9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством. В России насел. пункт может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% нас-ия, занятого вне сельского хоз-ва. Тем не менее, в России есть достаточно много (208 из 1092) городов, нас-ие которых меньше 12 тыс. чел.. Их статус города связан с историческими факторами, а также с изменением числ-ти населения населённых пунктов, уже имевших статус города.
Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом.
Главные детерминанты города - величина и функциональный профиль. Эти признаки положены в основу научной классиф-ии и типологии городских поселений.
При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и т.д. обычно применяется критерий числ-ти нас-ия (величины города).
Современные города делятся на малые (до 50 тыс.жителей), средние (50—100 тыс.), большие (100—250 тыс.), крупные (250—500 тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 миллион) и города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей).
В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечить условия своего собственного функционирования и развития. Внешний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территор-ого разделения труда, имеет определенные обязат-ва перед другими составляющими территориальной соц.-экономической системы.
Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города. Именно эти функции (в различных сочетаниях) опр-ют функциональный профиль того или иного города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.
Функциональный профиль может быть правильно определен только на основании анализа полной хозяйственной стр-ры городов, который должен опираться на систему количественных показателей. Чтобы охарактеризовать градообразующие функции, нужно выделить градообразующие контингенты трудящихся из всего нас-ия города.
Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышл-ти выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соотв-но ниже средне-российских показателей, явл. в подавляющем большинстве городами непромышленными.
Существование городов различных типов обусловлено необход-ью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильные, так и специализированные.
Следует отметить, что всякая классиф-ия носит условный характер. Выделение основных функцион-ых типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существ-ия городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнит-ых типов и подтипов.
Морфологическими разновидностями урбанизации, или ее пространственными вариантами, являются:
Стадии развития процесса урбанизации
I стадия — точечная урбанизация характ-тся: периодом развития крупного промышл-ого производства; массовым оттоком населения из сельской местности в города; концентрацией городского населения в отдельных крупных городах; очень быстрым ростом городского населения. Наиболее ярко эта стадия сейчас представлена в развивающихся странах.
II стадия — субурбанизация характ-тся: процессом роста и развития пригородной зоны; опережающим по сравнению с городом-центром развитием поселений в зонах влияния крупных городов; развитием окраин; уплотнением населения в пригородах; появлением городских агломераций. Синоним городской агломерации (термин, принятый во Франции) в Великобр. — конурбация, в США — метрополисы.
Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений (в основном, городских), объединенная, главным образом, многообразными интенсивными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Городские агломерации м.б. моноцентрические (с одним ядром) и полицентрические (с несколькими ядрами, иногда их называют конурбацией).
Причины возникновения агломераций:
1) рост и развитие средств связи и транспорта;
2) рост жизненного уровня значительной части населения.
III стадия — гиперурбанизация характ-тся: резким увеличением площади и людности города с ярко выраженными негативными экологическими проявлениями; сокращением числ-ти центральных частей городов; появлением специфической формы гиперурбанизированных поселений, которые называются мегалополисы.
Стадия характерна для некоторых развитых стран. В постиндустриальных странах происходит сокращение числ-ти населения агломераций, снижение темпов роста городского населения.
В градостроит-ых работах можно встретить последующую стадию рурбанизации, которая характ-ся возникновением новых центров вдали от сложившихся, ростом населения в малых городах, сельской местности, проникновением городских жизненных стандартов в сельскую местность. После нее следует стадия реурбанизации со стабилизацией численности населения крупных городов и их обновленным развитием.
Городская агломерация (от лат. agglomero — присоединяю)— компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.
Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, напр., Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).
Критерии объединения: массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции), 1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам), наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов, нахождение подчиненных поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих, общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала, плотное расселение по транспортным коридорам, и т. д.
Не учитываются: прямое расстояние собственно (без учета других факторов), близкие подчиненные поселения без прямой связи по транспортным коридорам, неблизкие самодостаточные города.
Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного произв-ва и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации)— наиболее крупной форме расселения.
Крупнейшие агломерации на Земле с числ-тью жителей более 10 млн (по состоянию на 21 апреля 2007 года):
агломерация | жителей | включает в себя | государство |
Токио | 33,4 млн | Йокогама, Кавасаки, Саитама | Япония |
Сеул | 23,2 млн | Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон | Южная Корея |
Мехико | 22,1 млн | Несахуалькоэтль, Экатепек, Наукальпан | Мексика |
Москва | 15,8 млн. | Балашиха, Видное, Химки, Одинцово, Подольск, Королёв, Мытищи, Троицк, Щёлково | Россия |
Московская агломерация (Московский столичный регион)— агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший макроэкономический регион в России и одна из крупнейших городских агломераций мира (в завис-ти от методов подсчета населения занимает 15-18 место) основа Центрального мегалополиса Население Московской агломерации в пределах двух пригородных поясов, с пригородной зоной в радиусе 70 км. от МКАД составляет приблизительно 15 млн. человек.
Мегалопо́лис (от греч.— большой город), редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого кол-ва соседних городских агломераций.
Мегалополис — крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран.
Наиболее важным фактором относительно успешного вхождения в рыночную эк-ку переходного типа явилась «профессия» города, функциональная стр-ра его эк-ки. В более выгодном положении оказались полифункциональные центры, особенно региональные столицы, диверсифицированная стр-ра эк-ки которых стала важным условием их большей устойчивости. Центральные функции сыграли свою положит-ую роль в развитии малых и средних поселений, исполняющих роль районных центров.
