4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
Экономические реформы, наряду с распадом СССР, стали самым важным, знаковым событием новейшей российской истории, на многие годы определившим траекторию ее развития. Спустя двадцать лет не прекращаются споры о необходимости этих реформ, их причинах и последствиях. Неслучайно одна часть общества, и особенно генерация либеральных политиков начала 90-х годов, критикует нынешние власти, обвиняя их в отказе от наследия реформ Ельцина-Гайдара, прежде всего, от принципов политической демократии и экономических свобод. Другая часть населения и политического класса, напротив, убеждена, что именно сохранение преемственности нынешнего курса реформам 90-х, в первую очередь «олигархическая» форма власти, является главной проблемой и тормозом развития страны. Действия и поступки реформаторов часто носили спонтанный характер и были во многом вынужденными в условиях тотального системного кризиса в СССР, когда времени на поиск более «щадящих», постепенных путей реформирования уже не оставалось.
К середине 80-х годов никакая идеологическая завеса не могла скрыть накопившейся в обществе социальной напряженности между элитой – партийно-хозяйственной номенклатурой и значительными массами людей. Углублялся кризис в экономике, заявил о себе национальный и региональный сепаратизм; разрушению подверглись армия и внутренние войска — опора режима; в конце 1980-х годов страну захлестнул разгул преступности. В обществе ощущалось падение нравственности. Стремительно падал престиж власти, она оказалась неспособной управлять страной, не могла дать ей реальную альтернативу. То есть на рубеже 1980—1990-х годов налицо были все составляющие российских революций.
Можно выделить четыре события, ознаменовавших начало реформ:
1) подавление «путча» ГКЧП в конце августа 1991 года, что привело к фактическому развалу Союза, параличу союзных органов власти и переходу практически всей полноты ответственности к «суверенному» руководству РФ;
2) Пятый съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в конце октября – начале декабря 1991 года, одобривший планы радикального реформирования страны и давший Президенту РФ Борису Ельцину чрезвычайные полномочия для реализации этих планов;
3) формирование «правительства реформ» с экономическим блоком во главе с Е. Гайдаром в середине ноября 1991 года;
4) либерализация цен в начале января 1992 года, ознаменовавшая переход к рынку.
Как известно, в начале 90-х годов наша страна находилась в глубоком кризисе. Путч начался 19 августа 1991г. и продолжался три дня. В первый день были оглашены важнейшие документы руководителей государственного переворота. В «Заявлении советского руководства» извещалось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению, по решению которого в Москву были введены войска. Однако ГКЧП оказалось неспособным реалистически оценить возможную реакцию на его действия российского населения, не оказавшего ему поддержки, а в значительной части выступившего на стороне Ельцина. Другой главный просчет путчистов заключался в явной переоценке власти Центра над союзными республиками. Большинство последних достигли уже той степени суверенитета, которая исключала в их глазах легитимность действий ГКЧП. Они заняли в отношении акций путчистов позицию или осуждения или непризнания. Исход схватки между ГКЧП и российскими властями решился 20 августа, когда Ельцин и его окружение пресекли попытки захвата Белого дома путчистами, переломили ход событий в свою пользу и взяли под контроль всю ситуацию в России. 21 августа члены ГКЧП были арестованы. КПСС была распущена. 8 декабря лидеры Белоруссии, России и Украины подписали договор об образовании Содружества Независимых Государств, к которому позже присоединились еще восемь союзных республик. Особая роль в процессе крушения СССР принадлежала Ельцину. Избранная им и его единомышленниками с начала 1990 годов стратегия утверждения и расширения суверенитета России, радикального сокращения полномочий правительства СССР стала одной из главных движущих сил, расшатавших союзное государство. Именно российская декларация о суверенитете, одобренная 12 июня 1990 года, оформила процесс «парада суверенитетов» союзных республик.
