника. В целях обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми, в системе социальной защиты населения города функционирует сеть отделений по работе с детьми комплексных центрах социального обслуживания и центрах социального обслуживания (КЦСО и ЦСО). По состоянию на 1 января 2011 года на учете в центрах социального обслуживания состояло около 57 тыс. семей, в которых воспитывалось более 102 тыс. детей. По охвату социальными выплатами город Москва отличается более высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента социальной защиты населения города Москвы, треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.
В Москве 54 категории граждан пользуются различными социальными льготами. Это значительно больше, чем в других регионах Российской Федерации. На сегодняшний день 3,1 млн человек пользуются правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте; 2,7 млн человек получают скидки по оплате жилья и коммунальных услуг; 2,1 млн человек получают доплаты к пенсиям из городского бюджета; 2 млн человек получают иные виды социальных выплат; 900 000 человек получают компенсацию на оплату услуг телефонной связи; 150 000 человек получают бесплатное санаторное лечение.
На сегодняшний день городские доплаты к пенсиям, пособия, субсидии на оплату жилья, коммунальных услуг и услуг связи, бесплатный проезд в городском транспорте, обеспечение лекарствами и санаторно-курортным лечением, а также другие льготы получают 4,5 млн москвичей. Ежегодно на социальные программы расходуется более половины московского бюджета. Поэтому необходимо сохранять и постоянно увеличивать масштабы социальной поддержки москвичей. Кроме того, необходимо создать условия для развития благотворительности, волонтерского движения и деятельности общественных организаций, реализующих социальные проекты в интересах жителей города.
Важные статистические данные 2010 года: 1) число дневных общеобразовательных учреждений – 1727; 2) численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тысяч человек – 782,4; 3) число дошкольных образовательных учреждений – 2314; в них детей, тысяч человек – 328; число детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях – 106; число мест в дошкольных образовательных учреждениях, тысяч – 309.
4) число средних специальных учебных заведений – 168; 5) число высших учебных заведений – 268;
6) всего спортсооружений (количество – 9430 единиц), их единовременная пропускная способность, человек – 258361; 7) число библиотек – 440 (для взрослых – 273, для детей – 167);
8) число больничных учреждений -232, в них мест: всего тысяч – 107,8; на 10 000 человек населения – 93,3;
9) число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений – 1337;
10) численность врачей всех специальностей: всего, тысяч – 89,7; на 10 000 человека населения – 77,6;
11) численность среднего медицинского персонала: всего, тысяч – 114,7; на 10 000 человек населения – 99,3.
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.