Особенно в неблагоприятном положении оказалась большая часть монопоселений, узкая специализация которых не дала им достаточного маневра для вхождения в рынок. Часть монопоселений, прежде всего, центры нефте- и газодобычи и переработки и другие экспортноориентированные сырьевые центры, успешно вписались в рыночную эк-ку и явл. динамично развивающимися городами. В 1990-е годы сложный период наступил в развитии закрытых городов и городов науки, которые были одними из самых процветающих городских центров советского периода.
Важную роль в тенденциях развития городов, особенно монопрофильных, в том числе закрытых городов и городов науки, продолжало играть их экономико-географическое положение. В более благоприятном положении оказались те из них, которые находились в составе крупных городских агломераций, располагались в узлах удобных транспортных путей и др.
Можно сказать, что на рубеже веков сложилась новая иерархия городских центров, связанная с их «востребованностью» в условиях переходной рыночной и глобальной эк-ки в целом: это 1) два крупнейших города страны – Москва и Санкт-Петербург, 2) региональные столицы (особенно межрегиональные центры), 3) экспортноориентированные центры, в том числе добычи и переработки сырьевых ресурсов, и города с выгодным положением (в составе крупнейших городских агломераций, города-порты и др.).
- 1. Жилищно-коммунальный комплекс города Москвы, проблемы его реформирования.
- 2. Источники финансирования развития инфраструктуры и жилищного фонда Москвы.
- 3. Политические, социальные, экономические, иные последствия февральской и октябрьской революций 1917 года в России.
- 4. Политические, социальные, экономические, иные последствия реформ 90-х годов XX века в России.
- 5. Международные финансовые и кредитные институты
- 6. Проблемы электроснабжения Москвы
- 7. Социально-экономические и политические процессы, их свойства, особенности и классификация.
- Социально-экономические и политические процессы: их свойства, особенности и класс-ия.
- 8. Города-миллионники страны. Понятие о городском типе расселения населения.
- 9. Функциональные типы городов страны. Понятие об агломерации.
- 10. Миграционные процессы на территории России и их влияние на ее экономику.
- 11. Миграционная политика России.
- 12. Кооперирование производства. Понятие о кооперировании производства
- 13. Понятие ввп, врп, внп.
- 14. Алгоритм разработки управленческого решения и календарное планирование в органах государственной власти и местного самоуправления
- 15. Методы принятия решения в органах государственной власти и местного самоуправления. Дерево решений.
- 17 Законодательство города Москвы о социальной защите населения.
- 18. Законодательство Российской Федерации об организации государственной власти.
- 19.Законодательство рф об организации местного самоуправления.
- 20. Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения.
- 21.Принципы организации местного самоуправления в рф. (смотреть 19 вопрос, там очень хорошо написано).
- 23. Понятие правового регулирования.
- 24. Система органов государственной власти в рф.
- 25. Понятие трудового законодательства.
- 26. Виды гражданских правоотношений.
- 27. Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в рф.
- 28. Общая характеристика Генерального плана Москвы на период до 2025 года.
- 29. Пенсионная реформа в рф
- 31. Стабилизационный фонд рф: особенности формирования и использования.
- 33. Устойчивое развитие территории – стратегическое направление в деятельности органов власти государства.
- 34. Формы и виды расселения, их связь с экологическими проблемами территории.
- 36. Методы оценки уровня и качества жизни населения страны.
- 39. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. Межбюджетные отношения в рф. Сбалансированность полномочий и финансовых ресурсов, вертикальное и горизонтальное выравнивание в бюджетной системе.
- 40. Административные и денежно-кредитные инструменты государственной экономической политики.
- 41. Формирование и утверждение государственного бюджета рф.
- 42. Расходы бюджета города Москва на цели развития городского хозяйства.
- 43.Фискальная (ффн) и социальная (сфн) функции налогов.
- 44. Воздействие налогов на экономику страны.
- 45. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой.
- 47. Поступление на государственную гражданскую службу рф. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-фз о государственной гражданской службе Российской Федерации
- Глава 4. Поступление на гражданскую службу
- 48. Государственный сектор в экономике и его приватизация как инструменты государственного регулирования.
- 49.Государственное экономическое программирование (гэп).
- 50. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего и членов его семьи.
- 52. Социальная характеристика Российской Федерации.
- 53. Основы конституционного строя рф.
- 1) Политические основы конституционного строя рф.
- 2) Экономические и социальные основы конституционного строя рф.
- 3) Духовные основы конституционного строя рф.
- Участие России в международных валютно-кредитных организациях (мвф, мбрр, ебрр, бмр).
- Требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
- 57. Правовое положение города Москва.
- Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.
- Виды ггс, их взаимосвязь. Взаимосвязь государственной и муниципальной служб.
- Рассмотрение индивидуальных служебных споров.
- Экономическая характеристика Российской Федерации.
- 64. Денежно-кредитная политика Центрального Банка рф.
- 65. Территория и природные условия Российской Федерации.
- 66. Федеративное устройство Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- 69. Сравнительные характеристики города федерального значения Москва, Московской области и Российской Федерации.
- 70. Экономическая характеристика города Москвы.
- 71.Социальная характеристика города Москва.
- 72. Территориальное устройство и население города Москвы.
- 80. Транспортные проблемы Москвы.
- 82. Проблемы жилищного строительства в Москве.