logo search
Voprosy_po_KPZS

128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года

В результате победы революции 1 сентября 1969 г. (так впоследствии был назван переворот, осуществленной группой офицеров) в Ливии установился общественный строй, не имеющий аналогов в мире.

Ливия — единственная страна в мире, которая официально отказалась от идеи государства, армии, госаппарата, партий и законодательства. Политический строй, установленный в Ливии в результате революции, получил название Джамахирия(форма правления), что означает непосредственное народное самоуправление. .

В Ливии отсутствует Конституция в качестве принятого высшим органом власти в особом порядке юридического документа. Духовная конституция ливийского общества — "Зеленая книга", написанная лидером ливийской революции и бессменным руководителем этой страны с 1969 г. Муамар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи.

Книга состоит из трех частей: первая часть(январь 1976)– Решение проблемы демократии (Власть народа); вторая(2 февраля 1978) – Решение экономической проблемы(социализм); третья(1 июня 1979) – Общественный аспект (Третьей всемирной теории).

Книга содержит ряд программных положений, положенных в основу построения нового ливийского общества.

Несмотря на свою оригинальность и внешне "народные" черты, Джамахирия, в действительности, не является той образцовой формой организации общества, которую провоз гласило ливийское руководство.

По характеру политического режима — Ливия обычное авторитарное (близкое к тоталитарному) государство. Кроме того, провозглашая антикапиталистические идеи, и, живя в палатке "как простой бедуин", сам Каддафи является крупным не только африканским, но и европейским бизнесменом — совладельцем итальянского футбольного клуба "Ювентуса", многочисленных предприятий в Италии и других странах. Джамахирия, особое государство, провозглашенное на основе идей Каддафи — легальный повод избавиться от представительных органов, оппозиционных партий, армии, законодательства, установить режим личной власти Каддафи и его окружения, лишенный каких-либо институтов сдерживания.

По форме государства - республика. С 1977 страну переименовали в– Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия («народное государство»).

Национальное правительство. В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является Всеобщий народный конгресс, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.

Судебная система. Основой судопроизводства является Коран. Судопроизводство осуществляется иерархически выстроенной системой судов. В судах магистратов рассматриваются мелкие дела. Далее идут суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд.

В первой части указывается:

Закон общества. Нет — писаным законам: любые писаные законы — это чья-то воля, навязанная кем-то кому-то, они неистинны;поэтому люди часто нарушают законы и пытаются их обойти, т. к. законы исходят не от них; истинный закон для ливийцев — естественный закон — это совесть, традиции и вера в Бога. В 1977 г. духовной конституцией Ливийского общества, наряду с Зеленой Книгой, объявлен Коран. В Ливии действует также принятая в 1990 г. Хартия революционной законности — документ, на основании которого Джамахирия может принять самые жесткие меры к инакомыслящим.

Парламенты. « Нет представительству от имени народа » - нет большей несправедливости и лицемерия в ситуации, когда один человек (депутат) "представляет" во власти тысячи или десятки тысяч других людей, которых он даже не знает и от нужд которых далек; так же как в ситуации, когда группа людей (парламент) принимает решения и осуществляет власть за народ; любое представительство от имени народа, на котором основываются все современные государства — обман; любой человек, желающий представлять во власти народ, забирает это право у народа, часто при этом обманывая массы.

В новом ливийском обществе, согласно учению Каддафи, все формы представительства от имени народа должны быть заменены самоуправлением самого народа. Взамен представительным органам власти учреждаются органы народного самоуправления: Народные конгрессы; Народные комитеты.

Народный конгресс — сбор всех жителей населенного пункта, на котором неформально решаются важнейшие вопросы внутренней жизни данного населенного пункта.

Для организации текущего управления народный конгресс формирует подотчетный ему народный комитет. Сотрудники народного комитета не становятся профессиональными управленцами (чиновниками), они выполняют функции управления на общественных началах, подотчетны народному конгрессу и в любой момент могут быть им отозваны.

