logo
Gosy_vse_otvety

9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.

В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством. В России насел. пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% нас-ия, занятого вне сельского хоз-ва. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, нас-ие которых меньше 12 тыс. чел.. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением числ-ти населения населённых пунктов, уже имевших статус города.

Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом.

Главные детерминанты города - величина и функциональный профиль. Эти признаки положены в основу научной классиф-ии и типологии городских поселений.

При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и т.д. обычно применяется критерий числ-ти нас-ия (величины города).

Современные города делятся на малые (до 50 тыс.жителей), средние (50—100 тыс.), большие (100—250 тыс.), крупные (250—500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 миллион) и города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей).

В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечить условия своего собственного функционирования и развития. Внешний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территор-ого разделения труда, имеет определенные обязат-ва перед другими составляющими территориальной соц.-экономической системы.

Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города. Именно эти функции (в различных сочетаниях) опр-ют функциональный профиль того или иного города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.

Функциональный профиль может быть правильно определен только на основании анализа полной хозяйственной стр-ры городов, который должен опираться на систему количественных показателей. Чтобы охарактеризовать градообразующие функции, нужно выделить градообразующие контингенты трудящихся из всего нас-ия города.

Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышл-ти выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соотв-но ниже средне-российских показателей, явл. в подавляющем большинстве городами непромышленными.

Существование городов различных типов обусловлено необход-ью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.

Следует отметить, что всякая классиф-ия носит условный характер. Выделение основных функцион-ых типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существ-ия городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнит-ых типов и подтипов.

Морфологическими разновидностями урбанизации, или ее пространственными вариантами, являются:

Стадии развития процесса урбанизации

I стадия — точечная урбанизация характ-тся: периодом развития крупного промышл-ого производства; массовым оттоком населения из сельской местности в города; концентрацией городского населения в отдельных крупных городах; очень быстрым ростом городского населения. Наиболее ярко эта стадия сейчас представлена в развивающихся странах.

II стадия — субурбанизация характ-тся: процессом роста и развития пригородной зоны; опережающим по сравнению с городом-центром развитием поселений в зонах влияния крупных городов; развитием окраин; уплотнением населения в пригородах; появлением городских агломераций. Синоним городской агломерации (термин, принятый во Франции) в Великобр. — конурбация, в США — метрополисы.

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений (в основном, городских), объединенная, главным образом, многообразными интенсивными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Городские агломерации м.б. моноцентрические (с одним ядром) и полицентрические (с несколькими ядрами, иногда их называют конурбацией).

Причины возникновения агломераций:

1) рост и развитие средств связи и транспорта;

2) рост жизненного уровня значительной части населения.

III стадия — гиперурбанизация характ-тся: резким увеличением площади и людности города с ярко выраженными негативными экологическими проявлениями; сокращением числ-ти центральных частей городов; появлением специфической формы гиперурбанизированных поселений, которые называются мегалополисы.

Стадия характерна для некоторых развитых стран. В постиндустриальных странах происходит сокращение числ-ти населения агломераций, снижение темпов роста городского населения.

В градостроит-ых работах можно встретить последующую стадию рурбанизации, которая характ-ся возникновением новых центров вдали от сложившихся, ростом населения в малых городах, сельской местности, проникновением городских жизненных стандартов в сельскую местность. После нее следует стадия реурбанизации со стабилизацией численности населения крупных городов и их обновленным развитием.

Городская агломерация (от лат. agglomero — присоединяю)— компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, напр., Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Критерии объединения: массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции), 1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам), наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов, нахождение подчиненных поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих, общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала, плотное расселение по транспортным коридорам, и т. д.

Не учитываются: прямое расстояние собственно (без учета других факторов), близкие подчиненные поселения без прямой связи по транспортным коридорам, неблизкие самодостаточные города.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного произв-ва и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации)— наиболее крупной форме расселения.

Крупнейшие агломерации на Земле с числ-тью жителей более 10 млн (по состоянию на 21 апреля 2007 года):

агломерация

жителей

включает в себя

государство

Токио

33,4 млн

Йокогама, Кавасаки, Саитама

Япония

Сеул

23,2 млн

Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон

Южная Корея

Мехико

22,1 млн

Несахуалькоэтль, Экатепек, Наукальпан

Мексика

Москва

15,8 млн.

Балашиха, Видное, Химки, Одинцово, Подольск, Королёв, Мытищи, Троицк, Щёлково

Россия

Московская агломерация (Московский столичный регион)— агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший макроэкономический регион в России и одна из крупнейших городских агломераций мира (в завис-ти от методов подсчета населения занимает 15-18 место) основа Центрального мегалополиса Население Московской агломерации в пределах двух пригородных поясов, с пригородной зоной в радиусе 70 км. от МКАД составляет приблизительно 15 млн. человек.

Мегалопо́лис (от греч.— большой город), редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого кол-ва соседних городских агломераций.

Мегалополис — крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран.

Наиболее важным фактором относительно успешного вхождения в рыночную эк-ку переходного типа явилась «профессия» города, функциональная стр-ра его эк-ки. В более выгодном положении оказались полифункциональные центры, особенно региональные столицы, диверсифицированная стр-ра эк-ки которых стала важным условием их большей устойчивости. Центральные функции сыграли свою положит-ую роль в развитии малых и средних поселений, исполняющих роль районных центров.

Особенно в неблагоприятном положении оказалась большая часть монопоселений, узкая специализация которых не дала им достаточного маневра для вхождения в рынок. Часть монопоселений, прежде всего, центры нефте- и газодобычи и переработки и другие экспортноориентированные сырьевые центры, успешно вписались в рыночную эк-ку и явл. динамично развивающимися городами. В 1990-е годы сложный период наступил в развитии закрытых городов и городов науки, которые были одними из самых процветающих городских центров советского периода.

Важную роль в тенденциях развития городов, особенно монопрофильных, в том числе закрытых городов и городов науки, продолжало играть их экономико-географическое положение. В более благоприятном положении оказались те из них, которые находились в составе крупных городских агломераций, располагались в узлах удобных транспортных путей и др.

Можно сказать, что на рубеже веков сложилась новая иерархия городских центров, связанная с их «востребованностью» в условиях переходной рыночной и глобальной эк-ки в целом: это 1) два крупнейших города страны – Москва и Санкт-Петербург, 2) региональные столицы (особенно межрегиональные центры), 3) экспортноориентированные центры, в том числе добычи и переработки сырьевых ресурсов, и города с выгодным положением (в составе крупнейших городских агломераций, города-порты и др.).