Необходимость провести жесткие и непопулярные меры в области экономики, в том числе резкое повышение и либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, формирование основных институтов рыночной экономики, - не вызывала сомнений у большей части сторонников новой власти РФ, дискутировались лишь скорость и конкретные формы рыночных преобразований. Так, Пятый съезд народных депутатов РФ, где значительную роль играли и представители оппозиции, без серьёзных колебаний утвердил в ноябре 1991 г. общую программу рыночных преобразований: 1991 год - указ о свободе торговли; 1992 год – либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации; 1993 год – падение темпов инфляции; 1998 год – экономический кризис, угроза дефолта, четырехкратный обвал курса рубля.
Либерализация цен или отпуск цен – элемент экономической политики, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. В результате радикальной либерализации потребительских цен 90% розничных цен и 80% оптовых были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребит. товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. По итогам 1992 года инфляция составила 2600% и тем самым ликвидировала все сбережения советского периода. Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 годах ВВП и промышленное производство упали более чем на 20%, уровень жизни большинства населения резко снизился. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 года был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли.
Приватизацию обычно связывают с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть госимущества России перешла в собственность отдельных людей, благодаря их личным связям. В России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное кол-во людей, живущих ниже уровня бедности.
Выбор Ельцина в пользу «команды Гайдара» - молодых экономистов, не имевших ни политического, ни управленческого опыта – в большей мере обусловил процесс рыночного реформирования «сверху», без учета мнения общества и депутатского корпуса, преобразования, во многом носившего насильственный, авторитарный характер. В результате, с началом реформ общество стало постепенно отстраняться от влияния на процесс принятия решений, а попытки представительной власти как-то скорректировать ход реформ стали восприниматься более враждебно, что уже в 1992 году значительно сузило социальную базу реформ, а в 1993 году привело к известным событиям «октябрьского путча». Новый слой бизнесменов, вставший у руля процессов перераспределения собственности, сформировался не снизу, не из среды наиболее эффективных представителей малого и среднего бизнеса, а был фактически «назначен сверху, органами государственной власти, что надолго предопределило олигархический характер российского капитализма. Общество, лишившись рычагов влияния на власть, постепенно становилось все более пассивным и инертным, граждане замыкались на решении своих личных проблем. А власть, лишенная эффективного контроля снизу, все сильнее погрязла в коррупции, бюрократической неэффективности, безответственности. Все эти проблемы, порожденные решениями, принятыми в начале 90-х, до сих пор сохраняются, а во многом продолжают усугубляться.
Основные противоречия – неэффективное государственное управление, коррупция, чрезмерный рост социальной дифференциации, неработающие законы, отсталая социальная сфера, - все это продолжает оставаться серьезнейшими проблемами, пока не поддающимися решению. В ряде вопросов произошел откат назад – практически исчезли ростки политической демократии, пробивавшие себе дорогу в 90-е, огромные проблемы испытывает бизнес, особенно малый и средний, до сих пор не решены вопросы разграничения собственности, снижена вертикальная мобильность граждан, что свидетельствует об элементах социально-политического застоя. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица.
Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. Благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений). Экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали тяжелые социально-экономические последствия. В стране так и не сложились условия для эффективной конкуренции, не был создан механизм рыночной концентрации и накопления капитала, не сформировался необходимый набор стимулов для эффективного использования ресурсов, не выстроена система прозрачных и соблюдаемых всеми основными участниками правил экономической игры. В течение пяти лет после начала реформ в экономике наблюдался спад производства.
Ключевой итог реформы – снижение уровня жизни населения при одновременном росте социальной дифференциации. Сильнейший удар испытало население вследствие обесценения его сбережений, начавшееся ускоренное расслоение неизбежно оказалось связанным с ухудшением благосостояния и даже обнищанием определенных групп населения. Тем не менее, все же был сделан качественный скачок в общественной и экономической жизни, уход от тоталитарного общества. Экономические реформы, начала 1990-х г. привели к совершенно новой социально-экономической и политической структуре России, где в отличие от советского периода, по-другому организованы экономика, структура собственности, государственные и общественные институты. Сегодня страна во многом находится перед очередной политической развилкой, которая может определить ее судьбу еще на многие годы вперед..
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.