Все народные конгрессы, действующие в Ливии, избирают делегатов Всеобщего (вселивийского) народного конгресса (собирается раз в год примерно в количестве 1000 человек и решает важнейшие вопросы жизни Джамахирии). Всеобщий народный конгресс избирает Верховный народный комитет (выполняет управленческие функции на уровне страны и подконтролен Всеобщему народному конгрессу).

Официальный глава государства в Ливии отсутствует. Общество само осуществляет контроль над собой.

Фактический руководитель страны Муаммар Каддафи именуется "лидером ливийской революции" и управляет страной неформально, "по традиции", "как наиболее сильный воин управляет племенем".

Несмотря на подобное обоснование ливийской системы власти (самоуправления), в реальной жизни жесткое управление Ливией осуществляет Совет революционного командования группа высших офицеров, пришедших к власти в 1969 г. и спецслужбы.

Партии. "Нет политическим партиям! любая политическая партия — это всегда меньшинство, желающее навязать свою волю большинству (часто — не членам партии), натравить одну часть общества на другую; в погоне за властью партии очерняют друг друга, нарушают стабильность в обществе, раскалывают общество, делают заложником своих узких интересов и межпартийной борьбы весь народ;поэтому в новом ливийском обществе политических партий не должно быть. Несмотря на официальное отсутствие партий, в реальности в Ливии существует "народная организация" — Арабский Социалистический Союз, играющий роль единственной правящей партии.

Референдум. Референдум - фальсификация демократии. Те, кто говорит "да", и те, кто говорит "нет", на деле не выражают своей воли, а обречены современной демократией на молчание. Они могут сказать лишь одно слово - "да" или "нет". Это наиболее жестокая и беспощадная форма диктаторского режима. Говорящий "нет" должен иметь возможность мотивировать, почему он сказал "нет", а не "да", а говорящий "да" должен иметь возможность объяснить, почему он сказал "да", а не "нет". Каждый должен обосновать свое желание, причину одобрения или неодобрения!!.

Пресса. Пресса - это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Поэтому с точки зрения как логики, так и демократии пресса не может принадлежать ни физическому, ни юридическому лицу.

Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации. Демократическая печать - это печать, издаваемая народным комитетом, включающим различные общественные группы - профсоюзы рабочих, женщин, студентов, крестян, специалистов, служащих, ремесленников и других общественных групп. Только в этом случае печать и иные средства информации будут выражать мнение общества в целом, явятся рупором общественного мнения. Тем самым печать и средства информации станут подлинно демократическими.

Армия. "Нет — армии!": армия — инструмент для подчинения всего народа части народа; поэтому в Ливии устраняется профессиональная армия и заменяется, "вооруженным народом".

В то же время страна пронизана вертикалью "революционных комитетов" (ревкомов), жестко контролирующих ситуацию в стране и вовремя пресекающих любые попытки зарождения оппозиции.

Во второй части:

"Нет эксплуатации человека человеком". Все формы эксплуатации, когда один человек (группа людей) получает прибыль от труда другого человека (группы людей) запрещены.

Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, - это те же рабы.

Наемный работник находится в полурабской зависимости от нанявшего его хозяина.

Потребности. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Жилище является основной потребностью отдельной личности и семьи, и поэтому оно не может принадлежать никому другому. Человек, живущий в чужом доме, за плату или бесплатно, не может быть свободен.

Средства существования - это не плата за продукцию, произведенную человеком для кого-то другого, а либо личная собственность человека, которой он сам распоряжается для удовлетворения своих потребностей, либо его доля в производстве, одним из основных элементов которого он является.

Земля. Земля не принадлежит никому. Однако каждый имеет право пользоваться землей на протяжении своей жизни и жизни наследников для удовлетворения личных потребностей, трудясь на земле, возделывая ее или используя для выпаса скота, насколько позволяют ему собственные силы, не используя при этом чужого оплаченного или бесплатного труда. Домашняя прислуга. В современном обществе домашняя прислуга, независимо от того, работает она за плату или бесплатно, находится в рабском положении. Это рабы нового времени. Поэтому нужно бороться за избавление домашних слуг от оков рабства и превращение их в партнеров, занятых в сфере материального производства, продукция которого делится на части по числу элементов производства. Жилище должно обслуживаться теми, кто в нем живет. В тех случаях, когда участие работников все же необходимо, домашняя работа должна выполняться не прислугой, работающей за плату или бесплатно, а работниками, пользующимися правом продвижения по службе и имеющими те же социальные и материальные гарантии, что и остальные работники сферы общественных услуг.

Все предприятия в Ливии должны находится в общей собственности тех, кто на них непосредственно работает, а любое производство построено только на началах партнерства.

В третьей части:

Семья.

Процветающее общество - это общество, в котором человек естественно развивается в условиях семьи, общество, в котором процветает семья, с которой человек связан прочными узами. Если человеческое общество станет когда-нибудь обществом без семьи, оно будет обществом бродяг и уподобится искусственному растению.

Племя.

Племя - это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя - это большая сем ья. Поэтому чтобы иметь возможность пользоваться ценностями, привилегиями и идеалами, которые создаются взаимосвязью, сплоченностью, единством, привязанностью и любовью на уровне семьи, племени, нации всего человечества, для человеческого общества чрезвычайно важно сохранить сплоченность как на уровне семьи и племени, так и на национальном и мировом уровне.

Нация - это большая семья, прошедшая путь развития от племени до совокупности племен, имеющих общее происхождение или слившихся воедино в силу общности судьбы. Семья может стать нацией, только пройдя стадию племени, деления племени и, далее, стадию смешения племен. Единая религия может объединить в одно государство несколько наций. Объединение возможно также в силу экономической необходимости и военных завоеваний.

Женщина.

Указывается что женщина уравнена с правами мужчины. Но это только с их точки зрения, т.к. в книге говориться: что женщина является особью женского пола, она каждый месяц переносит болезненные состояния, если нет таковых значит она беременна. Она должна кормить грудью до двух лет, иначе она будет наказана.Функция женщины материнство, должна сама растить ребенка, запрещается отдавать в ясли. ДЕТИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ СЕМЬИ И КРОВА, ВОСПИТЫВАЮТСЯ ОБЩЕСТВОМ. ТОЛЬКО ДЛЯ ЭТИХ ДЕТЕЙ ОБЩЕСТВО СОЗДАЕТ ЯСЛИ И ДРУГИЕ ПОДОБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОПЕКА ОБЩЕСТВА НАД НИМИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ОПЕКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ РОДИТЕЛЯМИ. Женщине запрещается обучаться мужской профессии, с этим она теряет свою женственность.

В силу физиологического различия мужчин и женщин , у мужчин функция – добытчик. Он обеспечивают семью, следит за порядком. Мужчина должен быть жестким и грубым. Человеческие права равны для всех - мужчин и женщин, взрослых и детей.

Образование.

Обязательное обучение, которым похваляются государства мира, сумевшие навязать его молодежи, является средством подавления свободы, подавления природных способностей человека.

Навязывать людям изучение определенных предметов - диктат. Знание - естественное право каждого человека, и никто не должен лишать человека этого права, только сам человек может отказаться от него.

Спорт, верховая езда, зрелища .

Спорт может быть индивидуальным, подобно молитве, творимой человеком в одиночестве, даже в закрытой комнате, либо коллективным, когда спортивные игры проводятся на открытых площадках, подобно тому, как массовые молитвы совершаются в храмах. Театральные и концертные залы заполняют леди несерьезные, неспособные играть в жизни героическую роль, те, кто не понимает смысла исторических событий и не представляет себе будущего. Эти бездельники приходят в театры и зрительные залы, чтобы посмотреть, как течет жизнь и поучиться совершенно так же, как ученики, заполняющие школьные классы, чтобы учиться. Бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства. Однако самые просвещенные и интеллектуально развитые люди уже сейчас сторонятся этих варварских видов спорта, не желая быть ни участниками, ни зрителями подобных выступлений.